Иногда мы даем советы о том, что стоит почитать и пытаемся объяснить, почему именно та или иная книга стоит потраченного времени. При этом, мы довольно редко касаемся общепризнанной классики, но бывает, что опыт от чтения становится настолько ярким, а ощущения мощными, что мы просто не можем не поделиться. В этот раз предлагаем обратить внимание на роман «Искра жизни» Эриха Марии Ремарка, вышедший в 1952 году.
Концентрационный лагерь «Меллерн» мирно нежился на солнышке. Плац, прозванный весельчаками из «СС» танцплощадкой, был почти безлюден. Справа от главных ворот висели четверо арестантов. Два кочегара из крематория, соревнуясь друг с другом в меткости, швыряли в них из окна кусочки угля. Из труб крематория валил черный дым. Ветром его прижимало к земле. Запах у дыма был жирный, сладковатый и вызывал тошноту. То было начало весны 1945-го года. Весны, пережить которую хотели многие. Но удалось это далеко не всем.
Романы Эриха Марии Ремарка, при высочайшем качестве исполнения, в большинстве случаев, всегда об одном — любви уставшего от жизни мужчины к роковой женщине. И этим «Искра жизни» разительно отличается от остальных произведений автора. Люди тут цепляются за продолжение не жизни, а своего существования, с такой силой, что невольно хватаешься за голову, прочитав о том, на какую подлость, или, наоборот, геройский поступок, идут персонажи, желающие остаться в живых еще хотя бы на день.
«Скелет номер 509 медленно приподнял голову и открыл глаза. Он не знал, что с ним было —обморок или просто заснул. Между сном и обмороком давно уже почти не было разницы, голод и истощение стерли эту грань. Сон ли, обморок ли: всякий раз тебя засасывала черная болотная муть, откуда, казалось, возврата уже нет»
Вечно голодный, истерзанный пытками и болезнями, номер 509 привык бороться за каждый свой вздох. И прискорбно осознавать, но эту схватку он уже проиграл. 509 обитает в Малом лагере, месте, куда нацисты отсылают уже ни на что не годных людей. Но бомбы Союзников, падающие на близлежащий немецкий городок, зажигают в искалеченных душах заключенных давно потухшую искру надежды. Параллельно, те же бомбы, гасят оную у второго героя романа — оберштурмбанфюрера Нойбауэра, коменданта лагеря.
В итоге, совсем нетипичная для Ремарка завязка, оборачивается мрачной, и местами дикой историей о выживании.
«Искра жизни» — очень личное для Ремарка произведение. Его он посвятил своей сестре, казненной нацистами за антифашистские высказывания, и за носимую ей фамилию запрещенного, и находящегося в опале, писателя. Неудивительно, что роман иногда физически больно читать — слишком живо переданы в нём людские муки. Никогда не бывавший в концлагере Ремарк, с помощью силы слова, превратил его в одного из действующих лиц романа. Он позволяет читателю прожить эту историю вместе с героями. И делать этого, порой, не хочется так, что я закрывал книгу и брал перерыв. Впрочем, для того, чтобы через пару минут вернуться в этот увлекательный ужас.
«Шульте был молодым человеком двадцати трёх лет, с серыми глазами, с правильными чертами лица. Еще до прихода нацистов к власти он был членом «Гитлерюгенд». Ему внушили, что есть арийцы и недочеловеки. Узники лагеря были врагами партии и государства, и поэтому к ним были неприменимы понятия сострадания и человечности. Они были хуже зверей. Когда их убивали, отношение к ним было, как к вредным насекомым. Его нисколько не мучила совесть. Он хорошо спал, и единственное, о чем сожалел, что не попал на фронт из-за порока сердца. Он был надежен в дружбе, любил поэзию и музыку, и в то же время считал пытку неизбежным средством для получения информации от заключенных. Он был влюблён в дочь советника и писал ей красивые, романтичные письма. В свободное от службы время Шульте любил петь. У него был приятный тенор»
Я настоятельно рекомендую ознакомиться с данным произведением. Несмотря на внушительный объём, читать «Искру жизни» стоит хотя бы для того, чтобы после шокирующего финала осознать, что всё в вашей жизни более чем хорошо.
Этот текст написал читатель Disgusting Men. Если вы хотите о чем-то высказаться, воспользуйтесь формой обратной связи.