Сложно представить видеоигру на основе сайфайно-философских опусов Станислава Лема, которого все в первую очередь вспоминают по «Солярису». Но польская студия Starward Industries, видимо, лёгких путей не ищет. The Invincible — это игра (и, кажется, первая в своём роде) по мотивам романа «Непобедимый» того самого Лема. И она умудряется быть не скучной, при этом полностью сохраняя суть первоисточника.
«Непобедимый» — это роман той эпохи, когда Лем ещё не окончательно уехал в сторону философских эссе
«Непобедимый» написан в 1963 году. Тогда Лем предпочитал подавать свои рассуждения в форме относительно доступных научно-фантастических историй о межзвёздных экспедициях — с острым сюжетом и даже вполне осязаемом экшеном. Собственно, «Непобедимый» — это понятная любому приключенческая фантастика с элементами детектива и «космического» хоррора, в которой всю философию при желании можно (но не нужно) пропустить мимо.
События романа разворачиваются на необитаемой планете земного типа Регис III, куда с исследовательской миссией отправился гигантский флагман «Кондор», который вскоре перестал выходить на связь. На его поиски был отправлен корабль «Непобедимый», его экипаж — главные герои романа. Но не игры.
В The Invincible на Регис III прибыло крошечное исследовательское судно «Стрекоза» с несколькими учёными на борту. Все персонажи выдуманы разработчиками, но в остальном сюжет романа повторяется. А в некоторых случаях игра вообще может внезапно превратиться в вольный приквел литературного «Непобедимого».
Разумеется, The Invincible — это «симулятор ходьбы»
Хотя чисто технически до такого определения можно и докопаться! Ведь половину игры придётся не ходить, а рассекать по пустынному Регису на вездеходе. А однажды даже чуть-чуть пострелять. Но суть от этого не меняется, игра не превращается в DOOM или сайфайную версию Spintires. Самый близкий аналог «Непобедимого» — Firewatch. Ясна, главная героиня, так же бродит по миру игры в одиночестве, но постоянно находится на связи с командиром своего корабля, оставшимся на орбите.
Общение, правда, проходит в другом ключе. В Firewatch, общаясь по рации с Делайлой, мы проходим путь от отстранённого недоверия с подколами к дружбе, граничащей с любовью. Она для главного героя (и для нас) становится живым и в какой-то мере дорогим человеком. А вот Ясна со своим начальником изначально находится в напряжённых отношениях и это напряжение всю игру сохраняется. При этом оно не развивается поступательно, а качает на качелях: то мы шутки шутим, то опять бодаемся на философские или практические темы. Общение в The Invincible — это сплошные шестичасовые дебаты.
И это тоже интересный опыт. А само общение — главная геймплейная механика в игре. Потому что за его пределами мы просто ездим и ходим. Головоломок в игре нет, а использование всяких сканеров и локаторов — просто визуальный гиммик, а не реальная механика. Впрочем, ходить в игре не нудно. Пространства большие и на первый взгляд даже свободные, а указания и цели частенько размытые. Но при этом ты никогда не плутаешь по пустыне бесцельно — куда идти и что делать всегда понятно интуитивно или благодаря ярким ориентирам. С навигацией разработчики справились, а в не-коридорном симуляторе ходьбы это очень важно.
Но что же там с сюжетом?
Говорить про сюжет «Непобедимого» без спойлеров невозможно. Хотя в то же время странно бояться заспойлерить историю 60-летней давности. Если кратко — с сюжетом всё отлично. Но как ещё могло быть, это же Лем в расцвете сил и с чёрнейшей депрессией — идеальное состояние для писателя.
В начале истории мы ничего не понимаем, героиня ничего не помнит, а единственная задача максимально приземлённая — найти своих и свалить поскорее. Но чем дальше, тем более «возвышенными» становятся цели. Ясна из гуманистических побуждений пытается найти и спасти других выживших, которые ей по сути враги. Но и это не вершина, игра в целом-то не о гуманизме. Попытки понять принципиально иные формы жизни, рассуждения о природе эволюции и правомерности вмешательства в неё человека, формирование понятия некроэволюции — всё это было в романе, всё это есть в игре. «Непобедимый» — это во всех смыслах научная фантастика. Поэтому нужно готовиться к глубокому закапыванию в сложные темы на грани науки и философии — с соответствующей терминологией (спасибо за отличную русскую локализацию).
Но прелесть The Invincible в том, что она вовсю пользуется своей интерактивной формой. Поэтому игра не просто преподносит всю эту философию как есть с предложением подумать на досуге. Она даёт высказать своё мнение по всем поднятым вопросам. И в соответствии со своим отношением к происходящему принять определённые решения, которые сформируют характер героини, её отношения с другими персонажами и концовку. Финалов тут как минимум 11, и половина из них действительно очень разные — с разной степенью драмы. Почти интерактивное кино получается.
«Непобедимый» — один из самых захватывающих романов Станислава Лема, заставляющий после прочтения сидеть в ступоре, перемалывая в голове его абстрактные возвышенные идеи. Достойное чтиво, не потерявшее актуальности за 60 лет. А игра The Invincible переносит его в интерактивный формат, сохраняя глубину, но делая ещё доступнее — это достижение, достойное уважения. Всем, кого очаровывает именно философская, загадочная сторона научной фантастики точно стоит пробовать.
«Мир — это сумасшествие одного Супермозга»: почему Станислав Лем не любил экранизации «Соляриса»