2020 год был не то чтобы плохим или хорошим — он был насыщенным. Хватало и плохого, и хорошего, и такого, что вроде и не плохо, но и не хорошо… Хз. Возможно, так вообще стоило бы охарактеризовать весь этот год, но мы остановимся на четырех частных случаях, которые оказались… да хз, в общем.

Новые булки в «Макдональдсе»

Главное событие в фастфуде-2020 — перемены в рецептуре бургеров «Макдака». Практически все они не вызвали нареканий — они были либо позитивные, либо едва заметные: больше соуса в «Биг Маке»? Отлично. Лук добавляем в котлеты при жарке? Ок, давайте. Плавим сыр при другой температуре? Ради бога, доверяем вам, пацаны!    

Но с новыми булками все пошло не так: это слишком заметная перемена. Благодаря им бургеры стали более презентабельно выглядеть, поблескивая на свету, но какой ценой?

Глянцевые, более упругие (и более «резиновые»), чуть меньше размером, чем старые булки (что хуже влияет на крепкость конструкции бургера); наконец, с едва заметным, но все же заметным сладковатым привкусом. Теперь это стандарт для всех бургеров, кроме «Биг Тейсти». Постигнет ли и его участь оказаться меж двух бриошей — неизвестно. 

Не хочу драматизировать, но по моим внутренним ощущениям новые булки снизили степень вожделения «Биг Мака» процентов на 15-20. Неужели они так плохи? Возможно, не настолько, но кажется, это тот случай, когда классический рецепт стоит оставлять в точности таким, какой он есть — может, слегка его модифицируя, но не меняя один из базовых ингредиентов. Иначе — хз.

Стас Ломакин

йеее


«Довод» Кристофера Нолана

«Довод» попадает в номинацию по нескольким причинам. На фильм в 2020 году возложили роль мессии — ему было суждено спасти кинотеатры. Релиз «Довода» постоянно переносился — это кино исключительно для кинотеатров и пока они не откроется, не выйдет и «Довод». И по сути, это действительно единственный огромный голливудский блокбастер уходящего года. На деле же фильм то ли едва-едва окупился, то ли ушел в небольшой минус. Не фартануло или «Довод» оказался не так уж хорош?

Несмотря на претенциозную запутанную концепцию, «Довод» легко смотреть. Особенно тем, кто соскучился по бондиане. Легко восторгаться безумной постановкой фильма, его экшен-сценами и спецэффектами — это запредельный уровень. Но внутри «Довод» не умнее других летних блокбастеров, хоть и пытается казаться жутко-научным и философским. Он даже не особо запутан — кое-какие вопросы в деталях могут остаться, но в целом даже проспавшие полсеанса в попкорне зрители под конец поймут, почему пули летят обратно из стены в пистолет, а машины гоняют задом наперед. Любопытная концепция «Довода» проще, чем кажется на первый взгляд, но у нее есть потенциал. Раскрыт ли он через глупый бондовский боевичок про русского олигарха, задумавшего уничтожить мир? Вот уж хз.

Денис Майоров


Шоу «Простапокалипсис»

В начале 2020 года к нам в подкаст гостем пришел Сергей Стиллавин, уважаемый радиоведущий, который в дуэте с Геннадием Бачинским в свое время изобрел жанр «словесный беспредел». Многие дети конца восьмидесятых слушали утренние эфиры на радио «Максимум», а кое-кто застал и «Модерн», где мужчины максимально естественно выступали с шутками и комментариями на грани допустимого. Конечно, до того как люди вообще изобрели понятие «подкаст», шоу Бачинского и Стиллавина в известном смысле и было тем самым подкастом. 

Простапокалипсис Сергей Стиллавин Петр Сальников Игорь Белкин

Мы быстро нашли с Сергеем общий язык и решили, что надо придумать что-нибудь с его участием. Потом год стремительно покатился в ад, возможность встречаться лично пропала, и мы вернулись к теме лишь в конце весны, подключив к интеллектуальной атаке Игоря Белкина. Шоу «Простапокалипсис», как бы вы к нему ни отнеслись, вынашивалось и обдумывалось. Мы репетировали, писали сценарии и устраивали читки. Задумывался прямоэфирный экшн с обсуждением только плохих новостей: по ходу, конец света на пороге, круто быть его летописцами. Белкин в Америке, там вообще привет; Сальников за городом осваивает деревенскую жизнь; Стиллавин уверенней всех из тройки держится в контексте русской действительности. Затея, в целом, сработала, хоть и не загорелась так ярко, как предполагалось. Первый выпуск запускался сразу с коммерческим партнером — спасибо Mad Robots за веру в нас — заслужил ощутимый зрительский интерес, благодаря поддержке подписчиков Disgusting Men сходу собрал небольшое сообщество людей, которые делились карантинными историями в рубрике «Вот те крест».

Не самый ровный и кассовый старт в истории интернета, но черт возьми, мы запустили шоу на троих ведущих, которые не просто говорят, но и что-то показывают, в тот момент, когда никто еще особо не понял, как работать в ковидных обстоятельствах. В апреле-мае 2020 года весь контент превратился в вебкам-дефиле; тысячи творческих коллективов не успели адаптироваться; выяснилось, что у половины российских подкастеров дома нет своих микрофонов. Мы, тем временем, не сбавляли темп, окопались в своих специально обустроенных крепостях, по понедельникам делали эфиры в поддержку конкурса разработки с Epic Games, еженедельно выпускали подкасты и газанули новое шоу, которое должно было выходить каждую среду. В определенной степени сам факт того, что «Простапокалипсис» состоялся, здорово нас мотивировал — пока иные организмы страдали от непривычной удаленки, мы уверенно мутировали в новую форму! 

У передачи была своя хэви-метал тема, которая возникла из песни джина из «Алладина» — Friend Like Me. Типа, вокруг все горит, а мы играем на гитарах и смеемся. 

Коллектив ведущих потихоньку срабатывался: Белкин слишком современный, а Стиллавин слишком старомодный, и иногда это работало не на пользу шоу, а иногда — на пользу. Проблемы возникли в неожиданной части — организационной. Из четырех выпусков в задуманном составе было выпущено два. К сожалению, наши рабочие графики друг другу не подошли, и собраться в единый порыв, когда самое время выходить в эфир регулярно, качая тему, у нас не получилось. Было, конечно, слегка обидно: еще вчера нам всем было интересно делать крутой «Простапокалипсис», тогда откуда сегодня пропущенные вызовы и непрочитанные сообщения в «телеге»? 

В таких ситуациях считаю важным умение отпустить — в самом деле, оглянувшись вокруг в июне 2020 года, мы поняли, что правильнее всего развивать то, что уже есть, а не порождать новые сущности, роняя существующие. Когда «Простапокалипсис» перестал выходить в эфир, нас не завалили письмами с вопросами о судьбе проекта. Спустя в лучшем случае месяц кто-то спросил в твиттере, будут ли еще выпуски, и после отрицательного ответа не вернулся за уточнениями. Могло ли получиться классное шоу, если бы все сложилось иначе? Возможно. Довольны ли мы тем, как все сложилось, сейчас, в конце 2020 года? Абсолютно. Стоило ли вообще за это браться? Хз.

Петр Сальников


Cyberpunk 2077

Выбирая лучшей игрой 2020 года Hades, мы отдельно отметили, что ее ни за что не надо прощать. Это важно, потому что долгожданному «Киберпанку», который мог бы быть на месте «Аида», прощать нужно слишком много. Например, сознательный выпуск неиграбельных консольных версий. Или забагованность. Или нерабочие механики. Но простить ради чего? За всеми спорами про пастген-версии и баги для многих прошел мимо тот факт, что даже без этих проблем Cyberpunk 2077 не мог бы стать игрой года по самым прозаичным причинам.

Cyberpunk 2077 — это экшен-RPG в открытом мире. Однако как экшен она бесконечно слаба. Шутерная механика тут в духе Borderlands — это битвы характеристик, а не перестрелки. При этом они замаскированы под стрельбу в реальном времени от первого лица — и это просто кринжово. Как ролевая игра «Киберпанк» тоже вызывает вопросы. В диалогах редко получается отыгрывать какую-то роль — куда чаще ты выбираешь между одинаковыми вариантами, написанными разными словами. Ну а про красивый, но неработающий открытый мир и говорить нечего. Часть его проблем можно списать на баги, но когда разработчики не прописали ИИ для водителей и полиции — как нужно оправдывать это?

За что ни возьмись, почти все в «Киберпанке» сделано либо тяп-ляп, либо по стандартам игр позапрошлого поколения (просто посмотрите на этот интерфейс и систему лута!). Практически на любой недостаток Cyberpunk 2077 его заступники говорят: «Так игра вовсе не об этом!». Cyberpunk 2077 на самом деле не про перестрелки, не про езду по городу, не про стелс, не про открытый мир и даже не про отыгрыш. А про что тогда? Многие говорят, что игре можно простить все ради сюжета. Сюжет в ней и правда хорош — только благодаря ему нельзя назвать игру плохой. На каждую хреновую перестрелку найдется круто поставленная сюжетная миссия. Да и сайды иногда попадаются крутые — игра в целом хорошо написана. 

Поэтому «Киберпанк» — это бесконечные эмоциональные качели. Ее интересно проходить, но на каждом шагу ты обо что-нибудь спотыкаешься. В итоге сумма впечатлений идеально вписывается в название номинации — ну, хз… Хочется видеть собранные игры, которые сфокусированы на том, что у них получается хорошо. А желание сделать все и сразу — это ребячество, ради которого кранчить и рисковать репутацией не стоит. Хотя решать это, конечно, не нам.  

Денис Майоров

игра года