С 25 октября в розничной и цифровой продаже для консолей Xbox One, PS4 и Switch коллекция классических ролевых игр на основе системы Dungeons & Dragons. Первая и главная из них вышла больше двадцати лет назад. В 1998 году в жанре началась революция, которая привела его к тому виду, в котором он, в сущности, пребывает и сейчас. Недолгий перерыв, связанный с ростом рынка консолей в середине нулевых, убрал ролевые игры с тонкими системами из мейнстрима, но время расставило все по местам: RPG «старой школы» снова в центре внимания. Divinity и Pathfinder получают награды, как будто за окном конец девяностых, и наступило долгожданное многообразие. Вот и платформы больше никому не указ и не приказ: оказалось, что и на Xbox можно успешно выполнять тактические маневры с активной паузой, а Switch — идеальная консоль даже для западных ролевых игр.
Disgusting Men при поддержке издательства «Бука» рассказывает о классике RPG. Мы сориентируем несведущих новичков, а также выжмем последние слезы из ностальгирующих олдов.
Baldur’s Gate
- Первое издание: 1998 год
Что это?
Дебютная ролевая игра Bioware — той самой студии, которая запомнилась современной аудитории как создатель никаких Mass Effect Andromeda и Anthem. Двадцать лет назад все было чуть иначе: Bioware диктовала всему рынку, как теперь будет. Спустя годы диктат себя не исчерпал совсем: нынешние ролевые игры вроде Pillars of Eternity и Pathfinder Kingmaker выглядят как Baldur’s Gate, запущенная на инопланетном компьютере с 3D-ускорителем будущего.
Зачем в это играть?
Как минимум — из краеведческого интереса! Раз уж вы читаете этот текст, вам, должно быть, любопытно, с чего все началось. Baldur’s Gate значительно опередила свое время и сформулировала концепцию использования сложных правил бумажной ролевой системы в рамках видеоигры. И потом, не забывайте, что есть Baldur’s Gate 2 (о которой ниже), а кое-кто уже делает Baldur’s Gate 3.
О чем это?
Бог убийства Баал планирует захватить власть в мире людей: для этого он заранее оставил в сказочных Забытых королевствах своих отпрысков. Главный герой — один из них; главный злодей — тоже, и он ведет охоту на всех остальных потомков кровожадного бога, чтобы ни с кем не делить праздничный пирог. Фоном разворачивается история промышленного заговора регионального масштаба.
Что крутого?
Нарисованные вручную и безумно детализированные локации в лесах, лугах, пещерах — бесконечно уютные и теплые; города — особенно титульный торговый мегаполис, Врата Балдура — с незабываемой архитектурой. Потрясающей силы и глубины музыка, блестящее актерское озвучение и звуковой дизайн. На фоне богатейшего творческого оформления Baldur’s Gate многие новые RPG до сих пор выглядят, мягко говоря, бюджетно.
Именно здесь впервые появилась так называемая «активная пауза» — интерфейсное решение, которое позволяет игроку приостановить действие, раздать приказы и запустить замес с новыми вводными. Герои с различными специализациями делают каждый новый бой уникальным; влезть в тактику можно маниакально, до уровня болезненного микроконтроля.
Но можно и не влезать. Поставьте уровень сложности пониже и наслаждайтесь общением с теми, кто взялся оберегать главного героя. Каждый попутчик обладает своим взглядом на происходящее и ярко выраженной харизмой. Полоумный рейнджер Минск со своим ручным хомячком Бу (он занимает место в инвентаре, и выкинуть его нельзя), заика Халид и бой-баба Джахейра (муж с женой, конечно — и их нельзя разделить), многочисленные напыщенные паладины и пакостные злодейчики дружат и ругаются между собой, соглашаются и спорят с главным героем. Ощущение живой среды, которое за минувшие годы совсем не выветрилось.
Planescape Torment
- Первое издание: 1999 год
Что это?
Вселенная Dungeons & Dragons многомерна, и традиционные фэнтезийные Забытые королевства — лишь одна из нескольких существующих в этом каноне реальностей. Planescape Torment — игра о приключениях между ними. Cреди миров, которые предстоит посетить главному герою, нет ни одного обыкновенного. Везде какая-то дичь! Ни до, ни после Planescape Torment на эту тему никто не сделал ни одной игры.
Зачем в это играть?
Главная причина — сеттинг Planescape, который, если очень грубо, представляет собой D&D шиворот-навыворот. Здесь нет ни мудрого короля, который просит отыскать пропавшую наследницу, ни удобных эльфов с орками, ни понятных полюсов конфликта. Главный герой раскрывает тайну собственной личности, получает опыт за воспоминания, призывает на помощь звездных странников из других измерений, находит в собственных кишках волшебные артефакты и общается с мертвецами, повитухами и курносыми демонами. Черт знает что, конечно, но больше такого нет нигде. Разве что в Torment: Tides of Numenera, но вы же понимаете.
О чем это?
Главный герой — Безымянный — просыпается в морге, не понимая, кто он и где находится. С ним немедленно начинает разговаривать летающий человеческий череп, которому очень хочется шутить над всем, что происходит вокруг. Он вслух зачитывает вытатуированные на спине у ожившего мертвеца задачи на ближайшее будущее: если коротко — пора искать ответы.
Что крутого?
В отличие от всех остальных игр, описанных в этом материале, Planescape Torment в значительной степени сфокусирована на диалогах, а драки тут начинаются или по халатности игрока, или по причинам, непостижимым простецким человеческим разумом. Ну, например, вы можете нахамить бандитам, и им захочется вас убить — это халатность. Или, например, вы можете помешать планам богов и уберечь целый город от соскальзывания в черную бездну антибытия — это непостижимо.
Тем не менее, большую часть времени вы будете читать, причем со словарем. Персонажи, обитающие в городе Сигил (думайте о христианском Чистилище) и его окрестностях разговаривают на странном языке, в котором полно незнакомых слов. В 1999 году, когда Torment вышла впервые, печатные игровые издания публиковали подробные глоссарии, потому что без них о смысле некоторых жаргонизмов оставалось только догадываться.
И разумеется, вокруг происходят странные, очень странные вещи. Torment — не та игра, в которой хозяин таверны мог бы нагрузить вас десятком квестов и отправить зачищать типичные подземелья от гоблинов. Здесь он предложит главному герою выкупить глаз, который тот когда-то оставил в качестве оплаты за постой. Сидящие за стойкой колючие демоны, попивая пивко, подтвердят его слова и добродушно похлопают Безымянного по плечу: знатный был вечерок!
Icewind Dale
- Первое издание: 2000 год
Что это?
Icewind Dale — скорее варгейм по правилам Dungeons & Dragons, чем ролевая игра: представьте себе Diablo с системой развития персонажа, которая описана в глянцевом трехтомнике с подробными иллюстрациями. Это Baldur’s Gate с возможностью создать в начале игры не только главного героя, но и всю партию из шести персонажей. Сюжет при этом проще и прямолинейнее; сражений больше, а диалогов — меньше.
Зачем в это играть?
Вы хотите справочно, но деятельно узнать, что такое система Dungeons & Dragons. Вас интригует механика, но желания вчитываться в длинные тексты нет. В таком случае Icewind Dale — идеальная стартовая точка.
О чем это?
Действие Icewind Dale разворачивается на севере, в закрытой и малонаселенной долине, где некогда жили легендарные племена варваров. Как-то раз их свободу захотел забрать злой волшебник; в решающий момент битвы он открыл портал в один из параллельных миров, откуда сразу же хлынула орда демонов. Храбрый варварский шаман закрыл дыру в мироздании ценой своей жизни, но жизнь в Долине с тех пор изменилась.
Команда бравых искателей приключений оказывается в небольшом удаленном городе, который страдает от нападок неких темных сил. Путь назад отрезан, выбора нет: нужно спасать город и становиться героями местного фольклора.
Что крутого?
Возможность полностью создать себе партию с начала игры открывает огромный тактический потенциал. В иных RPG нехватка игрока определенного класса решается двумя способами: либо найти нужного персонажа среди тех, кого предлагает игра, либо выбрать нужный класс для главного героя. Оба варианта подразумевают большое количество компромиссов, и возможные комбинации сопартийцев довольно ограничены — сюжетом, балансом, да чем угодно.
В этом смысле Icewind Dale — настоящая геройская песочница. Никаких ограничений по генерации персонажей — все, что пожелает ваша фантазия. Хотите боевую группу из шести паладинов? Не вопрос! У них впереди множество колоритных северных локаций, которые наполнены понятным фольклорным духом и чудовищами. Все это — под музыку Джереми Соула.
Baldur’s Gate 2
- Первое издание: 2000 год
Что это?
Baldur’s Gate — не просто культовая игра. Это первый настоящий блокбастер среди ролевых игр. Два миллиона проданных копий оригинала закономерно подтолкнули Bioware к тому, чтобы сделать продолжение. Еще масштабнее, глубже, вариативнее; количество побочных квестов в разы увеличилось, а некоторые стали напоминать отдельные запутанные истории внутри большой игры.
Зачем в это играть?
В первую очередь — если прошли первую часть, и она вам понравилась. Ощущения на уровне просмотра нового сезона любимого сериала, где герои припоминают друг другу былые приключения, срывают покровы с минувших событий, а также появилась угроза совершенно нового уровня.
Вторая причина — вы никогда не играли ни в одну Baldur’s Gate и очень хотите, но трезво осознаете, что вряд ли у вас хватит времени на обе игры. Начинайте со второй. Она самобытна, и проблем с персонажами из первой части у вас точно не возникнет. Если будет нужно, они детально напомнят о вашем совместном прошлом, потому что у главного героя — в лучших традициях классических RPG — провалы в памяти.
О чем это?
В основе сюжета — продолжение семейных разборок отпрысков Баала. Но в этот раз злодей — хладнокровный и обаятельный маг, который решил использовать потенциал божественных детей в своих интересах. Главный герой и его сестра дебютируют в темнице; стремительный вихрь событий не только выведет их из плена, но и занесет в такие места, о которых во время прохождения первой части сложно было даже фантазировать.
Что крутого?
Именно в Baldur’s Gate 2 зародился теперь уже классический дизайнерский паттерн — огромный город с безумным количеством событий внутри и иногда снаружи. Позже мы видели это и в других играх от Bioware, и в «Готике», и в одной серии польских RPG, и в других играх. Город Аткатла в Baldur’s Gate 2 — удивительный. Тем, кто застал эту игру в год выхода, он до сих пор вспоминается при запуске современных RPG — отсылки к нему к нему присутствуют в каждой.
Если вы планируете играть впервые, вас ждет ряд мощнейших исторических открытий! Аткатла состоит из нескольких районов с уникальным дизайном, населением и звуковым сопровождением. За каждой запертой дверью может оказаться проход в забытую гробницу или в подпольный преступный синдикат. А что ждет за пределами столицы… Многочисленные пригороды, морское царство, подземный матриархат темных эльфов, и все — на умопомрачительном уровне детализации.
- Купить классические CRPG для Xbox One, PS4 и Nintendo Switch.