Вообще принято считать, что со времён «сеговской» Contra: Hard Corps 1994 года с легендарной серией ничего хорошего уже не происходило. Не нашла она себя в новом времени да и позабылась.
И это близко к правде. Все попытки как-то осовременить серию или перенести её в 3D превращались в провал на грани кринжа. Игры получались не просто проходными, а отвратительными. Но всё же история Contra — не абсолютная трагедия. Несколько хороших игр у неё в «новейшее» время завелось. Contra: Operation Galuga — одна из них.
Contra: Operation Galuga создали разработчики Contra 4, одной из лучших игр в серии
Косяков у студии WayForward тоже достаточно, как и у всех подобных «ремесленников». Но в целом эти разработчики с классикой работать умеют — приятный ремейк-ремастер DuckTales и серия Shantae не дадут соврать. Да и обе части River City Girls хороши.
Четвёртую Contra, последнюю номерную часть серии, студия выпустила в 2007 году на Nintendo DS. Это было стопроцентное, удивительно удачное возвращение к корням во всём: от знакомого геймплея до прилипчивой музыки и шикарной пиксельной графики. Почти что жанровый идеал и одна из самых красивых игр на платформе! Поэтому немногочисленные живые фанаты «Контры» (и я среди них) сильно обрадовались, узнав, что WayForward вновь поручили заняться серией. Особенно учитывая отвратительную Contra: Rogue Corps 2019 года, которую делал чёрт знает кто и чёрт знает как.
Contra: Operation Galuga — это очередное возвращение к корням
В чём-то даже более радикальное, чем Contra 4. Новая игра — это, как сейчас модно, ремейк-переосмысление, в духе свежей Alone in the Dark. Больше всего в ней от оригинальной Contra, но из последующих двухмерных частей всякое по чуть-чуть тоже понадёргано. Такой приятный, напитанный лёгкой ностальгией ремикс всего самого памятного, что было в серии. На рельсах оригинального геймплея. Лучше для очередного возвращения и не придумаешь.
В случае с Contra, геймплей — это единственное, что по-настоящему важно. И вот с ним-то в Operation Galuga порядок. Никаких адовых экспериментов с переносом игры в трёхмерное пространство, никаких изометрических камер. Бежим слева направо и всех расстреливаем. Не забываем назад поглядывать, приседать и крутить сальтухи — всё как в 90-х. Враги знакомые, оружие знакомое — и даже боссы отчасти знакомые. Воссоздано всё настолько аутентично, что мгновенно подключается мышечная память из детства и это очень приятное чувство. Всё хорошо настолько, насколько в принципе позволяет жанр.
Аккуратные обновки не портят и не перегружают игру. Так, в Operation Galuga можно таскать два вида оружия и переключаться между ними. Есть суператака, можно по стенам и потолку ползать, двойные прыжки и дэши для более дикого платформинга тоже на месте. Но всё это лишь добавляет бесконечной перестрелке разнообразия и скорости. Пройти игру по старинке, кроша врагов обычным пулемётом или народной «эской», не пользуясь без крайней надобности новыми механиками — можно. И это в принципе отдельный олдскульный (и максимально хардкорный) экспириенс. Игра вообще не щадит: начинает легонечко, но уже спустя пару уровней опускает игрока в настоящее пекло. Но всё же не такое жаркое, как было в Hard Corps.
Но ряд нюансов всё же не даёт Operation Galuga встать рядом с лучшими частями серии
В первую очередь, мешает картинка. Игра двухмерная, но с трёхмерной графикой. Не уродливой… но очень уж простецкой — скучной, мыльной, отдающий временами Xbox Live Arcade на Xbox 360. Тоже ностальгия, конечно, но в сравнении с «Галугой» Contra 4 выглядит как ожившая ретро-мечта. Да что «четвёрка», даже анимешная Hard Corps: Uprising, которую за стиль тоже критиковали, смотрится лучше. Ближайшая аналогия здесь — Metroid: Dread (и немного «Принц Персии»). Новая «Контра» выглядит очень похоже, только ещё более невзрачно и дёшево.
Такой подход наверняка удешевил разработку. Возможно, иначе никакой новой Contra и не было бы. Но иногда игра легонечко использует трёхмерность, что наводит на мысли о сознательном творческом решении. Но такие моменты — это по-большей части гиммик, которым можно было бы пожертвовать. Да и старым «контрам» двухмерность не мешала иногда прикола ради менять ракурс камеры.
А под стать картинке и музыка — в ней замиксованы мотивы из старых частей, что приятно, но по большей части это какой-то безликий искусственный оркестр. Уж лучше бы синтов навалили или чип-тюна — звуки из оригинальной игры Operation Galuga местами использовать не стесняется.
Contra: Operation Galuga в целом проходная игра — короткая и необязательная. Но и негативных эмоций она после себя не оставляет, только фан. А преданных фанатов игра ещё и фансервисом пощекочет. Operation Galuga — это не лучшая, но всё же очень крепкая Contra, на которую не жалко потратить вечерок-другой. А большего она и не требует.
Metroid Dread: хорошая, но очень олдскульная метроидвания с дурацким стелсом