Mankind Divided, как и предыдущие части Deus Ex, имеет свойство создавать такие ситуации и кадры, от которых начинает кружиться голова. Самый яркий пример такой истории — прыжок между домами в оригинальной игре, когда во время обыска квартиры Мэгги Чау агент Дентон вынужден бежать, прострелив стекло. Графика и звуки 2000 года, все выглядит костляво и где-то комично — а в голове у меня фильм Джона Ву.
Есть еще такой прием — «я из будущего». На максимальной возможном уровне сложности героя часто убивают, и ты сначала несколько раз репетируешь проход через некое заполненное врагами пространство, наизусть запоминая содержимое экрана загрузки, а потом исполняешь танец смерти с точно выверенными движениями.
Дженсен в минуты насилия перевоплощается чуть ли не в T-1000: в новой игре в нем стало больше механизмов и меньше человеческого; в драке он выглядит пугающе хладнокровным киборгом, которого имеют право панически бояться все противники футуристического протезирования. Иногда игре удается заставить меня думать о том, как Дженсена видят окружающие: одно лишнее движение, и у этого чувака металлические кулаки, если что.
В связи с этим вы не обязаны вести себя вежливо с кем попало. Масса диалогов в Deus Ex: Mankind Divided построены так, что вы имеете возможность до бесконечности прессовать оппонента, просто поднимая брови.
Борцы за всяческое равноправие задумаются: связано ли то, что аугментированная проститутка в борделе Red Queen — пожилая белая жируха, а «чистая» — черная стройная барышня, с какой-нибудь дискриминацией? Старая Прага — эклектичное пристанище для нового человека, который уже не очень человек: Mankind Divided всевозможными образами подчеркивает, что по ту сторону искусственной рукотворной эволюции нет свободы и счастья. Дженсен, тем временем, принял свое новое тело и сдает его в прокат, как инструмент. Устроился на работу.
В течение двух недель я возмущался, что истории не хватает прежней глубины и пронзительности. Отчасти это так: новый Deus Ex сосредоточен на личностях в меньшей степени, чем предыдущая Human Revolution — здесь почти нет героев, за которых можно было бы поволноваться. Сценаристы периодически хлещут по рукам кат-сценами, не позволяя, к примеру, предотвратить смерть одной из ключевых фигур общего конфликта. Взлом компьютеров в какой-то момент теряет ценность, потому что в куче информации, которая вываливает на тебя игра, мало ценного. Частично там рассказывается об интриге второго плана (это интересно), а все остальное — грязное белье грузинских бандитов.
Взламывать пароли при этом нужно в таких количествах, что в середине игры необходимость отпереть очередную дверь просто бесит.
Почитайте рецензии, авторы которых ставят Deus Ex средние оценки: все, что там критикуется, в игре действительно есть. И устаревшая анимация, и искусственный интеллект-балбес, и интерфейс, который усложняет многие вещи.
Но в конечном итоге важно другое: Mankind Divided дает такую свободу, какой больше нигде нет. Настоящее удовольствие получают те, кто обладает определенной находчивостью. «Тот самый Deus Ex» начинается, когда вы, уже зная, где находится потайная дверь, полчаса ползаете по комнате в поисках кнопки, которая ее откроет. Когда засовываете в вентиляцию холодильник, чтобы забраться повыше. Изобретаете какие-то вещи, оставаясь в рамках правил. А для единственного киборга, который не зависит от межконтинентального фармацевтического гиганта, правила, естественно, немного другие.
Deus Ex — «не про людей», потому что людского в окружающем героя мире осталось мало. у Дженсена новая жизнь: он ругается с сослуживцами, изучает дела, ищет зацепки, копая в самую суть только потому, что он профессионал, а не потому что где-то там вдалеке маячит его баба. На всех, по большому счету, наплевать: это полицейская история, в которой всех вяжут, убивают и предают, но все это происходит не в тумане загадки — весь мир стал таким, все уже понятно. Поодаль стоит оппозиционер с железными ногами и снимает все на телефон для ютюба.
Здесь всего один большой город и несколько выездов, которые устроены как миссии — но одной Праги достаточно, чтобы пропасть на несколько дней. Неторопливо блуждать, рассматривая вывески многочисленных баров; искать альтернативные пути проникновения в преступные логова; заниматься расследованиями по мелочи; держать в страхе редакцию подпольной газеты; дважды ограбить банк.
Нет никаких сомнений в том, что издатель Square Enix очень хотел бы выпускать по одному Deus Ex в год, но такой производственный темп невозможен в случае с тем, что делает эту игру той, которую мы любим. Работа над таким проектом — череда озарений, а не конструктор по инструкции. При всем многообразии огрехов того или иного толка, в Deus Ex хочется просто играть, быть там, а не стремиться к развязке и титрам — хотя возможность покончить с делами в сравнительно сжатые сроки, конечно, есть.
«Когда мне уже показалось, что я завязал, они снова меня туда затащили» — это про новый Deus Ex. Игра, о которой хочется поговорить, в которой не всегда понятно, куда идти, которая поощряет исследование и абстрактное мышление. Удивительная вещь, настоящий Deus Ex.