Клайв Баркер, Джеймс Ганн, Стивен Спилберг, Гильермо дель Торо, Джон Карпентер — что объединяет этих людей в одну общую и очень важную группу? Все эти режиссеры так или иначе участвовали в создании видеоигр. А так как талантливые люди почти всегда многогранны, зачастую это получалось у них очень неплохо.
В начале апреля вышел потрясающий синематик-трейлер игры Doom с аккомпанементом от Refused и режиссурой Джозефа Косински.
Косински — начинающий голливудский режиссер, в портфолио которого пока два спорных фильма: «Трон: Наследие» и «Обливион». Но даже будучи сомнительным режиссером, Косински показал себя одаренным визуалом: оба фильма обладали потрясающим стилем и дизайном, аналогов которым большое кино пока предложить не может. Режиссер начинал с постановки рекламы (что объясняет его профессиональную суперспособность) и изящно напомнил об этом, выпустив колоритный ролик. Но Косински — не первый режиссер, которого увлекла игровая индустрия, были и другие.
Бен Кетай
Бен Кетай впервые занял кресло режиссера совсем недавно, начав с пары короткометражек в 2007 и 2008 годах. После этого Бен снял посредственный мини-сериал и фильм «30 дней ночи», а также не менее посредственный «Под землей», которому критики предложили отправиться прямиком на кабельное ТВ. Но в какой-то момент Кетай, похоже, урвал счастливый билет: его сериал «Избранный» продлили на четвертый сезон, он получил преимущественно положительные отзывы и неплохие рейтинги.
Поэтому, работая над QuantumBreak в тандеме с Remedy, режиссер даже не сменил амплуа: Бену вверили работу над полноценным сериалом с живыми актерами, действие которого происходят во вселенной игры и демонстрируются между ее эпизодами. Кетаю предстояла беспрецедентная задача: создать связующее звено между частями игры, при этом не нарушив динамику повествования. Ему было необходимо создать сериал, который в теории должен был наследовать решения, принятые пользователем по ходу игры.
И со всем этим Кетай довольно неплохо справился: игровые эпизоды интригующе сменяются сериальными, а тридцатиминутная перебивка геймплея не навевает тоску, но напротив, ухитряется держать в тонусе. Сериал отчетливо подчеркивает мысль всего Quantum Break: протагонист, главгад и персонажи на поверку оказываются сторонами одной монеты. Конечно, глупо приписывать все почести одному Бену: над сериалом трудился отряд обученных сценаристов, да еще и под присмотром Сэма Лэйка, который на сюжетах собаку съел. Но также очевидно, что работа над таким нешаблонным проектом, как Quantum Break, — важная галочка в режиссерском резюме Кетая.
Джеймс Ганн
Вы наверняка помните Джеймса Ганна, как режиссера серии роликов «Порно для всей семьи». И еще какого-то там фильма про спасателей галактики от Marvel. Но мало кто знает Джеймса Ганна, как сценариста видеоигры LollipopChainsaw.
Все верно, Джеймс Ганн написал сюжет игры про восемнадцатилетнюю школьницу в мини-юбке, обожающую грызть леденцы и крошить зомби бензопилой. Эта работа как никакая другая придает законченность его послужному списку. Сделав предложение режиссеру, WarnerBros., сами того не понимая, попали в яблочко: Ганн на тот момент уже мечтал принять участие в создании видеоигры, а LollipopChainsaw буквально стала его отдушиной.
Дело в том, что издатель не боялся высокого рейтинга (игра в итоге получила «M» — 17+), поэтому и скромничать тоже не пришлось: кровь, расчлененка, сексуальность и шутки вроде «Нормально ли иметь эрекцию, если умер?» составляют 90% контента игры. В общем, все то, что заставляет попотеть ребят из ESRB, и на что так горазд Джеймс Ганн. Если сиквел вышеупомянутых «Стражей галактики» получится хотя бы вполовину таким же развязным, это выведет франшизу на новый уровень.
Клайв Баркер
Как и многие другие люди в списке, Клайв Баркер – многостаночник: он преуспел в писательстве, театральных постановках, фотографии и живописи. В кино Баркер выступил немногим скромнее, но из-под его пера вышел сценарий к культовому хоррору «Кэндимэн», а также не менее культовый «Восставший из Ада» по мотивам его же книги, где Клайв выступил режиссером. Клайв не стесняется обнажать тела и выпускать кишки, показывать темную сторону человеческого естества. Он обожает гротескное зло: изуродованное, демоническое, обладающее потусторонними силами. Его сценарии в игровой индустрии полностью сохранили все эти черты.
Первая игра, для которой Баркер написал сюжет и создал персонажей, стала хитом: Clive Barker’s Undying, несмотря на слабые продажи, заслужила любовь множества игроков и изданий. Игра рассказывала историю бывалого оккультиста, старый друг которого обращается к нему с просьбой очистить родовое поместье. Выполняя просьбу, герой тревожит нечисть, томящуюся в стенах дома, и даже путешествует в другие миры. Визитная карточка игры и главный ее элемент – лютый сюрреализм Баркера, но при этом режиссер не упускает из виду и тему человеческих взаимоотношений.
CliveBarker’sJericho пошла более прямолинейным, но более характерным для режиссера путем. По сюжету герои должны пройти некое подобие девяти кругов Ада (шесть «временных слоев»), где они должны сразиться с искаженными версиями обитателей прошлого. Нагая плоть, реки крови (зачастую – буквально), совершенно мерзкий (в хорошем смысле) дизайн персонажей создают в этой игре безукоризненно угнетающую атмосферу, пробирающую игрока насквозь. Правда, из-за среднего качества местного ИИ и критики геймплея, игра была принята холоднее, чем предыдущая. С тех пор Клайв в индустрию не совался.
Джон Карпентер
Спросите знатоков, кто придал жанру хоррора в кино его окончательную форму – и вы непременно услышите фамилии Ромеро, Крейвена и, конечно же, Джона Карпентера, режиссера культовых «Нечто», «Хэллоуина» и многих других фильмов. Несомненно он был в числе тех, кто создавал индустрию ужасов и задал ритм на поколения вперед. Фильмам режиссера присуща отрешенная атмосфера, насыщенные цвета, психоделика, копание в человеческой душе и при этом ощущение неизбежного конца света. Именно эти узнаваемые черты хотели видеть в своем творении создатели F.E.A.R., а потому они пригласила именно Карпентера.
В F.E.A.R. немногочисленные катсцены были созданы на движке игры, в F.E.A.R. 2 они уже вклинивались геймплей, когда надо было обратить внимание игрока на ключевой момент в сюжете. В F.E.A.R. 3 катсцены и сюжет неотделимы: практически вся важная для повествования информация преподносится исключительно в виде роликов, где молчаливый Поинтмен и его болтливый братец Феттел разыгрывают Шекспира.
Повествование в третьей части разительно отличается от ее предшественников. Ответственность за это, вероятнее всего, лежит на смене разработчика, но и Карпентер сделал немало. Скримеры и постепенное нагнетание сменились бурной конфронтацией двух братьев, а самой острой темой стал вопрос о том, кто враг, а кто – союзник (привет, «Нечто»). Апокалипсис тоже не заставит себя ждать: предродовые схватки Альмы, паранормальной антагонистки серии, повергают все вокруг в огонь и хаос, а руины погибающего мира становятся декорациями всей игры. Несмотря на все это, третья часть считается самой слабой в серии, но отец-основатель хорроров отыграл свою партию на «отлично».
Гильермо дель Торо
Дель Торо – прекрасный режиссер и настоящий фрик современного кинематографа: всему миру он известен созданием фильмов про Хеллбоя, Фавна, кайдзю и прочих чудаковатых жертв дизайнерской мысли. Помимо прочего, он – страстный геймер, а поэтому желание поделиться своим талантом с игровой индустрией было лишь вопросом времени.
Но на этом поприще его старания отмечены черной меткой: сначала из-за финансовых проблем от игры режиссера inSANE отказалось издательство THQ, а в предыдущем году из-за сами-знаете-какого-скандала был отменен Silent Hills. Проект обещал стать настоящим вызовом для всей игровой индустрии, как минимум из-за фантастического трио участников: Дель Торо, Кодзимы и Нормана Ридуса, исполнителя главной роли. Режиссер и геймдизайнер сдружились особенно крепко: по восторженным комментариям с их стороны, оба испытывали невероятный энтузиазм и двигались нога в ногу. Оба бережно относились к вселенной игры и ее мифологии, а также к уникальной атмосфере. Это стало очевидно уже после презентации P.T., благоприятно принятой повсеместно как простыми игроками, так и критиками.
В конечном итоге, Дель Торо был настолько сломлен решением Konami, что так и не раскрыл ни единой подробности отмененного проекта. Хотя Дель Торо и заявил, что пойдет за Кодзимой хоть на край света, он также высказался, что в игровую индустрию возвращаться более не желает.
Стивен Спилберг
Обладатель трех «Оскаров» и черт знает скольких прочих премий и наград едва ли нуждается в представлении. Его фильмография насчитывает огромное количество режиссерских, сценарных и продюсерских работ, которые имели внушительные успех и кассу. Что интереснее, Спилберг – матерый милитарист: вожделенные статуэтки ему принесли «Список Шиндлера» и «Спасти Рядового Райана» (две и одну, соответственно), прошлогодний «Шпионский мост» обеспечил ему номинацию, а в 1999 году режиссер положил начало популярной серии игр MedalofHonor.
Факт остается малоизвестным, но Стивен Спилберг написал сценарий к игре лично и поставил некоторые сцены. Даже ходили слухи, что первая часть собиралась стать сопутствующим продуктом к «Спасти рядового Райана». Хотя «Медаль за отвагу» в итоге выросла в отдельный тайтл, в некоторых частях можно встретить явные отсылки к фильму (вплоть до дословного цитирования сцен). Благодаря этому человеку, серия когда-то показала себя как масштабный и претенциозный продукт, способный конкурировать с Call Of Duty. Оригинальная игра и вдохновленная творчеством Спилберга Allied assault по праву считаются лучшими в серии — за непередаваемую атмосферу и напряженные сцены.
Kроме прочего, Спилберга можно считать соавтором таких игр как TheDig (1995), JurassicPark: Trespasser (1998) и BoomBlox (2008), но по отношению к MedalofHonor все они носят второстепенный характер.
Но и это еще далеко не все. Джон Ву, Братья Вачовски, Питер Джексон и Джордж Лукас участвовали в разработке игр по мотивам собственных фильмов. Лукас выступал консультантом при разработке обеих частей TheForceUnleashed и фактически благословил разработчиков на производство. Вачовски в своей маскулинной бытности отсняли почти целый час футажа с живыми актерами специально для Enter the Matrix, но общего впечатления об игре это не исправило. Peter Jackson’s King Kong стала адаптацией оригинального фильма, а Stranglehold Джона Ву – продолжением боевика «Круто сваренные». Обе игры получили высокие оценки и комплименты в адрес режиссеров, которые смогли воплотить все важные черты исходных произведений в игровом эквиваленте. Подробный рассказ о создателях кинофильмов, которые хотя бы незначительно поучаствовали в создании видеоигр, занял бы действительно много времени. Мы рассказали лишь о самых интересных и продуктивных из них.