Происходящее в Gears of War 4 удобно сравнивать с событиями последних «Звездных войн»: группа молодых людей, которые не до конца понимают, что именно творится с этим миром, ищут единственного человека, знающего ответ — старца, который давно ведет отшельнический образ жизни. Как это принято в Gears, старец оказывается еще и отцом главного героя (на протяжении трех номерных частей играть нужно было именно за него). Что в «Звездных войнах», что здесь — никто не бежит ничего объяснять. Если вы начали с четвертой части и рассчитываете на то, что игра даст краткое содержание предыдущих серий, то зря вы это: не играли в Gears — ваша проблема. Хотите узнать, кем был Маркус Феникс в молодости — вперед: все игры, включая даже необязательную Judgment, доступны в обратной совместимости и даже поставляются в комплекте с новой частью.
Ведь никого же не волнует, что ты ни черта не понимаешь в «Звездных войнах», правда? Справедливости ради, выход Gears 4 для владельцев Xbox — событие сопоставимой с выходом «Пробуждения силы» важности. У Microsoft таких вселенных две: Halo и, собственно, Gears of War.
В связи со всем этим рассчитывать на какие-то существенные изменения в четвертой серии — глупо. Gears 4, в общих чертах, — это все еще брутальный шутер про стрельбу из-за укрытий, бензопилу, которая прицеплена к фирменной винтовке «Лансер» вместо штыка, и братское плечо, которое все время рядом. В сюжетном режиме вокруг героя постоянно вьется пара друзей, которые поднимут его с пола в случае критического ранения, но играть в Gears of War 4 традиционно рекомендуется вместе с кем-нибудь, кого вы хорошо знаете, либо вот так:
Gears всерьез изменилась внешне: в отличие от почти монохромной оригинальной игры (которая вышла десять лет назад, но все еще выглядит отлично), четвертую часть ярко раскрасили.
Война, которая описывалась в Gears of War с первой по третью игру, была окончена 25 лет назад: теперь планета Сера — не нагромождение руин, а дышащий и богатый маленькими событиями сад с раскачивающимися на ветру деревьями и каплями дождя, которые красиво стекают с солдатской брони.
Пара вводных глав, которые представляют собой воспоминания о ветеранских подвигах, могут произвести ложное впечатление: снова развалины и война в грязи, но потом начинается совершенно неожиданная Gears of War — как минимум, стилистически.
В механике происходящего с 2006 года, строго говоря, изменилось мало что: некоторые укрытия теперь можно разрушить; в рамках сюжета существуют моменты из оборонительного режима Horde, где нужно устанавливать пулеметы и натягивать колючую проволоку в ожидании волн врагов; босс-вертолет задолбал. Gears of War популярно сравнивать с Contra, и при всей похабности в этом тезисе есть здравый смысл — особенно очевидно это становится, когда над героями нависает бомбардировщик с тремя пушками под каждым крылом, и их нужно поочередно отстреливать.
Но вот важная ремарка: описанный выше процесс осуществляется в ходе лютой гонки на мотоциклах, где даже не нужно давить на газ — только маневрировать и стрелять — и это тот самый момент, когда вы, устав от перестрелок, внезапно снова начинаете с удвоенной силой орать. Разумеется, если в это время в гарнитуру орет кто-то еще, описанный эффект приобретает дополнительную яркость. Механик, которые превращают Gears 4 в нечто большее, чем просто продолжение шутера с укрытиями, тут несколько, и они почти не повторяются — поэтому не буду портить вам удовольствие. Достаточно знать, что в четвертой части есть несколько видов оружия, которые ненадолго превращают Gears в немного другую игру — пока не закончатся патроны. Помимо этого существует ряд хуков сродни эпизоду с мотоциклами, когда условия, в которых разворачиваются события, меняются радикально — например, гроза со шквальным ветром, который не позволяет привычно предугадать траекторию полета гранаты.
Сюжет Gears of War, хоть и несет в себе существенную долю интриги и подтекста, традиционно является прелюдией к выходу в онлайн. Играть все так же весело, но тяжело и даже изнурительно, как и в процессе тестирования: готовьтесь, самые лояльные игроки, купившие переиздание оригинала, получили новую Gears 7 октября, и к широкому старту продаж уже набрали шестидесятые уровни, открыли все бонусы и готовы порвать вашу неподготовленную задницу с завязанными глазами. По наблюдениям Виктора Зуева, только закаленные фанаты Gears of War способны отыскать вас в Xbox Live, напечатать гневную телеграмму про ваши навыки и, при необходимости, вступить в полемику о вашей половой ориентации и дальнейшей судьбе — крепитесь.
При кажущейся общей простоте и предсказуемости творческого замысла Gears of War 4, играть в нее все еще интересно; местами этот опыт здорово отрезвляет. У этой игры нет амбиции подорвать устои и сорвать покровы, но когда ожидаемая бурая каша из дерьма и кишок вдруг оборачивается борьбой с прицелом, которым вы привыкли размахивать из стороны в сторону, тайм-менеджментом перезарядки, адреналиновой навигацией среди (уже не вечных) укрытий, и среди всего этого вы много-много умираете, понимаешь, что от чего-то ты в этой жизни отвык. Главная амбиция Gears 4 — реабилитировать серию в глазах тех, кто запомнил ее по Judgment; уверенно заявить о ее существовании перед теми, кто все пропустил. И, по всей видимости, продолжить длинную историю, начатую в 2006 году, когда на Xbox 360 вышла игра, которая сформулировала подходы и механики, используемые до сих пор в широчайшем спектре проектов. Сейчас, как это принято говорить, самое время начинать: особенно в контексте большой экосистемы Xbox—Windows 10.
Gears of War 4 в продаже с 11 октября для Xbox One и Windows 10. Версия для Xbox One была предоставлена российским офисом Microsoft.