Представьте себе типичный малобюджетный триллер, в основе которого лежит вполне неплохая идея. В самом начале ей удается захватить ваше внимание, и несмотря на очевидную дешевизну фильма, вы продолжаете наблюдать за тем, что происходит на экране — вам интересно. В какой-то момент идея начинает утопать в неудержимых амбициях ее авторов: появляются слишком сложные сюжетные надстройки, откровенно неуместные сцены и персонажи; вдруг вы вообще теряете нить повествования, и происходящее начинает вызывать у вас лишь раздражение. Примерно то же самое происходит с игрой Get Even. В польской студии The Farm 51 придумали хорошую завязку, но похоронили ее под нагромождением крупногабаритных идей, на реализацию которых попросту не хватило навыка.
В Get Even игроку отведена роль бывшего военного Коула Блэка, страдающего потерей памяти. В самом начале игры он оказывается в психиатрической больнице, выглядящей так, словно ее закрыли лет тридцать назад: многие двери заколочены, окна выбиты, на стенах граффити, а на полу горы мусора. Странно, что почти в каждом захламленном помещении установлены работающие камеры наблюдения и ЖК-телевизоры. Больница, конечно, не заброшена, и тут есть пациенты — Блэк один из них; доктор тоже есть, его зовут Рэд, а с психами он общается исключительно посредством упомянутой техники.
В больнице практикуются необычные методы лечения: некоторые пациенты сидят в собачьих клетках, некоторые бегают туда-сюда с дубинами наперевес; особо везучие лишились своих конечностей или вообще были умерщвлены — естественно, ради их же блага. Применение разных способов оздоровления не отменяет того, что у всех психов есть кое-что общее: у каждого из них — и у Коула в том числе — на голову надет аналог шлема виртуальной реальности. С помощью этого устройства пациенты способны видеть всякое. Вроде как, это им помогает.
Блэку повезло. Назначенные ему медицинские процедуры никак не сопряжены с ампутацией членов. Под руководством Рэда он должен искать разбросанные по психушке фотографии мест совершения преступлений, чтобы благодаря им и шлему виртуальной реальности погружаться в собственные ранее поврежденные воспоминания.
На первый взгляд эти воспоминания никак не связаны друг с другом, и это впечатление сохраняется еще долго. Как только приходит частичное понимание того, что на самом деле здесь происходит, игра подкидывает новую, сбивающую с толку информацию. В какой-то момент ты даже начинаешь сомневаться в добропорядочности главного героя — с ним же явно что-то не так. Или я ошибаюсь? Чем ближе финал игры, тем больше вопросов. Финал же вызывает очень спорные ощущения: с одной стороны тебе наконец-то объяснили главное — пусть и коряво; с другой — большая часть всего того, чем тебе выносили мозги на протяжении восьмичасового прохождения, оказалось ненужным багажом, от которого сценаристам лучше было бы избавиться.
Перегруженный сюжет — не главная проблема игры. К несчастью, Get Even — это самый настоящий «польский шутер» со всеми характерными чертами жанра. В одной из сцен Коулу нужно пройти по открытой местности, миновав группы вооруженных врагов. Ментор предлагает действовать осторожно, не ввязываясь в перестрелки — по его словам, участие в них может негативно повлиять на наши воспоминания. Я осторожно крадусь, перебегаю от куста к кусту, от перевернутой ржавой бочки к ветхому одноэтажному строению. Действую осмотрительно, стараюсь. Но стоит одному из противников заметить меня в кустах, и абсолютно все они начинают прицельно стрелять, где бы они ни находились. Здравствуй, моментальная смерть! Во второй половине игры это происходит постоянно.
В основном такие ситуации возникают именно в воспоминаниях, а когда Коул бродит по коридорам психушки складывается такое ощущение, что на смену польскому шутеру внезапно пришел типичный инди-хоррор. Враги с огнестрельным оружием пропали, зато появились давящая атмосфера и по-настоящему жуткие куклы, которые перемещаются в пространстве, когда на них не смотришь. Идешь себе спокойно по коридору, чтобы найти очередную фотографию, и случайно замечаешь, что за спиной появилось огромное деревянное нечто. От этого всегда дергаешься. Зловещую картину дополняют постоянные галлюцинации главного героя, а также вой и песнопения пациентов, запертых в своих камерах. Надо признать, эта часть игры получилась лучше всего.
Авторы Get Even добавили элементы и таких игр, как Everybody’s Gone to the Rapture и The Vanishing of Ethan Carter. В некоторых эпизодах приходится много ходить, изучать обрывки чьих-то воспоминаний и решать простые головоломки с помощью портативного компьютера Коула. После ужасных перестрелок с врагами в такие моменты отдыхаешь.
Get Even — очень странная игра, которая вместила в себя много разных черт, каждая из которых подана в лучшем случае на среднем уровне. Здесь неплохая завязка, но при этом крайне перегруженная история; шутерная часть вообще всплыла с какого-то недосягаемого дна, а хоррор… до боли обыкновенный. Главная проблема Get Even в том, что нет фокуса на чем-то одном, ее авторы слишком рассредоточили свои усилия. Игре не хватает банальной цельности: как только какая-то ее сторона начинает нравиться, она тут же поворачивается к пользователю боком, на котором сплошные пролежни.