Каждый текст про каждую новую игру Supermassive Games я начинаю одними и теми же словами: в 2015 году эта британская студия выпустила Until Dawn: всё ещё лучшее «интерактивное кино» и один из лучших подростковых слэшеров — даже если сравнивать его напрямую с фильмами. А в 2019 году уже без Sony та же студия запустила антологию хорроров Dark Pictures. Сейчас Supermassive — уникальная компания, которая каждый год выпускает интерактивное кино в духе лучших проектов Дэвида Кейджа. За это я готов британцам многое прощать, но делать это всё труднее.

В House of Ashes самый интересный сеттинг из всего цикла Dark Pictures… но игра его просто не использует

House of Ashes рассказывает про группу военных, которые в поисках хранилища оружия Саддама Хуссейна в Ираке провалились в древний шумерский храм и столкнулись там с демонами. Вот уж где точно сеттинг не избитый — какая почва для творчества и развития хоррор-жанра!

Но на деле игра выливается в довольно нудное пятичасовое путешествие по тёмным пещерам. Причём в этот раз почему-то особенно много приходится именно ходить, а не участвовать в зрелищных QTE, которые вообще от игры к игре упрощаются. Элементы шумерской архитектуры иногда появляются в хорошо поставленном кадре, но происходит это слишком редко.

Да и с демонами вышло странно: мы их видим с первых минут игры. Никакой интриги в духе: «А кто же это таится в тенях» House of Ashes не предлагает и начинает хоть как-то работать с этой лишь только перед самыми титрами. Настоящая языческая хтонь ощущается только в редких флешбеках, рассказывающих о первой экспедиции в этот храм, случившейся ещё в 40-х годах ХХ века. В целом же, герои могли бы провалиться в любую другую пещеру и столкнуться там хоть с вендиго, хоть со снежным человеком — сценарий сильно переписывать не пришлось бы.

Забавно при этом, что лучшая игра в антологии — прошлогодняя Little Hope, использует гораздо более избитую историю про охоту на ведьм и хорошо всем знакомый сеттинг тихого туманного городка.

House of Ashes — это шаг назад в плане проработки героев

В игре очень глупые, неестественные персонажи, которым невозможно сопереживать. Не потому что они «плохие люди», а потому что они пусты — они вообще не похожи на людей. Эти вояки кидаются стереотипными шутками про «мамку сношал» и устраивают семейную драму, стоя по колено крови в подземелье с демонами. Они не умеют ни стрелять, ни бегать. Они говорят шаблонными фразами, а их отношения друг с другом скачут хаотично и могут радикально испортиться буквально после одной неаккуратной реплики. Даже в откровенно неудачной Man of Medan, первой части антологии, дела были на порядок лучше.

Зато можно не переживать за судьбы этих болванчиков и действовать «от души» — заваливая QTE и выбирая самые дурацкие варианты в диалогах (или вообще всегда молчать). Впрочем, в House of Ashes иногда именно это делать и нужно — в некоторых сценах нужно не нажимать кнопку, чтобу получить положительный результат. Любопытный эксперимент с обманом ожиданий игрока, но не так уж много экшен-сцен в игре заметно влияет на сюжет.

Картинка в House of Ashes — хуже, чем в Until Dawn

Местами игра выглядит атмосферно и даже красиво, но большую часть времени она не дотягивает ни до предыдущих частей антологии, ни даже до Until Dawn, которой уже шесть лет. И дело вряд ли в бюджете. «Дешевую» Little Hope иногда можно было перепутать с фильмом, но с House of Ashes такого не происходит никогда. 

Что-то особенно страшное в этот раз произошло с лицами героев. Вместо адекватной мимики они невпопад гримасничают; глаза то съезжаются в кучу, то бегают туда-сюда. Двигаются персонажи так, будто анимацию делали на последние. Учитывая, как грубо они прописаны, такое техническое исполнение отбирает у них последние остатки человечности. В сравнении с этим даже как-то неловко ругать бедность окружения — её разработчики хотя бы компенсируют талантливо расставленным светом.

При этом на базовом уровне House of Ashes все равно работает

Несмотря на повышенную, в сравнении с предыдущими частями, нудность, в целом игра не утомляет и не раздражает. Иллюзия выбора в ней по-прежнему неплохо развлекает — решений много и ты никогда не знаешь, какое и когда окажется фатальным для кого-то из героев (что, правда, может злить желающих выйти на идеальную концовку).

Ну и со стороны за House of Ashes наблюдать забавно. Быть зрителем, выкрикивающим из-за спины игрока, какие варианты в диалогах нажать, традиционно даже интереснее, чем нажимать их самому. В целом всё происходящее воспринимается как какой-нибудь хоррор категории С из закромов «Нетфликса». Он развлекает и вызывает эмоции — но страха среди них точно нет.


C выходом House of Ashes в антологии наметился глубокий застой. Проблемы, которые тянутся с первого выпуска не только не решаются, но и усугубляются, а качество самих игр скачет так же непредсказуемо, как зрачки героев House of Ashes. Если дело всё-таки в бюджете: пусть игры Supermassive буду покороче, пусть они будут чуть линейнее и избавятся от долгих эпизодов со скучным исследованием полупустых локаций. Бесконечно закрывать глаза не получится. 

Little Hope очень похожа на Silent Hill: за это ей можно простить всё