Видеоигры — это не дешево. Актуальные консоли и мощные ПК стоили дорого во все времена. Особенно если ты живешь в стране, которая долгое время была закрыта от цивилизованного мира, а потом этот мир догоняла. Сегодня мы окинем взглядом историю гейминга в России от восьмидесятых и до наших дней, примерно посчитав, сколько стоило быть топ-геймером в разное время и к чему мы пришли сегодня. 

Все цены в тексте для наглядности даны уже с учетом инфляции — вот именно столько все это стоило бы сегодня.

При поддержке Beeline Gaming.

Геймер в 80-х: советский Pong и тарахтящие компы в батином НИИ

Восьмидесятые — золотая эпоха видеоигр, романтизированная в поп-культуре. Зависающие в аркадах подростки, у которых дома стоит консоль Atari или продвинутая NES — настолько яркий образ, что даже нам он кажется родным. А ведь в России и странах бывшего СССР ничего подобного в восьмидесятых не было. Какой вообще был выбор у советского школьника того времени? Зависнуть в зале игровых автоматов с механическими машинами… да и всё. 

С видеоиграми дома было очень сложно. Везунчикам родственники могли привезти что-то из Японии или Канады, но какие были цены! В мире тогда продавалась доживающая свое Atari 2600, которая на старте стоила около 65000 рублей, и Atari 7800 за 25000. Что же до NES — за нее пришлось бы отвалить около 33000 рублей и в среднем по 3000 за каждую игру. Цены неподъемные, но и черт с ними — без «связей» приставку все равно не достанешь.

Единственная альтернатива — советские клоны «Понга» вроде приставки «Видеоспорт Электроника». Такое себе, но при этом за 17000 рублей на старте — а это примерная зарплата молодого специалиста в то время. В массы такие консоли пошли с 1981 году, тогда цена упала примерно до 13000, но это все равно много — столько в то время получала, например, медсестра.

Легендарная Atari 2600. В России она стала более-менее доступна только в начале 90-х, когда на рынке появился ее дешевый клон Rambo TV Game, но это был уже динозавр.

И чего уж говорить про компьютеры. Они, конечно, были, но едва ли дома. В СССР тогда ввозили в основном польские клоны ZX Spectrum под названием Elwro. Но массово «Спектрумы» (а точнее, клоны «Спектрума») пришли на рынок только под конец 80-х, это были относительно доступные компьютеры, но стоили они все равно не копейки. В зависимости от клона выложить пришлось от 14000 до 18000 рублей.

А уж о знаменитых компьютерах «Агат» и говорить нечего, стоили эти советские аналоги Apple II как хороший автомобиль — а в восьмидесятых за «Москвич» пришлось бы выложить около полумиллиона рублей. Так что в то время на ПК украдкой играли в простенькую фигню у родителей в каких-нибудь НИИ. Были и энтузиасты, которые свои кастомные клоны «Спектрумов» собирали, но это совсем другая история.

Оригинальный компьютер ZX Spectrum.

Геймер в начале и середине 90-х: игры на аудиокассетах, «Денди», «Сега» и мажоры с «Геймбоем»

Для начала стоит напомнить, каким тяжелым временем были 90-е. Экономику жутко штормило, люди сидели без денег, а цены могли вырасти в десятки раз всего за месяц. Так если в 1990 году доллар стоил 63 копейки, до в 1997 его средняя цена была почти 6000 рублей. Поэтому тут все цены будут очень приблизительными.

Девяностые стали для России и бывшего СССР эпохой расцвета видеоигр. Советского Союза не стало, рынок открылся, бывшие советские дети и подростки начали, хоть и с запозданием, знакомиться с более актуальной западной культурой. Массово все началось, конечно, с «Денди» — культового для нас тайваньского клона японской NES. На старте в декабре 1992 года Dendy Junior стоила чуть больше 13000 рублей, «официальные» картриджи к ней, в зависимости от крутости игр, обходились примерно от 1000 до 3000 рублей. Но к середине девяностых, когда не стало выпускающей ее компании Steepler (тогда все вообще происходило быстро), цена упала примерно до 2000 рублей. Деньги приемлемые, но за уже устаревшую тогда игрушку все-таки дорого. А ведь тут еще нужно понимать, как в то время мотало курсы валюты и что творилось с разбитой российской экономикой. Для многих и 2000 были очень серьезными деньгами — в 1995 году пачка масла стоила под 1000 рублей, а зарплаты на предприятиях задерживали месяцами, какая уж тут «Денди».

Правда был и хитрый вариант — можно было отыскать китайский клон NES под названием LIFA. Стоил он в полтора-два раза дешевле «Денди» и был совместим с ее картриджами. А в комплекте шел второй геймпад и световой пистолет — царский набор. Как раз такая приставка была у меня в детстве — все еще жива. Но были и другие клоны, например, Subor и Kenga — NES вообще копировали многие компании во всем мире. Все клоны, продающиеся в России, стоили дешевле «Денди», но иногда ломались буквально за месяц.

Та самая!

Петр Сальников: «Это удивительно, но первую «Денди» мне подарил дед — дедом он тогда был только технически, по факту же ему было 50 с чем-то лет, то есть, это был вполне сознательный взрослый мужчина, а никакой не дед. Мы вместе проходили игры, которые он купил в довесок к консоли, которую он еще называл «компьютером». Через некоторое время у сверстников стали появляться более интересные приставки: «Сега», «Супер Нинтендо» и «Плейстейшен» — чтобы поиграть на них во что-нибудь, приходилось ходить в гости к друзьям (которых иногда приходилось заводить — и терпеть — только ради этого краткого удовольствия)». 

«Еще через некоторое время основной засадой стал скудный ассортимент игр для «Денди». В специализированные магазины и на «Горбушку» меня не отпускали; денег на игры было мало. На рынках массовым явлением стали картриджи-сборники типа «100 in 1», где на деле было всего штук пять игр, а остальные пункты меню представляли собой сохранения на более поздних этапах, которые выдавались за другие игры. Такие сборники стремительно выдавили с развалов картриджи-одиночки, на которых была только какая-то одна конкретная игра, и искать эти конкретные игры стало невозможно трудно. Доходило до того, что я мог полчаса разглядывать мозаику уменьшенных до степени нечитаемости артов на обложке какого-нибудь сборника в поисках, условно, Castlevania, видел какой-то намек на присутствие этой игры на носителе и покупал его. Продавец, разумеется, уверял меня, что нужная мне игра точно есть на картридже. Вечером того же дня выяснялось, что обложка картриджа не имела ничего общего с его содержимым. На следующее утро на том же базаре этого продавца уже не могло не быть — приходилось играть во всякую чепуху, заплатил же!»

Но если в начале девяностых все мечтали о «Денди», то к середине десятилетия все больше внимания привлекала Mega Drive от Sega — круче графика, круче звук, круче игры. Вышла-то консоль еще в конце 80-х, но до России доползла только в начале девяностых. В отличие от Nintendo, Sega видела потенциал в российском рынке и уже с 1994 года официально работала с регионом через фирму «Форус». Официально консоль продавалась примерно за 45000 рублей, но клоны можно было отыскать раза в два дешевле — и все равно это дорого. Особенно учитывая, что за игры, в зависимости от их крутости (и объема картриджа), приходилось выкладывать от 1000 до 6000 рублей. Из-за высокой цены на них тогда так распространилась практика обмена картриджей. 

Под влиянием Sega на российский рынок наконец-то пришла и сама Nintendo — решив войти через ту самую Steepler. По условиям договора, российской компании разрешалось и дальше торговать «Денди», но вот SNES они продавали только оригинальные. Еще было условие, что с прилавков магазинов компании пропадут «Сеги», но этого не произошло. Официально консоль вышла в России в конце 1994 года и стоила примерно 30000 рублей («Мега Драйв» к тому моменту стоил дешевле двадцати тысяч) — поэтому она была буквально у единиц. Не помогла даже реклама в передаче «Денди — новая реальность». Вместе со SNES завезли и Game Boy, но почти 20000 рублей за портативку в то время тоже было слишком. Люди играли в «Тетрис» и «Ну, погоди»!

«Дэнди» и «Сега» были столпами гейминга в девяностых. Компьютеры хоть и стали штукой менее маргинальной, но большой популярностью как игровые платформы не пользовались до самого конца десятилетия. В начале-середине девяностых играли разве что на рабочих компьютерах «Поиск» и стареньких «БК», которые работникам НИИ выдавали домой. Ну и на все тех же клонах ZX Spectrum, которые бывшие советские заводы начали штамповать. Выбор игр для «Спектрумов» был неплох — как коммерческие релизы, так и самопал, написанный советскими энтузиастами. Правда, картинка там была далеко не такой красочной, как на консолях. Да и бесконечно долгие загрузки с кассет бесили — я этот опыт еще помню. 

Мечта детей 90-х, которая каким-то чудом оказалась у меня дома еще в 1995 году. Работает до сих пор.

Геймер в конце 90-х и начале 00-х: пиратские игры для PS1 и компьютерные клубы

Российский рынок всегда сильно упирался в цену. Ты можешь выпустить бесконечно крутую железку, очень полезную и продвинутую, но у людей на нее просто не будет денег. Поэтому «экзотических» консолей, которые кое-как просачивались на полки магазинов во второй половине и конце 90-х почти ни у кого не было, но многие они слышали. Это и Panasonic 3DO за невероятные 55000 в 1996 году, и Sega Saturn за 52000, и Nintendo 64, которую барыги продавали от 40000 до 50000 рублей. Про всякие PC Engine, Atari Jaguar и надстройки для Mega Drive и говорить нечего. 

Стас Ломакин: «Во второй половине 90-х расклад в моем микрорайоне на Юго-Западе Москвы был такой: у большинства есть «Денди», у единиц — «Сеги», SNES нет ни у кого. Кажется, в последнюю я даже так и не поиграл в то время, только спустя несколько лет, когда она уже устарела. Отдельная история была с консолями 3DO от Panasonic или GoldStar (олды помнят, как раньше называлась LG). Это были первые 32-битки, о которых даже редкие игровые журналы писали с весьма сдержанным восторгом. В моей школе такая была, кажется, только у одного чувака — и он явно страдал: даже его вроде не бедные родители не баловали его новыми дисками, а меняться было тупо не с кем. Впоследствии я узнал, что у многих в школе непременно находился один такой чувак с 3DO, настоящая белая ворона»

А в 1998 году всех добил кризис — рубль окончательно обесценился, а экономика начала подниматься только год спустя. Поэтому единственная консоль, кроме уже совсем устаревших Mega Drive и Dendy, которая могла захватить такой рынок — это Sony PlayStation. Она легко пиратилась и крутила игры на дешевых CD-дисках. По современным деньгам диски стоили от 200 до 300 рублей, но некоторые вообще «болванили» их сами. При этом сама PS не было такой уж дешевой — цена сильно отличалась по регионам, но в среднем на 2000 год она стоила около 15000 рублей. Зато тебе сразу и 3D-графика, и музыкальный плеер, и дешевые диски и вообще всё.

Оригинальная PS1 — «толстушка».

С компьютерами ситуация была напряженнее. Относительно массово они пришли на российский рынок в самом конце девяностых — когда усилились конторы, массово закупающие железо для готовых сборок и отдельной продажи. Но цена на хороший компьютер долгое время оставалась почти неподъемной. Не зря в начале нулевых родилось устойчивое выражение «комп за четыре тыщи баксов». Столько компьютер с максимумом наворотов и стоил — примерно 250000 — 300000 рублей. За средний ПК пришлось бы выложить больше 100000. К примеру мой ПК в начале 2004 года обошелся в 150000 рублей — и уже через год-два были игры, которые он не тянул.

Помню, что в начале нулевых было нормой, что у людей дома нет компьютера — это был предмет роскоши. Так что тогда на ПК в основном рубились в компьютерных клубах. Тем более, там можно было зависать в Counter-Strike по сетке — дома настроить сеть или доступ в интернет было сложно и дорого. В Москве и крупных городах что-то еще было, но в регионах интернет начал массово распространяться только после 2005 года. 

И уже тогда начали появляться новые, дорогущие консоли. Вслед за народной PlayStation пришла PlayStation 2, которая не была чем-то очень редким, но цена в 30000 рублей намекала, что лучше копить на комп. Примерно за 28000 можно было купить Nintendo GameCube, а за 38000 первый Xbox — но едва ли многие вспомнят хоть кого-то, у кого тогда эти консоли были. Портативный гейминг доступным тогда тоже не был, консоль Game Boy Advance стоила около 11000 рублей — дешевле, чем PS2, но графон-то не тот! Кое-как к нам просочилась и Dreamcast за 25000 — 30000 рублей, но был он все-таки у единиц. Хотя я эту приставку в то время все же застал — играл несколько раз у пары друзей. Это вообще было очень распространено — в компы играли в клубах, а в консоли у друзей. В каждом дворе был везунчик с PlayStation или еще чем, у которого все зависали. 

С владельцами Dreamcast дружили, потому что всем хотелось глянуть на эту футуристичную штуку.

Середина нулевых и наши дни: компы у всех и облачный гейминг

PS2 не стала народной на выходе, зато неплохо распространилась во второй половине нулевых — когда подешевела и стала совсем легко пиратиться. То же самое произошло с портативкой PSP — на выходе за нее пришлось бы отдать около 35000 рублей, очень много. А как хотелось! Тут и игры крутые, и музыку слушать можно, и кино смотреть. 

Чем дальше, тем дешевле становились компьютеры и дороже актуальные консоли. Xbox 360 и PS3 на старте стоили у нас около 52000 рублей. Игры стоили от 1500 до 2500 рублей, но с учетом инфляции это уже от 4000 до 6500. За эти деньги к концу нулевых уже можно было собрать ПК, который кое-как будет ворочить новые игры, а те, что постарее и вовсе запустит без проблем. Поэтому к концу нулевых человека без компа дома было уже трудно найти.

Тут и вторичный рынок здорово помог, ПК-рынок в России развивался стремительно, росла и перепродажа железа — купить крутую видеокарту с рук за небольшие деньги было реально. Правда в десятых годах случился бум майнинга криптовалют, из-за которого сильно начали расти в цене и подержанные и новые видеокарты. Сейчас рынок уже отпустило, но волна еще может вернуться.

Пиратство — зло, но паленые «боксы» для популяризации консольного гейминга в России сделали немногим меньше, чем «Денди».

В свою очередь консоли текущего поколения — PS4 и Xbox One — стартовали по более привлекательной цене — около 30000 рублей, но и цены на игры выросли. Сейчас мы к этому уже привыкли, но 4000 за диск в 2013 — это 6400 сейчас, с учетом инфляции. Так что, как ни крути, если хочется играть в новейшие игры, нужно отдать либо много за консоль, либо очень много за ПК — по-настоящему игровой сейчас меньше, чем за 150000 рублей не соберешь. 

К тому же, прямо сейчас выросли цены на видеоигры — «лучшие» игры для следующего поколения консолей стоят по 70 долларов, что для нас вылилось в 5500 рублей. Некоторые продают и дороже — есть игры и за 7000 рублей, а всякие делюкс-издания вообще к 10000 стремятся. Это неприятная, но логичная реакция индустрии на растущие бюджеты крупных игр. Да и сами новые консоли стоят дорого — 47000 за PS5 и 45600 за Xbox Series X. Хотя в исторической перспективе цены держатся примерно на одном уровне — просто инфляция традиционно обгоняет зарплаты.

2020-е и будущее: подписки и стриминг

Постоянный рост цен и быстрое устаревание консольного железа вынуждает индустрию искать новые пути развития. И первый, довольно удобный и работающий уже сейчас вариант — это подписка. Платишь небольшую сумму в месяц и получаешь библиотеку игр. И хотя совсем массовой такую систему не назовешь, такая подписка уже есть у Apple, Electronic Arts и Microsoft, с которых все и началось. Причем цены демократичные — от 200 до 900 рублей в месяц. Но и минусы есть: тебе все еще нужно вкладываться в железо (а это самая большая статья расходов) и все еще непонятно насколько это выгодная для разработчиков и издателей история. 

Второй путь одновременно и знакомый, и футуристичный — стриминг. Игра запускается на сервере, а ты получаешь изображение. Началось все с сервиса OnLive еще в самом начале 10-х годов. Но хоть интерес это начинание и вызвало, оно быстро забуксовало — все упиралось в скорость интернета и задержку ввод-вывода. Хотя я в начале десятых без страданий прошел в OnLive довольно экшеновую The Lord of the Rings: War in the North. Проблемы все еще не побеждены окончательно — даже Google со своим стриминг-сервисом Stadia топчется по граблям и не может превратить его во что-то большее, чем просто эксперимент. Но лучше ситуация с каждым годом все же становится. 


Облачный сервис Beeline Gaming — один из многих, но его мы протестировали лично. Владимир Самойлов через него запустил Control на максималках на среднем рабочем ноуте и полудохлом батином кирпиче для просмотра сериалов — в обоих случаях фризов почти не было, играть было комфортно. Вероятно, дело в том, что игры запускаются на российский серверах, ведь тест проводился из Йошкар-Олы. За 1000 рублей в месяц сервис Beeline Gaming позволяет играть в сотни новых ПК-игр на максимальных настройках — подойдет любая лопата с экраном и Windows 10 на борту, лишь бы интернет был. Но игры в нем не бесплатны, завести можно поддерживаемые релизы, которые куплены у вас в Steam, EGS, Origin или UPlay.