15 февраля вышла одна из самых ожидаемых игр года: Metro Exodus. Пока одни беспечно делятся скриншотами с хулиганскими надписями на стенах, другие спорят о социально-политическом подтексте новой игры, а третьи утверждают, что Metro Exodus — это Stalker 2. Наша рецензия уже давно на сайте, а здесь я позволю себе поделиться наблюдениями, которые сделал за два вечера в Exodus, неспешно бродив по заболоченной пойме Волги.

Буду краток: мне очень хочется, но вряд ли я пройду эту игру до конца, и вот почему.

Metro Exodus сама не дает в себя играть

Metro Exodus Review Метро Исход Обзор Рецензия Мнение Оценка

За годы, прожитые без игр серии Metro, я успел отвыкнуть от такого количества склеек в геймплее. По меркам шутера кат-сцены здесь длятся жутко долго, во время некоторых диалогов нельзя даже крутить головой, и управление порой отнимают в самый неожиданный момент.

Вот ты контролируешь ситуацию в перестрелке. Через минуту открываешь дверь, из которой выпадают враги, и тут главный герой начинает драться с ними самостоятельно — очевидно, активируя какой-то обязательный сюжетный поворот. Разработчики просто выключают мой геймпад и молча просят подождать. За первые полтора часа это случилось достаточно часто для того, чтобы надоесть — сама игра при этом даже не успела толком начаться!

Игры, которые исповедуют, как принято говорить в англоязычной прессе, seamless (букв. — «бесшовный») геймплей, за шесть лет, минувшие с выхода Last Light, стали нормой настолько, что некоторые вещи в Exodus уже кажутся не то что анахронизмами, а дикостью. Чтобы залезть в вентиляционную шахту в игре здорового человека, достаточно присесть и продолжить движение. В Exodus к такой шахте нужно подойти, прицелиться, зажать X и подождать, после чего сработает специальная анимация. И так — с каждой дверью, с каждой приставной лестницей, с каждым люком в полу.

Metro Exodus Review Метро Исход Обзор Рецензия Мнение Оценка

Авторы дали игрокам видимую свободу, большие открытые локации, где поезд героев делает остановки. Но они забыли о другой, куда более важной степени свободы — возможности целиком и полностью контролировать персонажа и его действия. Постоянные и порой непредсказуемые пороги,  о которые я то и дело спотыкаюсь в Metro Exodus, выглядят очень неловко.

Тексты в Metro Exodus написаны плохо

Но главное препятствие к получению удовольствия от Exodus кроется в текстах, написанных для этой игры. Дебютная интрига, связанная с информационной изоляцией, вскрывается элементарно и как-то безрадостно. Герои с фальшивыми веселенькими интонациями просто повторяют друг другу одни и те же слова; перед тем как начать собственно игру, нужно около получаса слушать примитивные споры действующих лиц.

Metro Exodus Review Метро Исход Обзор Рецензия Мнение Оценка

Увы, все, что касается сценария, в Metro Exodus сделано на уровне паскуднейшей сторублевой боевой фантастики, где все с самого начала предельно очевидно — и исключительно серьезно. Игра зачем-то грузит, и грузит, и грузит бездарно написанными диалогами и монологами, от которых некуда деваться. Игрок, лишенный возможности управлять героем в эти моменты, с облегчением выдыхает, как только геймпад снова начинает работать. Но тут персонажи вдруг продолжают крайне многословную беседу, и непонятно — бросить их так или дослушать, вдруг что-то важное пропустишь.

Суть ситуации или задачи всегда покрыта избыточно красноречивыми персонажами, от которых хочется буквально сбежать в открытый мир, чтобы не слышать их голоса и не видеть их рожи чем дольше, тем лучше.

Звук  — большая проблема Metro Exodus

Погружению в живописный и атмосферный мир (с ним-то все в порядке!) Exodus мешает звук, который ведет себя, как хочет. Озвучка плохо синхронизирована с моделями: жестикуляция постоянно то критично опережает события, то опаздывает. Шевелясь, персонажи издают неотрегулированные по громкости библиотечные звуки, которые были в сотне игр до Exodus.

Шаги главного героя звучат так, будто он не идет, а отбивает чечетку или бежит на месте. Слышишь рычание мутанта за углом? На самом деле он гораздо дальше, чем кажется, просто так в игре работает звук.

Одна из главных составляющих, которая самым непосредственным образом влияет и на прохождение игры, и на ее общий облик, в Exodus сломана или просто недоделана. Зато матерных надписей на стенах начеркали от души!

Перестрелки в Metro Exodus — то, чего хочется избегать, и дело не в экономии ресурсов

Эта проблема шагает в ногу с Metro с самой первой игры. У главного героя в распоряжении широкий ассортимент красиво нарисованного, здорово анимированного и, в целом, неплохо продуманного огнестрельного оружия. Но все стычки с мутантами сводятся к тому, что приходится пятиться и раздраженно отстреливаться.

Metro Exodus Review Метро Исход Обзор Рецензия Мнение Оценка

Одна из главных причин перейти на нестыдный уровень сложности «Читатель» — монстры, которые наваливаются пачками и не оставляют вариантов. Окей, я знаю, что уродцы сбежались на шум, но в этой ситуации у меня должно быть побольше опций, чем две дежурных — пятиться или умереть. Убивать врагов, которые не вооружены ничем, кроме зубов и когтей, отчаянно неинтересно. И это глобальная проблема дизайна — монстров, уровней, оружия.

Сюда можно, а сюда — нельзя

Metro Exodus ориентирует игрока очень грубо и по-простому. Она всегда говорит «А», но молчит про «Б», о существовании которой знают все — а разработчики просто делают лицо кирпичом. Вы можете перелезть через бетонный забор, но не можете запрыгнуть на упавший самолет — там просто стоит невидимая стенка. В этот проход можно, а в этот нельзя, ну, потому что потому, еще чего тебе завернуть, а не слипнется?


К популярному вопросу о том, «Сталкер ли это два». Совсем не хочу сказать, что игра, которую многие так горячо любят, на самом деле — кусок дерьма. Это не так. В Exodus много хорошего: крутая карта из Far Cry 2; отличный непыльный крафт, для которого нужно всего два ингредиента; захватывающий гиперреализм русской провинции; в конце концов, отличная графика. Тут упоительно просто находиться!

В аналогичном ключе мы когда-то рассуждали и о «Сталкере». Да, зомби принимает в голову полную обойму из лучшей винтовки в игре, но продолжает настойчиво шагать. А иногда достаточно просто пукнуть рядом — и нет больше никакого зомби. А зато помнишь вот лабораторию X-18?! Я там чуть глаза от страха не выплюнул! В этом смысле 15 февраля вышла самая близкая к отцу всего постсоветского постапокалипсиса игра.

Но когда был «Сталкер», и сколько ему простили «просто потому что»? И когда, а главное — на каком фоне — вышла Metro Exodus. Кому-то все это будет в радость, и даже проблемы покажутся не проблемами вовсе, а своего рода дополнительными подушечками на родном, прокуренном диване. Но чем дальше, тем сильнее все это напоминает ситуацию с легендарной ролевой игрой «Готика». Про первоисточник многие уже забыли, а разобщенный и разбитый на две команды коллектив разработчиков все так же пытается повторить былой успех, выпуская не то что шероховатые — в полный рост шершавые игры. За которые, безусловно, всегда будет кому заступиться.