Оригинальная Psychonauts, дебют студии Double Fine Тима Шейфера, вышла в 2005 году — и это была уникальная игра. Она выглядит смелой и «авторской» даже сегодня, когда в инди-секторе творится любая дичь. Тот факт, что она все-таки получит полноценное продолжение — настоящее чудо и большой риск для разработчиков, которые более пятнадцати лет назад слишком задрали планку.

Мы провели в Psychonauts 2 несколько часов, полностью прошли четыре уровня и убедились, что рискнули разработчики не зря. 

Psychonauts — это игра про копание в головах людей

«Психонавты» — это одаренные псионическими способностями агенты, способные проникнуть в сознание человека и что-то там провернуть. Например, внушить какие-то конкретные мысли, вытащить на свет любые тайны или буквально вступить в бой с чужими внутренними демонам. Каждый уровень в Psychonauts — это психоделическое, гротескное отражение чьей-то личности, поэтому безумие на них творится неописуемое. Время, пространство, события — реальность в целом — закольцовывается, деформируется, закручивается и скачет туда-сюда — как в беспокойном сне.

Играем мы как раз за пока несостоявшегося психонавта. Его зовут Разпутин (или просто Раз), он — особенно одаренный ребенок, проникший в лагерь для тренировки юных психонавтов. Оригинальная игра условно делится на две части — путешествия по чужим мозгам и события в реальном мире, где подросток-Раз в летнем лагере всячески социализируется и распутывает местные тайны.

Все это крайне талантливо и смешно написано Тимом Шафером и Эриком Уолпо, который после «Психонавтов» отправился в Valve писать эпизоды Half-Life 2. Причем комедия в игре ходит по грани с трагедией — потому что за всеми безумными красками в чужих головах стояли серьезные ментальные травмы и переживания. Выполнено же все в уникальном, немного небрежном визуальном стиле, напоминающем что-то среднее между готикой Тима Бертона и дуростью «Шоу Рена и Стимпи».

А еще Psychonauts — это гармоничная смесь экшена, трехмерного платформера и адвенчуры

Это и огромный плюс, и минус игры — во многом из-за жанровой неопределенности она абсолютно провалилась в продажах в 2005 году. Все три жанра «Психонавтов» присутствуют в игре постоянно — она не позволяет себе на какое-то время целиком превращаться в условный «квест». В Psychonauts прыжки, драки и «адвенчурные» диалоги с исследованием локаций присутствуют всегда, вместе — и поначалу к этому сложно привыкнуть.

Но если элементы квеста в ней представлены в основном диалогами, то экшен и платформинг проработаны очень комплексно. Прыжковые эпизоды в Psychonauts бывают крайне хардкорными, выполненными с изощренной фантазией, достойной трехмерных частей серии Mario. А в сражениях нужно не просто бегать кругами и на кнопку удара давить, а правильно применять способности главного героя вроде телекинеза или стрельбы ментальными снарядами. «Психонавты» — это не только стиль, юмор и история, но и, собственно, игра.

И это тоже один из уровней в Psychonauts 2

Psychonauts 2 сохранила все сильные стороны оригинала, но стала еще безумнее

Концепция Psychonauts и так подразумевала безграничные возможности в плане построения уровней. Но разработчики не стали паразитировать на собственной идее и двинули ее еще дальше. 

Лучшим примером будет уровень, в котором мы отправляемся в голову к сотруднице бюро психонавтов. Все что мы находим там пересекается с больничной темой — это непосредственно связано с прошлым героини. Но копаясь в голове дамы, мы по глупости внушаем ей идею (и это отдельная механика) решить финансовые проблемы с помощью казино. И когда мы вернемся в ее голову, чтобы все исправить, тема больницы и казино перемещается там самым бешеным образом. В родильной секции играют в рулетку, в надежде выиграть ребенка, а в кардиоотделении игроки делают ставки на бега, которые происходят на кардиограммах. Это очень правильный старт, наглядно демонстрирующий, что может Psychonauts 2 — остается надеяться, что игра до конца выдержит тот же уровень.

Вместо летнего лагеря из первой части, во второй — отдающая атмосферой «Людей в черном» штаб-квартира психонавтов, где Раз проходит интернатуру

Геймплей в Psychonauts 2 также стал глубже

Боевая система поначалу кажется чересчур простой, но ее прелесть в гибкости. Можно использовать все ее возможности — жечь уязвимых к огню врагов, использовать дальний бой против летающих противников, замедлять слишком быстрых, перехватывать телекинезом летящие снаряды. А можно сосредоточиться только на ближнем или дальнем бою, а про некоторые скиллы практически забыть. Это возможно благодаря быстрой и понятной прокачке, позволяющей сфокусировать свой стиль игры.

Ну и благодаря «читам», которые можно включить легально и получать ачивки, проходя игру с бессмертием. Такая возможность уже вызвала в Сети споры — некоторым кажется, что читы обесценят опыт игроков, которые пройдут игру без них. Но Psychonauts все же не та игра, которую невозможно понять, не превозмогая. Впрочем, нужно признать, что и сама Double Fine подлила масла в огонь не просто добавив в игру режим бессмертия, но и высмеяв игроков, которым это не нравится.

https://twitter.com/DoubleFine/status/1413620176516485122?s=20
«Если вы пройдёте Psychonauts 2 в режиме неуязвимости, вы все равно пройдете игру. Простите, но я победил Сурового Парня с Мечом на сложности «без попаданий», и если ты не сделал то же самое, я тебя не уважаю. И вообще, как ты можешь что-то комментировать, если ты не дошел до ранга „Алмаз 6“ в стрелялке МакБах»

Но это мелочи по сравнению с тем, как игра преобразует механику под каждый отдельный уровень. Так в больнице-казино нам предстоит делать ставки и пытаться разобраться в том, как это странное казино вообще функционирует. А на другом уровне Разпутин будет участвовать в кулинарном конкурсе и готовить блюда на скорость. При этом игра все равно остается верна своим базовым механикам, добавляя что-нибудь эдакое аккуратно, сверху. Кстати, все это — мощнейший опыт, но от уровня сложности он не зависит никак.


Судя по превью-версии, Psychonauts 2 ни в чем не уступает оригиналу — это все такая же авторская, богатая и смешная игра. Во многом она даже на порядок лучше первой части. При этом выглядят, звучат и играются вторые «Психонавты» как ААА, а порог вхождения у них минимальный — тут даже подробный рекап событий первой части есть, так что залетать можно с нуля. А еще для работы над Psychonauts 2 в Double Fine вернулся Эрик Уолпо, без которого писанина Тима Шафера несколько теряла в остроте — пропускать такое не стоит.

Psychonauts 2 выходит 25 августа на PC, Xbox One, Xbox Series X|S и PS4.

Игра Psi-Ops — все еще лучший симулятор жестокого ситха