Psychonauts 2 со стороны выглядит как кислотно-мультяшный трехмерный платформер — от такого обычно не ждут какой-то глубины. А на деле игра оказывается смешным, но трогательным высказыванием на тему того, как мы делаем глупости, встречаемся с их последствиями и терпим горе, зарывая переживания поглубже. Но и это лишь один из слоев игры.

Psychonauts 2 — это остросюжетный шпионский боевик

10-летний мальчишка Разпутин (или просто Раз) после событий первой части и VR-адвенчуры Psychonauts In The Rhombus of Ruin прибывает в штаб-квартиру психонавтов — элитных агентов-псиоников, борющихся со злом по всему миру. В первый час игры Psychonauts 2 максимально сгущает краски, намекая, что грядет что-то жуткое, но довольно быстро переводит события в мирное русло. Раз не становится агентом, как мечтал. Вместо этого его записывают в интернатуру — герой отправляется не со злом бороться, а в учебный класс, знакомиться с другими интернами и учиться укрощать свои псионические способности. 

Но как только мы свыкаемся с предстоящей студенческой рутиной, игра вновь выводит на передний план страшную угрозу, нависшую над психонавтами и всем миром — такие эмоциональные горки. Времени в обрез, а откуда будет нанесен удар — непонятно. Но и этого мало: среди психонавтов завелся «крот», доверять нельзя никому — какая уж тут учеба. В общем, разработчики очень постарались, чтобы игра цепляла сильнее всего именно в первые часы — и у них это получилось.

Центральные персонажи Psychonauts 2 — шесть основателей агентства, первые психонавты

За двадцать лет до событий игр серии (а первую и вторую часть по сюжету разделяют всего несколько дней) они сразились с могучим псиоником, который мог уничтожать целые армии и страны. Та битва на всех оставила шрамы. Ментально все основатели безнадежно сломаны, но нам все равно придется найти их и «починить» — кого из депрессии вытащить, кому помочь вспомнить что-то важное, а кого буквально по частям собрать.

То есть, базовая структура у сюжета Psychonauts 2 элементарная и хорошо знакомая — собираем команду и немедленно вступаем в решающий бой. Но тут важен процесс: как мы ищем основателей и что затем находим у них в головах. У каждого самодостаточная история (среди этих историй есть и очень мило показанная однополая свадьба), но в то же время все они плотно связаны с центральным сюжетом. Потихоньку мы все глубже погружаемся в подробности той самой битвы двадцатилетней давности, от которой всё, само собой, и тянется. Мораль все сильнее обесцвечивается, а для самого Разпутина история становится личной. Да и внезапные повороты на месте, хотя если следить за событиями очень внимательно — их можно предугадать, подсказки игра разбрасывает щедро. 

Psychonauts 2 талантливо обрабатывает известные шаблоны и хорошо развлекает, даже если не хочется погружаться глубоко и разбираться, что там разработчики хотели сказать. А высказывание в игре есть — она даже начинается с дисклеймера об уважительном отношении к ментальным заболеваниям, что, правда, не мешает разработчикам беззаботно на эту же тему шутить.

В Psychonauts 2 большую часть времени предстоит провести в чужих головах — поэтому сами уровни раскрывают героев лучше любых диалогов и роликов

Пирокинез, телекинез, левитация — все это баловство. Главная способность психонавтов — проникать людям в голову. Поэтому каждый уровень в Psychonauts — это деформированное отражение чьей-то личности. В здоровые головы игра лазить не предлагает, только в поломанные и безумные, а иногда и вовсе лишенные тела, поэтому Psychonauts 2 — максимально психоделическая и разнообразная игра. Перемешанная с казино больница; студия кулинарного шоу; рок-фестиваль; наполненный жуликами и торговцами рыбой восточный порт — разброс локаций дичайший. И это всегда запоминающийся микс уморительной комедии и щемящей драмы.

Но важно даже не разнообразие уровней. Безумие и краски каждой локации обусловлены характером его «хоста». Например, мы попадаем в город, по которому катаются огромные шары для боулинга и везде стоят кегли, при этом населен он разумными бактериями размером с человека — какой в этом смысл? Но для персонажа, у которого мы «в гостях» боулинг важен, так как в боулинг-клубе у него прошло первое свидание с любовью всей его жизни. Ну а разумные бактерии кругом из-за того, что в голову героя мы залезли в тот момент, когда он старательно дезинфицировал ботинки для боулинга.

И это лишь самые крупные и заметные детали. А если закапываться, то в «Психонавтах» каждая картина на стене висит не просто так и дополняет историю. Даже основные собираемые предметы в Psychonauts 2 — это парящие в воздухе «неоновые» рисунки, фрагменты воспоминаний. Они тоже обоснованы историей конкретного персонажа. Проходя уровни, мы влияем на ментальное состояние их хозяев — и это тоже отражается на локациях. Psychonauts 2 очень творческая, живая игра. Мало где еще найдешь столь же плотную связь истории, дизайна, графики и музыки.

Единственная проблема сюжета Psychonauts 2 — слишком много персонажей, и не для всех находится достаточно времени

Шесть основателей психонавтов и Разпутин прописаны эталонно — это живые герои с богатой предысторией, которая влияет на события игры. Все они меняются у нас на глазах. Но помимо них есть семья Разпутина, его новые друзья-интерны и агенты-психонавты из первой части. У всех в сюжете свои роли, но они совсем крохотные. В начале игры в кадре мелькают все — и с каждым можно вдоволь поболтать (остроумно написанных диалогов в игре вообще очень много), особенно если потратить время на необязательное исследование агентства и прилегающих территорий. Но когда начинается главный замес, вся эта «массовка» просто исчезает почти до самого финала.

Особенно обидно за интернов. Знакомство Разпутина с ними начинается в стиле подростковых комедий — они обманывают героя и крадут его одежду. Да и в целом компашка получилась очень разноплановая и дерзкая — у каждого в ней не только свой характер, но и уникальные псионические способности. Интересно было бы посмотреть, как Разпутин пытается влиться в коллектив, да и для потенциального кооператива идей плавает много, но игра в эту сторону не смотрит совсем.

Геймплей Psychonauts 2 не так крут — хотя в целом это хороший трехмерный платформер

К базовому платформингу вопросов нет — управляется Раз хорошо, а сами прыжки умеренно изощренные. В первой части недолетов и перелетов случалось в разы больше, а теперь все ощущается не хуже, чем в том же «Рэтчете и Кланке». Проблемы случаются только когда подключается акробатика (Разпутин все-таки бывший циркач) вроде раскачки на перекладинах. В такие моменты герой частенько летит не туда, куда ты ожидаешь, или почему-то не хватается за края платформ. Ну и балансирование на огромных шарах в нескольких эпизодах игры больше раздражает, чем веселит — хорошо хоть катать шары нужно не с помощью гироскопа!

Другая проблема игры — боевая система. В превью я писал, что она гибкая и позволяет как использовать все навыки Раза, так и сосредоточиться, например, на одной стрельбе или ближнем бое. Так оно и есть. Много врагов, разные тактики — одни восприимчивы к огню, других лучше заваливать предметами с помощью телекинеза. Но ближе к финалу сражения все-таки приедаются, а игра начинает душить хаотичными битвами, в которых участвует слишком много врагов сразу. Появляются мини-боссы, которых ковырять нужно долго и нудно — особенно если не прокачаны некоторые конкретные способности.

Впрочем, все это можно пропустить, просто включив неуязвимость в меню — даже ачивки выпадать не перестанут.

И даже в таком виде боевка на ощущается на порядок лучше, чем в первой части.


После Psychonauts 2 первая часть кажется игрой в раннем доступе. Даже несмотря на небольшие минусы, сиквел превосходит оригинал во всем. Да и продакшен у игры получился на уровне ААА — это касается и картинки, и постановки большинства кат-сцен и в целом качества игры: обошлось без крупных багов. При этом внутри Psychonauts 2 — экспериментальная инди, умеющая и слезу выдавить, и насмешить. А написана она так, что даже многочисленные диалоги со второстепенными персонажами могут захватить не хуже ключевых сюжетных поворотов. Если оригинал 15-летней давности прошел мимо вас, настоятельно рекомендуем не пропускать «Психонавтов» хотя бы сейчас.