Согласно статистике, на Xbox ачивку за полное прохождение Hellblade 2 не получило около 90 процентов игроков. В Steam игру прошло больше людей, но всё равно сильно меньше половины. И это в целом норма — исследования уже много лет показывают, что люди редко проходят игры полностью. Но ведь тут речь идёт о киношном экшене на пять-шесть часов хронометража. С крутым графоном и без особых трудностей! Так в чём же дело?
Hellblade 2 опять исследует тему психоза, но до этого никому нет дела
Обсуждения игры именно среди игроков редко касаются аспектов, которыми разработчики особенно гордятся. Они ведь консультировались с психологом. Показывали игру фокус-группам, набранным из людей, которые страдают реальными проблемами с психикой — всё очень серьёзно и достоверно. Наверное.
Первая игра фокусировалась на личной истории страдающей от психоза девушки Сенуа. В её субъективной реальности существовали скандинавские боги и чудовища, с которыми она боролась, тем самым пытаясь принять и понять себя. А в Hellblade 2 Сенуа больше помогает другим людям, которые почему-то её субъективную реальность подтверждают. Они тоже верят в существование нашёптывающего из пещер скрытого народа. Они видели, как Сенуа убивает великанов в древней Исландии.
Из-за этого эффект психоделического путешествия по затуманенному рассудку героини размывается до уровня стильного, но всё же фэнтези на тему скандинавской мифологии. Не знакомые с первой частью игроки и вовсе могут не заметить центральную тему Hellblade 2 — только если посмотрят отдельный объясняющий ролик в главном меню. И это было бы игре на руку, будь её обособленный от «высказывания» сюжет интересным сам по себе. Но он не таков. Можно долго разбирать нюансы местной истории, но на самом деле она описывается просто: ничего не происходит, а все немногочисленные персонажи — функции.
Hellblade 2 свела и без того простой геймплей оригинала к примитивизму
Игровой процесс Hellblade 2 строго разделён на три секции: ходьба, решение головоломок и сражения.
Ходьбы, разумеется, больше всего — игра состоит из неё как минимум наполовину. И это очень медленная ходьба, во время которой можно отвлечься разве что на убийственные исландские пейзажи. Конечно, когда игра не запихивает Сенуа два часа кряхтеть и протискиваться в пещерах.
За головоломки сильнее всего критиковали оригинал. Там они сводились к одной задаче, весьма муторной даже на уровне идеи. Нужно было искать в окружении символы: так ходить и крутить камеру, чтобы какие-нибудь коряги сложились в нужный знак. В Hellblade 2 такие задачки тоже есть. А ещё есть головоломки с «рычагами», ещё более дурацкие, но хотя бы не такие муторные — думать там особо не нужно. Но без головоломок было не обойтись, иначе игра проходилась бы часа за три — пять лет разработки в купе с 50-долларовым ценником было бы совсем уж сложно оправдать.
Но печальнее всего получилось со сражениями. Оригинальная игра была довольно примитивным, но по-своему весёлым слэшером про увороты, лайтовые парирования и переключения между несколькими врагами. Собственно, одна из самых запоминающихся черт игры — бинауральные голоса в голове главной героини. Обычно они сводят её с ума и заставляют во всём сомневаться, но в бою подсказывают, откуда сейчас прилетит удар. А вторая часть сохранила базу, но низвела бои исключительно до простецких дуэлей. При этом не важно, куда уворачиваться и как бить — главное как-то уворачиваться и как-то бить. Получается нереально зрелищно, но примитивно настолько, что надоедает уже на пятой схватке. Это не боевая система, а полуинтерактивный ролик — расширенное QTE или вообще мобильная Infinity Blade, но она на самом деле куда комплекснее.
Hellblade 2 — это кино, да не совсем
С фильмом игру сравнивали даже её создатели, и конкретно с «Варягом» Роберта Эггерса. Киношностью без шуток можно оправдать и примитивный геймплей, и фокус исключительно на технологиях, а уж они в игре непревзойдённые. В Hellblade 2 действительно есть эпическая постановка и настоящая актёрская игра. Анимация и графика — просто шок. Иногда игра выглядит абсолютно фотореалистично, в такие моменты это действительно настоящий дорогой фильм.
Но если превратить прохождение Hellblade 2 в «игрофильм», окажется, что он по большей части состоит из совершенно отвлечённых диалогов, всё той же ходьбы и долгих-долгих кряхтений Сенуа. Настоящего кино в этом на час-полтора, если умело смонитровать. Да и интерактивным это кино назвать сложно: исключительно ходить и смотреть — такая себе интерактивность. У Дэвида Кейджа или у Supermassive Games хотя на ход истории влиять можно, а тут — только графикой восторгаться и нажимать QTE под видом боевой системы. Даже «Индика» в этом плане (да и во всех остальных) — куда более состоятельная.
Hellblade 2 нужно было выпускать на старте текущего поколения консолей или хотя бы в первый год жизни Xbox Series. Тогда бы мы все дружно офигели от её технологий и ни о чём другом не думали бы. Не душились бы о бесконечную ходьбу, вялотекущий сюжет и протискивали в узкие проходы, делающие даже шесть часов геймплея «тяжёлыми».
Но сегодня, в застойные для Xbox времена, во времена закрытия талантливых студий вроде Tango Gameworks, Hellblade 2 больше похожа на насмешку. Бессмысленные сжигание денег всем назло. Что не отменяет того факта, что одного забега «игра» стоит. На неё стоит полюбоваться как на картину. Если добыть её из Game Pass, конечно же.