Оригинальная Shadow of the Ninja — так же известная как The Dark Operative: Kage — вышла на NES в 1990 году. «Знатоки» часто называют её лучшим ниндзя-экшеном на платформе — при живой-то Ninja Gaiden! Я со знатоками склонен согласиться. Shadow of the Ninja — одна из любимых игр детства, хотя своей бескомпромиссной сложностью она порой сводила с ума. Ремейк, конечно, попроще, но в остальном он ничего не потерял. А многое и приобрёл.
Что такое Shadow of the Ninja?
В основе это типичный для времён NES экшен-платформер — просто крайне качественно сделанный и графонистый (по меркам восьми бит). Цеплял как обычно эклектикой визуала, где киберпанк и милитари-тематика встречали демонов и ниндзя, и звуковым оформлением. Прилипчивая музыка, которую до конца жизни не забудешь, для восьмибитных игр не редкость. Но вот уникальный, оседающий в голове саунд-дизайн — уже не столь распространённое явление. Разработчикам Shadow of the Ninja удалось с помощью тех ветхих технологий изобразить очень узнаваемые и приятные тыщ, быщ и особенно всякие звяканья.
Ну и сражения, база игры, были хороши — удар катаной и кусаригамой в Shadow of the Ninja ощущается как надо даже сегодня. В немалой степени благодаря уже упомянутому звуку. Бомбами и сюрикэнами швыряться тоже весело. Очень аддиктивная игра. Таких что тогда, что сейчас выходит не так уж много.
Сложность в Shadow of the Ninja беспощадная, но честная. Дизайн уровней, скажем так, крайне умеренный. Он не заставляет исполнять что-то невероятное. Но сосредоточенности и реакции требует на протяжении всего прохождения — враги расставлены и ведут себя так, что могут удивить, даже если уровни вызубрены. А зубрить приходилось! Недавно я рассказывал об идеально попадающем в ретро-тему современном экшен-платформере Volgarr the Viking 2 — они с Shadow of the Ninja в вопросах сложности и гейм-дизайна как раз очень похожи.
Ремейк получился внезапным
Потому что разработчики действительно с нуля переделали Shadow of the Ninja. Однако осовременили они её «ограниченно». И это хорошо!
Но для начала стоит отметить, что разработкой ремейка занималась команда Tengo Project внутри всё ещё живой токийской студии Natsume, которая и выпустила оригинальную Shadow of the Ninja. Подразделением Tengo руководят трое ветеранов Natsume — все работали над классикой компании времён NES и SNES. Достаточно сказать, что в разработке ремейка принимал участие главный художник оригинальной игры.
Дебютировала Tengo Project в 2008 году с забытым сегодня «новоделом» для XBLA, но затем переключилась на ремейки той самой классики Natsume. Команда выпустила уже четыре ремейка (Wild Guns Reloaded; The Ninja Saviors: Return of the Warriors; Pocky & Rocky Reshrined и наша титульная Shadow of the Ninja — Reborn). Все чудо как хороши.
Shadow of the Ninja — Reborn выглядит и ощущается так, будто это ремейк для аркадных машин начала 90-х
Или для Neo-Geo, с картинкой в духе Metal Slug. Пиксель-арт в «Реборне» — это просто чудо. Настолько он тёплый, «ручной», живой, трушно-олдовый и детальный. Даже достаточно хороший CRT-фильтр для эмуляции игры на лучевой трубке в настройках есть. Мир Shadow of the Ninja в обновлённом облике очаровывает и даже слегка заставляет грустить из-за почти полного отсутствия сюжета.
Звуковое оформление в ремейке тоже «аркадное», а на саундтреке гремят оригинальные темы с «настоящими» гитарами, но винтажными синтезаторами и драм-машинами — ничего не выбивается из стиля, красота и аутентичность! Даже слегка всратый арт в главном меню будто бы к месту.
Динамика происходящего под стать визуалу
Игра стала блокбастернее, агрессивнее и быстрее. При этом в целом она перенесена почти один в один — те же уровни, те же враги, те же боссы. Тот же кайф от уничтожения противников! Пару раз мне удалось на лету избежать коварных ловушек, исключительно по старой памяти. Изменения если и есть, то совсем уж минорные.
Механически главное отличие ремейка от оригинала — оба героя (на выбор тут мальчик и девочка) могут использовать катану и кусаригаму сразу и одновременно. В оригинале это тоже было возможно, но не по-умолчанию. А ещё дополнительного расходуемого оружия насыпали — теперь у нас не только бомбы и сюрикэны, но и всякий огнестрел (и не только), который здорово выручает на боссах и в целом слегка освежает старинный геймплей.
Быть ретро-энтузиастом для игры в Shadow of the Ninja — Reborn не обязательно. У игры есть свой флоу — в неё просто приятно «нажимать», всё в ней понятно, да и времени она требует совсем не много.
Shadow of the Ninja — Reborn не ощущается как ремейк. Это словно упущенная аркадная версия Shadow of the Ninja из 90-х, бережно переизданная для современных систем. С подобной классикой именно так и стоит обращаться. Нет смысла осовременивать её слишком сильно, жертвуя ламповой ретро-атмосферой — а она неизбежно испарится. Редкие исключения вроде Streets of Rage 4 только подтверждают правило. Превращать такие игры во что-то совершенно новое, но под старым именем тоже бесполезно (хотя и тут изредка получается, как с Ninja Gaiden в нулевых) — для современных игроков эти древние имена ничего не значат, а старых фанатов или просто ценителей ретро-эстетики радикальные изменения оттолкнут.
Работы Tengo Project — хороший пример всем. Тут вариант «и вашим, и нашим». Лучше и в каком-то смысле современнее стало? Да. Суть оригинала и ретро-ламповость сохранили? Да! И старички порадуются, и новичков игра зацепить может — приятное, бодрое, не рассыпающееся в песок ретро. А уж в кооперативе так и вовсе красота — даже «аутентичная сложность» перестаёт действовать на нервы.
Shadow of the Ninja — Reborn уже вышла на ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series X|S и Switch. Игра доступна в российском Steam, хоть и без поддержки русского языка. Но и переводить в ней особо нечего — сюжета в Shadow of the Ninja почти нет.
История серии Flashback: как шедевр 1992 года превратился в халтуру 2023