За шесть лет, минувшие с момента выхода The Elder Scrolls 5: Skyrim (в устной речи просто «Скайрим» с ударением на первую или вторую гласную, по настроению), одна из лучших видеоигр 2010-х из вехи превратилась в анекдот. Получив огромное количество наград и собрав впечатляющую кассу, стартовав в Steam, на PlayStation 3 и Xbox 360 в 2011 году, она впоследствии была переиздана на PS4 и Xbox One, получила совместимость с шлемами PlayStation VR и HTC Vive — и теперь вышла на портативной консоли Nintendo Switch.
Вокальное сообщество игроков смеется над издателем Bethesda и конкретно руководителем разработки The Elder Scrolls Тоддом Говардом: в какой-то момент начало казаться, что в обозримом будущем Skyrim выпустят на калькуляторах, и тогда даже библиотечная бухгалтерия обязательно в него сыграет.
К шестилетию игры волна сарказма заставила многих забыть главное, а кого-то — отвадила от знакомства с серьезной величиной. Skyrim — одна из лучших видеоигр на свете. Образцовое фэнтези-приключение, в которое можно провалиться на годы. Часть огромной вселенной, которая тоже вообще-то не пустой звук. Со всех точек зрения, пожалуй, лучшая ее часть.
Skyrim — пятый номерной (были еще всякие посторонние, в том числе для ископаемых мобильных телефонов) эпизод в RPG-сериале The Elder Scrolls, который дебютировал в 1994 году с игры Arena. Там еще далекая от своего нынешнего состояния студия Bethesda Softworks представила вымышленную планету Нирн и континент Тамриэль, который раздирают на части противоборствующие политические силы. Заложили традиции: большой мир со свободным перемещением, вид от первого лица, высокая степень интерактива и детализации окружающей героя действительности — и потом эти традиции развивали, упрощали, обогащали.
За двадцать с лишним лет в основных частях The Elder Scrolls принципиально изменилась лишь визуальная часть — все остальное стоит на старом фундаменте; идеи обрастали актуальными деталями и избавлялись от устаревших нагромождений. В 2011 году этот процесс привел к тому, что Bethesda выпустила крутой продукт, который оказался способен прожить шесть лет и сохранить форму при переносе на самые новые устройства — без малейшей тени онлайна, а уже тем более микроплатежей. Интересно, планировали ли в Bethesda такой расклад с самого начала или подстроились под условия рынка.
Skyrim — это «Ведьмак 3» в мире до «Ведьмака 3». 11 ноября 2011 года игроки получили самое крутое Elder Scrolls-приключение из когда-либо созданных и, обнявшись в слезах счастья, попадали в обморок. Всеобъемлющая игра-жизнь про страну драконов, мамонтов и великанов, сказочно красивое и опасное место, где можно гулять где хочется и заниматься чем угодно под звуки оркестра, будто бы сидящего на проплывающих мимо сиреневой луны кучевых облаках. 17 ноября 2017 года Skyrim вышел на Switch — и теперь у нас есть возможность взять эти чудеса с собой куда угодно. Это ли не рай?!
Главного героя, внешность и свойства которого полностью определяет сам игрок, привозят в Скайрим на арестантской телеге, чтобы казнить за компанию с вором и двумя представителями локальной политической оппозиции. В процессе к лобному месту прилетает дракон, который сжигает всю деревню и скрывается — под его крики вы сбегаете из-под стражи и отправляетесь путешествовать.
Возможные туристические направления: выяснить, откуда взялся дракон, потому что все считают, что они давно вымерли; посочувствовать имперской службе или вступить в организацию национал-повстанцев; из менее очевидного — просто пойти до ближайшей деревни, оттуда в лес, потом в пещеры, всплыть где-нибудь на севере, забить пару моржей, сшить из их шкур новое платье, вступить в секту и возглавить ее, стать живой легендой, в конце концов.
Или просто ходить от библиотеки к библиотеке и читать.
Мир Skyrim устроен таким образом, что идти можно буквально в любую сторону и собирать по пути интересные приключения. Герой развивается самостоятельно: качаются те навыки, которые вы применяете, и профессию можно сменить в любой момент.
Шесть лет назад, начиная играть в Skyrim воином-кузнецом, я дошел до финала в роли вора-лучника, стал оборотнем и истребил всех вампиров в регионе, построил дом, женился, завел собаку, взял из приюта ребенка и стал летать из города в город исключительно на драконах. Skyrim на ходу собирает из всех своих деталей истории, о которых потом хочется рассказывать друзьям и сравнивать свой опыт с чужим: а у меня вот так было, а у меня иначе, а вот этого я вообще не видел, а вот там-то и там-то ты был? В версии на Switch я вообще делаю все максимально наоборот: создал волшебницу имперских кровей, проигнорировал предложения по сценарию, взял такси до Коллегии магов, пошел учиться таинственным искусствам. Драконы? Повстанцы? Спасибо вам всем, но без меня, я только что чудом избежала казни, и мне как-то надо начинать новую жизнь. Чао!
Иными словами, если вы решили, что «Скайрим» —
это шутка какая-то, то это ни фига не шутка.
При переносе на Switch закономерным образом пострадала визуальная часть игры: горизонт прорисовки ландшафта стал ближе, общее количество деталей снизилось в пользу производительности — но это не лезет в глаза до тех пор, пока вы не начнете пристрастно рассматривать скриншоты или не решите посмотреть сравнение графики в Skyrim Switch и PC. Кажется, здесь все вполне очевидно: в портативном режиме на маленьком экране определенная обнаженность игры незаметна, а все, кто хотел сыграть в Skyrim на 4K-телевизоре, уже сделали это.
Я проходил игру на Xbox 360, далек от ультра-графического эстетства; вопрос разрешения текстур в Skyrim для Switch может всерьез волновать разве что тех, кто хочет в очередной раз что-нибудь смешно пошутить. В остальном производительность игры такого объема на Switch даже немного удивляет высокой скоростью загрузки локаций — уж мы-то насмотрелись трехмерных моделей на загрузочных экранах.
Skyrim, который всегда с тобой — первое по-настоящему важное переиздание великой игры. Не ремастер для Xbox One и PlayStation 4, не выпуск для VR, а возможность сыграть в любимую RPG где и когда угодно — действительно новый формат употребления RPG, которая заслуживает того, чтобы и вправду выйти везде. Не отказывайте себе в праве сыграть в Skyrim, это не то удовольствие, которого нужно себя умышленно лишать. Даже если вы работаете в библиотечной бухгалтерии.
The Elder Scrolls 5: Skyrim в продаже для Nintendo Switch с 17 ноября 2017 года.