Spyro The Dragon и Crash Bandicoot были одними из любимых игр моего детства: одна — медитативная, дающая время подумать, прощающая ошибки и поощряющая последовательное и вдумчивое исследование локаций. Вторая — часто суматошная, скоростная, вечно держащая игрока в напряжении.
Возможность вспомнить добрым словом Crash Bandicoot появилась в прошлом году с выходом ремастера, но тогда память сыграла злую шутку: оказалось, что из светлых воспоминаний напрочь исчезли фрагменты о подчас нечестно скачущем уровне сложности. В случае со Spyro: Reignited Trilogy все совсем наоборот: классическая трилогия, буквально, заиграла новыми красками, похорошела, а местами даже превзошла оригинал. И по-прежнему способна генерировать позитивные эмоции через край.
Reignited Trilogy состоит из трех игр, каждая из которых выходила только на PS1. Если вы никогда не играли в Spyro раньше, то прохождение лучше начать последовательно, с первой части. В каждой последующей игра обрастала дополнительными деталями, механиками, усложняющими происходящее. Первая же часть — эталонная, «чистая».
Сюжет в Spyro The Dragon простейший и умещается в тридцать секунд красивой стартовой заставки. Злодей-орк обиделся на драконов и превратил их в статуи, спасся только маленький дракончик Спайро. Ему предстоит путешествие по нескольким мирам-хабам, где он должен освободить всех старших драконов (просто подойдя очень близко к статуям), собрав множество разноцветных кристалликов и вернув украденные драконьи яйца. Все.
Каждый хаб — это открытая локация, на которой расставлены порталы на небольшие тематические уровни. Здесь начинается самое интересное. То, что South Park в одной из серий описал на примере игры Heroin Hero: невероятно затягивающий геймплей, расслабленный, вдумчивый, оказывающий эффект, простите, крепкого чая с ромашкой. Включите «Спайро» на полчаса перед сном и вы проведете за игрой полночи, но уснете в младенческом блаженстве и вмиг забудете про трудности бытия.
Уровни таят секреты и проходятся «от начала до конца» весьма условно — финальная точка есть, но это не повод покидать локацию. Игра поощряет то, что сегодня модно называть «эксплорейшн», просто на очень камерном уровне — не в формате открытого мира, а на ограниченных участках. И хотя мотивация очень простая — собрать все, что есть — необходимо искать способы попасть на труднодоступные участки, ключ для запертого сундука, гоняться за похитителями яиц и искать любые способы их перехитрить, пользоваться дополнительными условиями.
Скажем, в пещерах есть обросшие камнем пауки, которых нельзя убить ни боданием, ни огнем (для Спайро это два способа взаимодействия с внешним миром). А убить их надо, чтобы собрать кристаллы и достижение. Хитрость в том, чтобы использовать трамплин для разгона, который нужен для полетов на дальние дистанции, для сверхсильного бодания рогами — не лететь, а бежать дальше и сбивать гадов. Да, здесь есть элементы платформера, но так как Спайро может парить в воздухе, они не вызывают никакого характерного для старых представителей жанра дискомфорта. Напротив, каждое умение Спайро и каждое препятствие на его пути воспринимается как задачка на смекалочку, но никак не упражнение для пальцев, хотя и это в умеренной форме присутствует.
Spyro The Dragon в это смысле несколько отстранена от последующих частей, уникальна, что ни в коем случае не делает их плохими. В Ripto’s Rage Insomniac Games пошли на совершенно логичные шаги, которые позволили заметно оживить мир игры, превратив его из невероятно красивых пейзажей в живую вселенную. Они добавили второстепенных героев, злодеев, сюжет. Они убрали полунемое повествование оригинала, когда все диалоги сводились к пятисекундными перепалками Спайро и старших драконов после их освобождения.
Здесь есть и диалоги между уровнями, и на самом уровне; появляются задания персонажей по мере прохождения точно так же доступных через порталы эпизодов. Все это делает мир и процессы понятнее для детей и абсолютно не мешает общему восприятию.
Третья часть, Year of the Dragon, продолжила работать в этом направлении и про нее, при всем ее многообразии, не хочется рассказывать долго — это практически безупречное в рамках трилогии воплощение уже отработанных задумок.
Во всех трех частях сохраняются основополагающие идеи, которые лягут в основу других игр Insomniac Games — хоть того же Spider-Man. Это доброе, поощрительное отношение к стремлению игрока детальнее изучить внутриигровой мир, щадящее отношение к уровню сложности, желание максимально разнообразить окружение и наполнить его бесхитростно завлекающими вещами — взять хоть то же собирательство кристаллов.
Классическая трилогия игр про Spyro, в то же время, обладает еще одним немаловажным качеством: универсальностью. Это игра для всех возрастов, способная в равной степени увлечь и восьмилетнего мальчишку, и двадцативосьмилетнего дядю, у которого уже и свои дети есть. Она дарит эмоции, восторг, умиротворение, оставляет яркие и добрые воспоминания. Прекрасное развлечение.