Wii U была плохой консолью с очень хорошими играми. По продажам это худшая платформа в истории Nintendo, на которой, тем не менее, выходили традиционно прекрасные эксклюзивы. Все они прошли мимо большинства игроков. Поэтому практика перевыпуска игр с Wii U на Switch — здоровая и правильная. 12 февраля на Switch вышла Super Mario 3D World, один из платформ-селлеров Wii U из далекого 2013 года. Но во-первых, лучшие игры Nintendo либо не стареют, либо делают это красиво — и перед нами очередное доказательство. Во-вторых — это не просто порт, а расширенное издание с новым дополнением Bowser’s Fury, которое на самом деле — отдельная игра.
Super Mario 3D World — сплав из наработок Nintendo в 2D и 3D-платформерах
В 1996 году вышла Super Mario 64 — первая игра про Марио в 3D и одновременно первый по-настоящему хороший 3D-платформер в истории. Эта игра дала понять, что Марио в трехмерной эпохе ждет светлое будущее. Вышедшая следом Super Mario Sunshine это подтвердила. А после нее случился релиз New Super Mario Bros. — в ней серия вернулась к своим 2D-корням, прокачав формулу времен Super Nintendo. Следом вышла Super Mario Galaxy, которая освежила и улучшила формулу трехмерных выпусков серии… Так основная серия «Марио» и развивается — одновременно в две стороны. Трехмерные и двухмерные выпуски Super Mario — очень разные игры, но Super Mario 3D World стоит вне этой системы.
Super Mario 3D World — идеальный 2.5D-платформер
Большую часть времени 3D World играется как классические выпуски серии, но с возможностью подходить ближе к экрану или перемещаться вглубь — это сильно меняет восприятие пространства в игре. А периодически 3D World запускает сцены, в которых ты бегаешь уже в полном 3D, как в Super Mario Odyssey. При этом переходы между 2.5D-эпизодами и полностью трехмерными секциями уровня нативны. Ощущения, что вместе сшиты две разные игры не возникает — иной раз смену перспективы просто не замечаешь.
Super Mario 3D World — образец того, как вообще нужно делать 2.5D-платформеры. Дизайн уровней — и даже подбор цветов на них — сделан так, чтобы визуально всегда было ясно, какие объекты ближе к камере, а какие дальше. Да и сама камера не фиксированная — ее ракурс можно поменять в любой момент. На этом завязаны некоторые секреты. Совсем недавно я писал про Little Nightmares 2, и это как раз не лучший пример работы с 2.5D: перспектива там такая, что постоянно путаешься, застреваешь в углах, падаешь в ямы и прыгаешь мимо цели. В Super Mario 3D World такого не случается.
И тут стоит отметить, что то же самое в 2011 году — за два года до 3D World — сделала Super Mario 3D Land для 3DS. Но она все же проще во всем — от картинки до дизайна уровней. После 3D World она ощущается, скорее, как большая демка.
Super Mario 3D World — это дзен
В детстве я любил залипать в какой-то аналог «Зумы», где кидаться нужно было не шариками, а кристаллами. И они бились друг о друга с таким приятным звуком, что медитировать в этой казуалке я мог часами. Такие же ощущения у меня от всей Super Mario 3D World. Это не игра, а ASMR для глаз, ушей и пальцев — тут успокаивающая музыка, приятные цвета и звуки, отличная картинка в целом и идеальное управление. В ней приятно просто прыгать и собирать монетки — стремишься подобрать все просто потому что хочется, а не ради дополнительных жизней. Этот настрой не ломает даже зверская сложность уровней во второй половине игры. Потому что в «Марио» умирать не обидно.
Но 3D World при этом отнюдь не монотонна. Геймплей постоянно чем-то разбавляется — где хитро спрятанным секретом или прыжковым пазлом посложнее, а где и новой механикой. Буквально за час тут можно покататься на коньках, сплавиться по реке верхом на динозавре, пострелять из пушек по танкам, поискать сокровища в роли Тоада, и наконец, поуправлять толпой клонов Марио. Почти на каждом уровне есть свои механики, вокруг которых иная студия сделала бы целую игру.
У Super Mario 3D World сумасшедшая реиграбельность
В игре пять персонажей — у каждого свои особенности, своя скорость и своя высота прыжка. Учитывая, что кор-геймплей игры — это все-таки прыжки по платформам, прохождение за Марио и, к примеру, за принцессу Пич заметно отличается. Не меньше на восприятие уровня влияет и костюм, в котором ты его проходишь. В обличии кота — а впервые оно появилось именно в 3D World — персонажи умеют карабкаться по стенам, что облегчает прохождение и открывает новые секретные зоны на уровнях. Зато в белом костюме, позволяющем метать файрболы, забеги становятся яростнее.
Самый экстремальный способ освежить впечатления от уже пройденных уровней — позвать друзей. Вдвоем игру еще можно проходить аккуратно и тактично. Но трое-четверо игроков гарантированно превратят 3D World в балаган — зато точно будет весело! И тут на пользу игре идет простота управления: стик для бега, кнопка прыжка, кнопка удара и кнопка приседания (про которое можно забыть) — вот и все управление. Затащить в 3D World можно кого-угодно, а игра как раз поддерживает «диванный» кооператив.
В комплекте с Super Mario 3D World идет отдельная мини-игра Bowser’s Fury
В ней новая история, новые локации, новая графика и даже новый геймплей. Согласно сюжету, Король Купа, также известный как Боузер, настолько спятил, что перестал узнавать своего сына и тот обратился за помощью к Марио. Вместе они исследуют открытый мир (за Боузера-младшего может играть второй игрок), попутно очищая его от скверны Купы. Геймплейно Bowser’s Fury близка к Super Mario Odyssey — это полностью трехмерный платформер. Карта состоит из ряда островов, раскиданных в море — исследовать их можно в любом порядке. На каждом уровне нужно найти особый предмет — эмблему «Котофея солнца». Этот артефакт очистит ближайший маяк и откроет новые территории.
Но главная особенность Bowser’s Fury — сам Боузер, бесконечно злой и окутанный тьмой. Периодически в игре начинает идти дождь — это верный признак того, что Боузер скоро появится. Вместо радужных мелодий начинает грохотать спид-метал, с неба летят огненные шары, а сам Боузер как кайдзю возвышается на горизонте и посылает в сторону Марио лучи смерти. Даже мирные котики на островах становятся агрессивными! Такую «бурю» можно либо переждать, либо срочно найти эмблему — и тогда Боузер сбежит, получив урон. И разумеется, на островах есть секреты, которые можно раскрыть только во время его атак.
Проходится все это часов за шесть-семь, если внимательно изучать локации. Размером карта с несколько миров из Super Mario Odyssey, сшитых вместе, а насыщенность у нее такая, что увлечь она может даже посильнее «Одиссеи» — Bowser’s Fury запросто можно было продавать отдельно. Механика дикого Боузера в игру вписалась отлично — Nintendo явно обкатывает идеи для следующей части серии.
Минус у Bowser’s Fury всего один — Switch ее еле тянет. В портативном режиме игра выдает только 30 кадров, в доке 60, но с просадками. С контентом Super Mario 3D World таких проблем нет — там все красиво и стабильно при любых условиях.
Super Mario 3D World + Bowser’s Fury для Switch — отличная игра, которой просто нечего предъявить. И она отлично работает именно как портативка — это лучшая покупка для внезапных игровых сессий. Полчасика побегать перед сном, залипнуть в обеденный перерыв, включить гостям хохмы ради, расслабиться после рабочего дня — для всех этих ситуаций она подойдет идеально. Редкая игра, которая создана исключительно для того, чтобы нас развлекать, а не грузить.