The Beginner’s Guide начинается на недоделанной карте из «Контры», и это исчерпыващая характеристика создателя этой игры, Дэйви Ридена. Его первая работа, Stanley Parable — интенсивная сатира с девятнадцатью концовками (и бесконечными интерпретациями сюжета), по ходу которой он ломает через колено и высмеивает саму природу игр, словно проверяя ее на прочность. Риден не любит играть по правилам и вообще весь из себя такой бунтарь, но самое крутое, что он приносит реальную пользу современным играм. The Beginner’s Guide не такая угарная, как Stanley Parable, но такого вы все равно еще не видели.
The Beginner’s Guide подается как личная история Ридена, якобы имевшая место на самом деле несколько лет назад. Он был знаком с парнем по имени Кода, который делал игры, а затем почему-то бросил это дело, и видимо, сильно по этому поводу переживал. Поэтому Риден решил показать эти игры нам — вдруг мы поймем, что с ним случилось? История начинается с первого опыта Коды — «огрызка» карты в СS. Затем Кода создает небольшие игры от первого лица, которые показывает Ридену. Игры необычные, хоть местами и беспонтовые, но видно, что парень старался. В одной нужно ходить только задом, в другой приходится целый час сидеть в запертой тюремной камере, в третьей спасать космический корабль от столкновения с какой-то… в общем, СТОЛКНОВЕНИЯ. Процесс проходит под диктовку Ридена: за кадром он рассказывает про игры и свои довольно поверхностные отношения с Кодой, дает советы и иногда помогает с прохождением (сидеть в тюрьме час не придется).
В процессе прохождения, которое занимает часа полтора, восприятие The Beginner’s Guide расслаивается. Изначально мы проходим через историю начинающего разработчика игр, которая заставляет задуматься о том, каково это вообще — делать игры и пытаться придумать там что-то новое. Но очень скоро становится понятно, что это универсальная история, применимая к любому творческому процессу. Если вы когда-нибудь были в творческом поиске, у вас ест все шансы узнать в The Beginner’s Guide самого себя — если не целиком, то фрагментами.
Но и это еще не все. Зная хитрожопую натуру Дэйви Ридена, каждую минуту ждешь какой-нибудь искусной подколки. Одна из них ждет ближе к концу The Beginner’s Guide, но надо понимать, что вся эта игра — еще один большой эксперимент над игроком. По ходу него непременно задаешься вопросами, выходящими за рамки повествования. Например, кто такой Кода, и как близко они были знакомы с Риденом? Судя по нескольким играм, не исключено, что это женщина. Или: случилась ли эта история на самом деле? Куда делся Кода? Или Кода — это он сам? Да кто он вообще такой, этот Риден, подумаете вы ближе к концу. Все эти вопросы — неотъемлемая часть The Beginner’s Guide. Благодаря им поддерживается необходимый градус интриги, которая связывает игру и реальность.
Можно сколько угодно плеваться и кричать, что The Beginner’s Guide — очередной инди-высер очередного неудачника, мамка которого и так далее и тому подобное. Но отбросьте все эти сопли про пропавшего друга и творческие поиски, просто посмотрите на структуру The Beginner’s Guide и поймите: Риден умеет рассказать свою историю иначе, чем это делают все остальные. Например, он видит, что можно не засовывать игрока с головой в другую реальность и держать там, как поступает большинство игр. Ему интересно притянуть в свою игру обстоятельства из реальной жизни — пусть даже выдуманные — чтобы игрок больше обращал внимания на них, чем на графон, музыку и прочие условности. Чтобы игрок понимал, что перед ним не просто набор странных игр от первого лица: тут речь идет об истории реально существующего человека. И даже если в The Beginner’s Guide все выдумано от начала до конца, это только подчеркивает талант ее автора.