Игроку постарше достаточно вспомнить своё первое падение в зелёную мутную воду в Quake и характерное пощёлкивание приближающихся угловатых рыб, чтобы отказаться от затеи лезть в надувной бассейн летом под палящим солнцем. Боязнь воды — распространённая и совершенно логичная фобия, которую эксплуатировал ещё Жюль Верн, а уж разработчики видеоигр взялись за это дело с особенным остервенением. Популярнее непредсказуемых глубин тут, наверное, только нестабильное освещение. Не знаете, что такое гидрофобия? Попробуйте любую игру из этого списка — узнаете.

X-Com: Terror from The Deep

Если серия X-Com и утратила что-то в современных перезапусках, так это ужас, который сопутствовал каждой вылазке оперативников на полевую миссию в оригинале 1994 года. Противник может быть где угодно! Огонь из тьмы! Отряд даже не успел покинуть борт челнока! Авторы сиквела Terror from The Deep, который вышел год спустя, перенесли место действия игры под воду, чем только усугубили ощущения. И хотя всё остальное тут по классике: стратегическое развитие базы, вылавливание инопланетных судов, тактическое управление отрядом бойцов, — благодаря обновлённому сеттингу Terror from The Deep надирает задницу особенно остросюжетно. 

Скриншот из игры X-Com: Terror from The Deep

Depth

Depth — атмосферный многопользовательский шутер про аквалангистов, которые собирают сокровища на морском дне, и… акул, которые им мешают. Ныряльщиков больше, они вооружены замысловатыми многоствольными гарпунами и локаторами, но от хорошо спланированного рывка акулы-быка, как вы понимаете, просто так не уплыть. Всё это сопровождается отменным саундтреком и звуковыми эффектами, которые и правда «погружают». Ощущения от Depth многообразны и связаны с тем, за кого играешь партию. Коварно маневрировать всемогущей мускулистой акулой приятно, но сработанная команда пловцов выносит зазевавшихся рыбин без особых проблем. В свою очередь, от первого лица смотреть на то, как твои ноги полностью ушли в неожиданно выскочившую из тьмы пасть, страшно даже при слаженной команде.

Скриншот из игры Depth

SOMA

Лаконичный триллер-антиутопия от создателей серии Amnesia вытащит из вас всю душу — о том, как именно это будет происходить, мы писали неоднократно. И это случится на всех уровнях! Действие SOMA разворачивается в реальном времени, и те пять часов, которые уйдут у вас на прохождение, синхронизированы с пятью часами жизни её главного героя. Точнее, последних пяти часов, которые он осознаёт себя собой. Никаких заставок, побочных заданий, бэктрекинга и механик, которые отвлекают от поиска ответов. Что это за подводный комплекс? Что случилось на поверхности? Как спастись? Ответы будут, но вопросов от этого возникнет ещё больше. Катарсис!

Скриншот из игры SOMA

Subnautica

Subnautica — симулятор выживания в открытом мире, который стереотипно ассоциируется с чем-то тёплым, ярким, окутывающим игрока, словно внутриутробные воды. Оно и понятно: ты начинаешь игру, обустраивая уютную базу на коралловых рифах; солнце просвечивает до самого дна, вокруг гоняют стаи тропических рыб. Для многих Subnautica — идеальная игра для новогодних праздников. Но если забраться дальше по сюжету, вы попадаете в настоящий хоррор: глубины пустынны, черны, как смола и полны гигантских монстров. Что ещё важнее, они нападают внезапно и безжалостно. Вот вы плывёте в непроглядной тьме минут пятнадцать. Ничего не происходит, но атмосфера нервная: в свете прожектора маячат какие-то тени. А потом — бах! — что-то ОГРОМНОЕ таранит ваш батискаф. Бах снова! — и казавшаяся надёжной подводная лодка становится вашим гробом. Ощущение безнадёги и километров воды над головой просто невероятное.

Скриншот из игры Subnautica

Iron Lung

Крайне концептуальный хоррор: от задумки до геймплея. Одна из самых странных вещей, в которые вы можете поиграть в принципе. По сюжету в какой-то момент все звёзды и планеты попросту пропали, исчезли из нашего плана бытия. Остались лишь луны и люди, исследовавшие их. Одна из таких лун покрыта океаном крови, и вам необходимо исследовать его. Вы — один из выживших и находитесь в крошечном батискафе (всего пара квадратных метров), управлять которым — то ещё мучение. Придётся задавать координаты по осям X и Y и выбирать направление движение. Цель — найти несколько точек в пространстве и сфотографировать их. Атмосфера Iron Lung настолько гнетущая и клаустрофобическая, что начинает подташнивать. Фотографируемые объекты также будут вызывать отторжение и неприязнь. И, разумеется, море полно тварей, от которых нужно драпать что есть сил.

Скриншот из игры Iron Lung

Silt

Представьте себе игру вроде Limbo или Inside, только про чёрные глубины океана — это и есть Silt. Уровень хтонического ужаса в ней тоже сопоставимый: и перед самим океаном, и перед ржавыми руинами забытых цивилизаций, и перед гигантскими монстрами. Да и в целом перед холодной неизвестностью. В игре потрясающая картинка под старые книжные иллюстрации (хотя моментами она напоминает блэк-метал-обложки), но основу атмосферы создаёт звук — пробирающий эмбиент, по большей части состоящий из шума и размытых в воде бульканий и стуков.

Скриншот из игры Silt

Barotrauma

Barotrauma — это сложный симулятор подводной лодки, исследующей подлёдный океан на спутнике Юпитера. Саму лодку мы видим сбоку в разрезе. По ней нужно носиться туда-сюда и следить за каждой мелочью — от состояния обшивки, до исправности проводки и измерительных приборов. Лучше всего, конечно же, делать это в кооперативе, где у каждого будет своя роль. Боты в одиночном режиме тоже неплохо справляются, но ровно до тех пор, пока лодка не наткнётся на гигантских монстров в темноте. Barotrauma удивительным образом сочетает уют эдакого симулятора убежища и пронзающий ужас от того, что вокруг этого «убежища» происходит.

Скриншот из игры Barotrauma

Deep Fear

Игра про глубины из глубин истории Sega и её провальной консоли Saturn — да, ни на чём другом Deep Fear не выходила, что делает её совсем уж обскурной штукой. Но тем лучше! Deep Fear — это беззастенчивый клон Resident Evil. Только вместо зомби тут довольно-таки мерзкие мутанты, а вместо поместья подводная база в Тихом океане. И несмотря на обусловленную возрастом смешную графику (игра вышла в 1998 году), Deep Fear всё ещё остаётся атмосферной и уж точно неуютной. Особенно когда на психику, помимо мутантов, начинает давить неестественная тишина и недостаток кислорода — между прочим, позже теми же методами создавать атмосферу будет Dead Space.

Скриншот из игры Deep Fear

Narcosis

Инди-хоррор Narcosis выкручивает на максимум чувство клаустрофобии. Играть предстоит за промышленного водолаза в тяжеленном костюме, напоминающем снаряжение больших папочек из BioShock. Сами разработчики называют скафандр главного героя «ходячим гробом» — и в этом суть Narcosis. Бороться предстоит не столько с кошмарами, сколько со стихией и самим костюмом, отслеживая его состояние и уровень кислорода. И даже творящийся вокруг сюрреализм почему-то не так сильно пугает, как перспектива задохнуться в ходячем гробу на дне океана.

Скриншот из игры Narcosis

BioShock

Раз уж упомянули больших папочек, то и в целом о BioShock поговорить стоит — без неё список обойтись никак не может. А по касательной — и без второй части, без и дополнений для BioShock Infinite, в которых тоже фигурирует глубоководный город Восторг. Большая часть «подводных» игр в своей атмосфере больно давит на чувство изолированности от мира и одиночество — особенно на него. Ведь что может быть хуже одиночества? BioShock отвечает: оказаться запертым на дне океана с целым городом конченых психопатов и маньяков похуже самых страшных серийных убийц Америки. А убежать и спрятаться некуда.

Скриншот из игры BioShock

10 «уютных» зимних хорроров для залипания на праздниках