Вопрос ремейков сегодня стоит остро. Их выходит много и обычно ремейкуют игры, действительно старые — вот как Silent Hill 2. Однако игра, например, десятилетней давности в начале нулевых и в 2024 году — две очень разные сущности. Процесс развития графики и механик в последние два поколения замедлился. Большая часть игр, вышедших десять лет назад просто не успела устареть. Оригинальная Until Dawn 2015 года сегодня смотрится прекрасно, но её взяли и полностью переделали на новом движке. Зачем? Стоило ли оно того? Вот и разберёмся.
Until Dawn — это игра в жанре «интерактивное кино», но с поправкой на те самые десять лет
Кое-где Until Dawn всё-таки устарела и простор для её осовременивания на самом деле есть. Сейчас немногочисленные игры жанра уже не так сильно полагаются на «сложные» QTE и не заставляют постоянно совершать бесполезные действия. Развитием интерактивного кино практически единолично занимается студия Supermassive Games, которая, собственно, разработала оригинальную Until Dawn — по их играм и судим. А в них больше не нужно вбивать комбинации кнопок на реакцию и пять раз дёргать стик в разных направлениях, чтобы открыть дверцу холодильника. И хорошо!
А в ремейке Until Dawn всё это осталось. Вот уж где игру можно было подвести к современным стандартам и отсечь хотя бы часть вопросов о целесообразности выпуска ремейка.
Зато осталась и впечатляющая вариативность, которую Supermassive Games лелеет и сегодня, но редко доходит до уровня своей главной игры. Далеко не все решения в Until Dawn важны. Но она очень ловко пускает пыль в глаза. Игрок-то не знает, какие именно решения скажутся в будущем, а значит трясётся над каждым. Если, конечно, не играл в оригинал. Но и здесь притаился нереализованный потенциал. Хотя бы для опциональной «альтернативной» версии истории, в которой решения и их последствия были бы как-то иначе замиксованы, освежая впечатления старым фанатам. Увы.
Until Dawn — всё ещё лучшее интерактивное кино и великолепное жанровое произведение
Делать поправку на «жанровость» очень важно, потому что не все произведения пытаются объять необъятное и что-то такое уж важное нам сказать (как, например, игры Quantic Dream). Until Dawn — это смесь подросткового слэшера и мистического триллера. Она не отходит от жанровых традиций слишком далеко, вместо этого идеально их отрабатывая и слегка деконструируя. Примерно как последние выпуски «Крика», но без такой кричащей ироничности.
Главные герои — молодые ребята, давние друзья, которые собираются в уединённом горном особняке, чтобы традиционно отдохнуть, расслабиться и прогнать свои накопившиеся конфликты. Разумеется, все архетипичны настолько, насколько ты и ожидаешь. Вот два условных ботана, которые влюблены друг в друга, но никак не откроются (это парень и девушка, никакой запрещёнки). Вот типичная стерва, вот обязательная бимбо-блондинка, местный альфач и рассудительная девушка, голос разума в компании. Перед нами традиционно разыгрывают серию мирных сценок, чтобы обрисовать характеры и спящие конфликты, которые сыграют роль, когда начнётся замес.
И замес начинается, да какой многослойный!
Тут и маньяк-убийца, и намёк на злобные таинственные силы, живущие в заснеженных лесах, и загадочная «третья сторона», и бэкграунд с жуткой заброшенной психлечебницей, расположенной неподалёку. И скримеры изобретательные, и психологический момент присутствует. Напряжение максимальное!
Всё это переплетено с очень грамотно рассчитанным уровнем запутанности. Чтобы по ходу игры голову слегка поломать, но в финале точно сложить чёткую картину. Хотя, возможно, для этого придётся пройти игру пару раз, но учитывая её вариативность — это в любом случае захочется сделать.
По качеству сценаристики и постановки к Until Dawn приближается только The Quarry от всё той же Supermassive Games и As Dusk Falls. Но первая не такая многослойная, а вторая очень уж инди — да и визуал в ней своеобразный, не каждый переварит. Как и десять лет назад, Until Dawn не просто ощущается лучше большинства «настоящих» фильмов жанра, но и банально лучше выглядит — особенно теперь.
Выглядит ремейк Until Dawn великолепно
Когда он только вышел, в сети активно разгонялась тема, что новые разработчики всё испортили. Дескать, холодная зимняя гамма оригинала была заменена тёплыми оттенками, а вместо залитого лунным светом мрачного леса теперь какая-то зимняя сказка с «мексиканским» фильтром. И ведь не голословно — вот, сравните кадры «было-стало»! На самом деле разработчики всего лишь слегка переделали вступление игры. Буквально первые 20 минут, когда герои только прибывают в особняк. В оригинале они приезжали уже затемно, а тут — на закате. И пока они идут к дому, солнце постепенно садится за горизонт и мрачная холодная атмосфера оригинала возвращается — и слегка усиливаясь на контрасте.
Не считая совсем уж мелких изменений и доработанного пролога, ремейк вообще получился «один в один». Даже без ожидаемой многими цензуры, хотя тут и цензурить особо нечего. Просто с шагом в поколение. Свет естественнее и мягче, лица детализировании, анимации живее и волосы у персонажей куда реалистичнее. Киношности благодаря этому прибавилось, хотя куда сильнее тут повлиял новый саундтрек от голливудского композитора Марка Корвена («Ведьма» и «Маяк» Эггерса и относительно недавний «Чёрный телефон»). Дело вкуса, но я считаю, что в целом стало только лучше. Хотя оригинальная заставка под O Death, конечно, была мощнее новой.
И даже замена статичных ракурсов камеры — как в старых Resident Evil и Silent Hill — на вид от третьего лица не испортила исследовательские эпизоды, сделав их удобнее. К тому же в тех редких эпизодах, где ракурс был важным художественным решением, разработчики ненадолго возвращают оригинальную камеру. Ничего не сломано.
Ремейк Until Dawn технически во всём лучше оригинала и даже играется немного приятнее. Но если после него сразу запустить оригинальную игру, отторжения не произойдёт. «Даунгрейд» картинки размоется буквально через час. Она всё-таки и с художественной стороны хороша, и со светом до сих пор работает здорово, пусть он и менее естественный. Ну и зачем тогда ремейк?
У меня нет ответа, кроме банального «продать игру ещё раз» и «быстренько заткнуть дыру в расписании релизов». Но и что с того? Ремейк не обязательный. Но я, как фанат оригинальный игры, с удовольствием ещё пару раз прошёл её подтянутую версию — как 4К-ремастер любимого старого фильма посмотрел. К тому же именно ремейк вышел на ПК, где оригинальной Until Dawn ранее не было. И, чем чёрт ни шутит, возможно, переделать игру на Unreal Engine 5 технически было дешевле и проще, чем приводить в чувства старую версию движка Decima.
Однако цена в 60 долларов кажется моментальным выстрелом себе в колено. Старые фанаты справедливо решили, что новый экспириенс на такие деньги от ремейка они не получат. А новых много не набралось. Добавленный намёк на продолжение, скорее всего, так и застынет в воздухе.
The Casting of Frank Stone: одна из лучших игр разработчиков Until Dawn