Assassins Creed: Syndicate хорош, и в этом велика заслуга сеттинга. Историк Боб Уайтэкер в целом одобрил изображение викторианского Лондона в игре, но при этом нашел достаточно несоответствий и множество пустот. Срез истории игра дает яркий, но далеко не полный. А эпоха была уникальная. В XIX веке не было страны круче, чем Британская Империя. С 1850 по 1914 годы Англия расширила свои владения на 26 млн. км2 (что в полтора раза больше России). В столице, тем временем, народ натурально выбирался из грязи и занимался делами. Технический прогресс уже разгорелся на почве роста промышленности, но его еще не захлестнули мировые войны. Люди — всего миллион в начале века и почти семь в конце — обустраивали свой быт, пытались работать и растить детей в самом крупном городе Европы, а к 1900 году — мира. Среди этих людей — величайшие писатели, художники, инженеры и ученые. И куча интересных историй. Вот несколько книг о Лондоне и викторианской эпохе в частности, с которых стоит начать, если вы хотите все это понять.

Лайза Пикард, «Викторианский Лондон. Жизнь города»

Основная книга про викторианский Лондон. Детальное освещение повседневной жизни, полное крутых подробностей. Например, канализация. Словами не описать, как воняло в городе в первой половине века, но Лайза Пикард постаралась. В принципе, воняло не только в Лондоне, но тут дал о себе знать демографический рост. До второй половины XIX века канализации в городе не было; сначала не нашли выхода лучше, чем сливать помои и прочее в Темзу. Все это привело к Великому зловонию 1858 года; воняло так, что Парламент сложил с себя полномочия — в общем, история любопытная.

Первая Всемирная Выставка прошла в Лондоне в 1851 году; специально для нее в Гайд-парке построили Хрустальный дворец. Впоследствии здание перенесли в другое место, но до наших дней дворец не дожил.

Первая Всемирная Выставка прошла в Лондоне в 1851 году; специально для нее в Гайд-парке построили Хрустальный дворец. Впоследствии здание перенесли в другое место, но до наших дней дворец не дожил.

И так обо всем: средневековые пережитки (тогда прямо на улицах еще разводили скот), бедные и богатые районы, фастфуд и пивоварение, транспортная система, Флоренс Найтингейл и ее медсестры, Хрустальный дворец и первая Всемирная выставка. Кому-то исследование Пикард покажется перегруженным бытовыми деталями и историческими справками; если же вам хочется сразу перейти к горячему, читайте дальше.

Екатерина Коути, «Недобрая старая Англия»

Пусть книгу написала не англичанка (Коути родилась в Алмате и живет в США, ведет блог по-русски), но это весьма обширный экскурс по темной стороне викторианской Англии. Вернемся к Assassin’s Creed: Syndicate. Будем откровенны, там явно не хватает проституток. Причем первой это заметила не кто-нибудь, а Анита Саркисян. А в книге Коути можно прочитать, что проституция в Лондоне XIX века цвела, и борьба с ней привела не к нее исчезновению, а к подъему феминистического движения (Саркисян знает, за кого топить).

Тело последней жертвы Джека Потрошителя, Мэри Келли. В деле этого маньяка полицейских больше всего удивляла его расторопность: за минимум времени он наносил телам невероятные увечия.

Тело последней жертвы Джека Потрошителя, Мэри Келли. В деле этого маньяка полицейских больше всего удивляла его расторопность: за минимум времени он наносил телам невероятные увечия.

Кроме этого в книге затрагивается масса интересных моментов: жизнь в трущобах, эпидемии, эксплуатация детей, садомазохизм (зародился именно тогда и там), преследования гомосексуалистов (включая Оскара Уайлда), преступления и наказания. Большую часть книги составляют конкретные случаи — от дела Джека Потрошителя и похитителей тел до предельно странных любовных историй — особенно учитывая консервативность эпохи.

Романы Чарльза Диккенса

Кроме нон-фикшена нельзя не порекомендовать что-нибудь из непосредственно викторианской литературы, и тут я ограничусь советом: начните с Диккенса. Это единственный писатель среди исторических личностей Syndicate, и не просто так. В Диккенсе сочетается самое спорное и хорошее от викторианской литературы. Его истории рассказываются в мельчайших деталях ценой предложений размером в дом; по меркам эпохи в его сюжетах достаточно экшена, но я напоминаю, что это XIX век. Книги трогательные, местами даже чересчур.

реца

Советовать что-то конкретное невозможно; именно тогда писатели научились по-настоящему штамповать. Ну вот, например, «Дэвида Копперфильда» Лев Толстой считал лучшим произведением в литературе вообще — надеюсь, характеристика достойная. Про «Оливера Твиста» знают все. Сам посоветую «Домби и сын», двухтомник (brace yourself!) «Наш общий друг» и «Холодный дом». В последнем особенно выразительны описания Лондона; еще есть отличная экранизация с Джиллиан Андерсон.

Опиумная курильня в Ист-Энде. Примерно в такой начинается действие неоконченного романа Диккенса «Тайна Эдвина Друда». Обратите внимание на интернациональный состав участников: настоящий англичанин к этой гадости не притронется!

Опиумная курильня в Ист-Энде. Примерно в такой начинается действие неоконченного романа Диккенса «Тайна Эдвина Друда». Обратите внимание на интернациональный состав участников: настоящий англичанин к этой гадости не притронется!

На момент нашей встречи с Диккенсом в Syndicate в 1868 году он пишет свой последний роман — «Тайна Эдвина Друда», а спустя два года умрет. По одной из версий, романы Диккенса часто обвиняли в предсказуемости, и в «Друде» он решил «закрутить» сюжет так, чтобы никто не мог понять, чем все закончится. Как потом шутили, смерть Диккенса стала самым непредсказуемым сюжетным ходом в его творчестве. Неоконченный роман породил множество продолжений и серьезных исследований, а в 1914 году британские писатели во главе с Б. Шоу и Г.К. Честертоном (см. Отец Браун; отсылки к его творчеству есть в Deus Ex) решили судить одного из героев романа и довести историю до конца. По итогам четырехчасового разбирательства Честертон заявил, что дело неразрешимо, и оштрафовал всех, кроме себя, за неуважение к суду. «Тайну Эдвина Друда» нельзя поставить в один ряд с лучшими романами Диккенса, зато это своего рода игра — в произведении оставлено достаточно улик, чтобы составить свою версию произошедшего.