Буквально недавно я писал рецензию на Watch Dogs: Legion и ругал в ней сюжет игры. Но тогда же отметил, что есть в игре две серьезные арки, несколько оторванные от основной истории, но впечатляющих. О них и поговорим — без спойлеров, разумеется, не обойдется.
Рецензия на Watch Dogs: Legion
Первая арка рассказывает о торговле людьми.
В Лондоне орудует так называемая «Банда Келли», которая на самом деле не банда, а настоящая криминальная корпорация. Она даже не особо подпольная — полиция смотрит на их деятельность сквозь пальцы, а единственный детектив, который пошел против них, ничего толком не добился и чудом избежал смерти. Согласно лору игры когда-то банда проворачивала дела тихо, но потом «дон» умер, а место лидера заняла его дочь «Кровавая» Мэри Келли — она прятаться не хотела.
Чем же банда Келли занимается в Watch Dogs: Legion? Много чем, но их основной бизнес — похищение и продажа людей. Тех, что покрепче — в рабство. Слабых — на органы. Деятельность Келли мы потихоньку расследуем на протяжении всей игры. Сам факт торговли людьми в киберпанк-мире не удивляет, но за живое все-таки цепляет. В новом цифровом мире жертву можно стереть из баз данных и вскоре о ней забудут, как будто человека и не было. К такому миру мы действительно уверенно идем еще со времен народной поговорки: «Без бумажки ты какашка».
Финал этой сюжетной ветки шокирует.
В какой-то момент мы наконец добираемся до Мэри Келли, отключаем контролирующие рабов чипы и оставляем ее на растерзание пленникам. Финал логичный, но эмоциональная развязка случается раньше. Мы проникаем на закрытую вечеринку, организованную бандой. Богатое оформление, модная музыка, шампанское, расслабленная атмосфера и десятки рабов — еще вчера бывших обычными, как мы с вами, людьми — выставленных на продажу. Если просканировать присутствующих на вечеринке гостей, которые прекрасно понимают, что тут происходит, можно увидеть, что это тоже обычные люди. Актеры, дизайнеры, банкиры — не какие-нибудь там киллеры и торговцы оружием.
Тут же мы узнаем, что Мэри Келли запустила в даркнете магазин по торговле органами. Приятный, стильный сайтик — оформлено все так, будто там айфоны продают, а не разобранных на части людей. Приятный голос вещает: «Только лучший товар, все органы отобраны у людей при жизни».
Так разработчики развели меня на эмоции — оказавшись на рабовладельческой вечеринке я впервые потерял контроль. Я проходил игру без убийств, а тут не удержался и из гвоздомета положил абсолютно всех в здании — и охрану, и гостей. Почувствовал и облегчение, и какое-то внутреннее отвращение. В плане механик ничего особенного в заданиях этой арки нет, но эмоциональный опыт — сильнейший. Особенно когда осознаешь, что такое в нашем мире и вправду существуешь, а развитие технологий т такую торговлю делает проще.
Вторая арка посвящена «идеальному ИИ» — и она почти довела меня до слез.
В мире Watch Dogs можно встретить женщину по имени Скай Ларсен: изобретательницу, мечтательницу и владелицу успешной IT-корпорации. Почти «живой» ИИ по имени Бэгли, который DedSec взломали и используют в своих целях — ее разработка. Изначально Скай не выглядит злодеем, почти все в мире игры отзываются о ней восхищенно. Вот только на людях она не показывалась уже пару лет.
В какой-то момент мы связываемся с другой хакерской организацией — 404. Помогать они согласны только в обмен на убийство Скай, чего агенты DedSec поначалу делать не хотят. Чтобы убедить хакеров, лидер 404 предлагает им проникнуть в дом Скай и «увидеть все своими глазами».
Глубоко под домом находится «лаборатория» — еще один дом с искусственным садом вокруг и освещением, имитирующим естественное.
Быстро выясняется, что это точная копия дома, в котором выросла Скай — в нем доживала свои дни ее больная матушка Шинейд Ларсен. Это уже достаточно крипово, но чем дальше мы закапываемся, тем страшнее становится картина.
Оказывается, Скай была помешана на идее оцифровки сознания — и разработала технологию, которая позволяет преобразовать человеческие мысли, мечты, желания, всю его индивидуальность — в компьютерный код. Одной из подопытных для этих экспериментов невольно стала как раз Шинейд Ларсен, которая еще при жизни умоляла дочь не проводить над ней эту кощунственную операцию. Скай все же оцифровала разум матери, но не только чтобы сохранить жизнь любимого человека. Игнорируя мольбы женщины она последовательно изменяла код ее сознания и удаляла оттуда целые куски, чтобы получить в итоге идеального ИИ-помощника (которого уже и нельзя ИИ-то назвать) — умного, «живого», но лишенного «мусорных» эмоций. Это готовая серия «Черного зеркала», черт возьми!
А ведь по пути в лабораторию через дом Скай мы слышим голос этого ИИ-помощника, но даже не догадываемся, какая с ним связана история. И ведь помогающий DedSec ИИ Бэгли, выходит, когда-то тоже был человеком — с этим в Legion тоже связан отдельный сайд-квест.
Но сильнее меня задела другая деталь.
Еще до матери Скай Ларсен оцифровала мозг своей собаки. Бедное животное было перемещено в тело дрона, которого мы находим в гараже «лаборатории». Животное заперто в террариуме, скулит и просится наружу. Его можно избавить от страданий, наконец отключив — вот уж где я был близок к тому, чтобы пустить слезу.
На самом деле история матери Скай, конечно, страшнее — человек был заперт в нигде, без тела и даже возможности умереть. Он понимал, что происходит и от этого осознания по коже пробегают мурашки. Но когда смотришь на ситуацию со стороны, сильнее трогает все же история собаки — животное даже не понимает, что происходит и это разбивает мне сердце. Ну а для Скай все закончилось ожидаемо — она оцифровала собственный мозг и уже вам решать, будет ли она жить в этом обличии.
Тема цифрового бессмертия и тех мучений, что оно может принести, меня уже давно пугает. О подобным было жутко думать даже в детстве, когда я особенно активно читал научную фантастику, а потом случилась игра SOMA — вот уж где оцифровка и копирование сознания были показаны как прямая дорога в ад. Не менее сильным шоком была как раз та самая серия «Черного зеркала» — «Белое рождество». В ней цифровая копия женщины, созданная как ассистент для умного дома, отказывается верить в происходящее — она-то чувствует себя обычным человеком. Искренне надеюсь, что все эти культурные высказывания не пройдут незамеченными и мы до такого все-таки никогда не дойдем.
Что же до Watch Dogs: Legion — у Ubisoft так всегда. В их студиях есть отличные сценаристы, способные круто писать на актуальные темы. Но самые сильные сюжеты у них довольно часто оседают во второстепенных заданиях (последние выпуски Assassin’s Creed — лучший тому пример) или в отдельных арках общей истории. Возможно, в этом отчасти и заключается магия Ubisoft — какими бы однообразными не были их открытые миры, в них всегда находятся жемчужины, перетягивающие одеяло на себя. А наш мозг устроен так, чтобы запоминать только хорошее.