Неделю назад вышла Sky: Children of the Light — новая игра от королей медитативных приключений, Thatgamecompany (Flow, Flower и в первую очередь — Journey). Ее анонсировали два года назад на конференции Apple как эксклюзив для iOS; полгода назад начались первые публичные тесты, и вот игра вышла — ее можно бесплатно скачать в App Store, а владельцам Android — пока только предварительно зарегистрироваться.

Будучи большим поклонником Journey, я намеренно не участвовал ни в каких тестах и последнюю неделю играл в Sky, как обычно играют в любые мобильные игры — урывками, в дороге и между более важными делами. И это было круто!

Завязка Sky максимально абстрактна, как и положено игре от разработчиков Journey. Вы играете за некое Дитя Cвета, которое в компании других детей в буквальном смысле несет свет (в свечках) и должно освободить духи, заключенные в созвездиях на небе. Конкретно освобождение духа происходит так: вы путешествуете по разным локациям эпической красоты, время от времени натыкаясь на собственно духа (вы сразу поймете, что это он). За духом нужно проследить — тогда он приведет вас к окаменевшей статуе, в которой вы запалите жизнь с помощью своей свечи. Освобожденный дух учит вас какой-нибудь эмоции, которыми при желании потом можно общаться с другими игроками.

Фраза «вы сразу поймете, что это он» четко описывает язык, на котором Sky говорит с игроком. Как и в Journey, это язык символов и образов, которые с одной стороны максимально понятны, а с другой — их смысл можно по-разному интерпретировать. В итоге вы понимаете, что делать и куда идти, но значение своих действий можете истолковать, как вам угодно. К словам Sky прибегает только тогда, когда игрок сильно тупит.

Sky — во многих смыслах идейное развитие, если не продолжение Journey. Thatgamecompany не стесняется об этом говорить в образах, которыми наполнена игра. Например, главный герой — Дитя Света с плащом, который растет и позволяет летать (в Journey для этого был шарф, но и плащ у героя тоже был). Духи также отдаленно напоминают героя и немногочисленных персонажей Journey. Наконец, в одной из первых сцен Sky герой возносится на небо (где проведет немало времени), а затем проходит через узкое ущелье в горе — памятные сцены из финала Journey. 

Наконец, как и Journey, Sky — это онлайн-игра, но более масштабная. Если в Journey одновременно можно было встретить только одного игрока, тот тут их десятки. Зажигая свечки на стартовых локациях, вы “включаете” онлайн, наполняя свою игру живыми людьми. Главным образом они нужны, чтобы решать некоторые загадки — например, некоторые двери тут открываются только вдвоем или вчетвером. Но сам факт встречи и минимального взаимодействия с другим игроком здесь воспринимается как что-то особенное. Как это делается, Thatgamecompany показала еще в Journey. Например, нужно создать просторные локации, где игрок будет чувствовать себя маленьким (и одиноким) — и тогда даже единичная встреча будет восприниматься, как что-то особенное. Еще можно ограничить общение между игроками: в Sky два игрока могут поговорить, только сев на специальную скамейку. В остальном вы можете общаться только эмоциями и звуками, набор которых поначалу ограничен.

Следующий этап взаимодействия игроков — дружба. Как и многие социальные процессы в цифровой среде, механики дружбы просты, но в то же время имеют интересный эффект. Например, подружившись, игроки могут дать друг другу имя — но никогда не узнают, как их назвали другие. Каждая «дружба» имеет свое, кхм, древо технологий. Сначала вы учитесь держаться за руки (тоже интересное ощущение, когда тебя таскают по всей игре, или наоборот), потом разучиваете, как давать пятеру, получаете возможность переписываться — и так далее. За каждый новый этап дружбы игроки должны расплачиваться местной валютой — ее можно добывать или в игре, или покупать на реальные деньги. Это важный момент. 

Разработчики утверждают, что покупать в игре нужно только косметические предметы. На ум сразу приходят шляпы или костюмы для героя — они тут тоже есть — но на самом деле “дружба” здесь тоже подается как косметический предмет. Вы не можете пройти игру, не взаимодействуя с другими игроками, но дружить с ними необязательно. В Sky есть ежедневные квесты, иногда связанные с друзьями, но и их можно не выполнять. Таким образом дружба в Sky опциональна, но она создает новый смысловой слой. Возможно, вам захотите подружиться с чуваком, с которым только что прошли волнующий эпизод в игре — в знак единения, так сказать. Возможно, вам просто будет приятно увидеть в игре знакомое лицо. Наконец, сам процесс дружбы подразумевает взаимность — когда игроки обоюдно тратят валюту, чтобы выучить «пятерочку», или жертву — когда у одного из игроков валюты не хватает, вы можете за него заплатить. 

Лечу навстречу приключениям верхом на какой-то чудо-птице

Sky потрясающе выглядит — даже с учетом всего технического прогресса мобильных игр. Во многом благодаря арт-дирекшену, в котором Thatgamecompany, как и в геймплее, умеют вовремя бить себя по рукам и не нагружать лишнего. Все вокруг выглядит пронзительно красиво, лаконично и эпично — и наконец, непривычно для маленьких экранов. Во время прохождения меня не оставляло желание пойти и купить игру в PSN или хотя бы на PC. Но ее там нет. И даже если со временем Sky выйдет где-то еще, выбор мобильной платформы был очень правильным — такие игры, как Journey или Sky, нужно доносить до максимально широкой аудитории. В том числе и той, для которых игры — это match-3, а не RDR2 или Prey. 

Глава Thatgamecompany Дженова Чен — один из немногих мудрецов в игровой индустрии, постоянно говорящий о необходимости геймдизайна отрезать лишнее и ограничивать, а не прибавлять и расширять. Поэтому в свое время двухчасовая Journey получилась идеальной, как ни посмотри — и визуально, и геймплейно. Sky — самая большая и сложная игра, которую доводилось делать Чену. В несколько раз больше мир игры, а значит и длиннее путь игрока; больше элементов управления; больше самих игроков — все это создает проблемы для четкого геймдизайна, к которому привык Чен. Во многом — из-за мобильной платформы. Основные жалобы на Sky касаются управления — видно, что над ним много работали, но оно не самое удобное, когда дело доходит до элементарных прыжковых секций. Другая претензия — нестабильность игры на слабых устройствах. На моем iphone SE Sky местами подтормаживала и иногда даже вылетала — не говоря о том, что батарейку игра сажает только в путь. На особо просторных локациях с погодными эффектами вроде сильного ветра случаются казусы: однажды меня по неосторожности отнесло ветром в какой-то угол, из которого я физически не мог выбраться. Разработчики бодро апдейтят игру — некоторые проблемы решились по ходу недели, и писать о них сейчас уже нет смысла. 

Как я говорил в начале текста, я пытался играть в Sky, как в мобильную игру. И это было непросто! Во-первых, если играешь на маленьком экране, не покидает ощущение, что игре там тесновато. А во-вторых, в Sky очень легко залипнуть. Нельзя просто взять, пройти какую-нибудь локацию и отложить айфон — слишком интересно узнать, что там дальше. После прохождения мотивации залипать уже меньше — но время от времени возвращаться в этот мирок все еще хочется. За 750 рублей разработчики предлагают купить Adventure Pass c новыми духами и квестами про них, но на тех же локациях. Пока что монетизация — самый сомнительный элемент Sky. Но это скорее проблема для разработчиков, чем для игроков: в Sky можно играть без доната, а мотивации заносить деньги за шмотки или квесты — почти никакой.

Sky вызывает непривычные для мобильной игры эмоции и мысли — про дружбу, взаимопомощь, достижение целей и сложности, которые на пути к этим целям преодолеваешь. И никто не прервет ход этих мыслей просто потому, что ты играешь уже час и все еще не занес денег, и не будет подсовывать какие-нибудь паскудные рекламные ролики. Воистину, мобильная игра здорого человека.

Sky: Children of the Light можно скачать в App Store.

journey