For Honor — это брутальный hack and slash в псевдосредневековом антураже. Отвратительные мужики провели за этим симулятором кровавых битв не один час, и первый же вопрос, который возник к авторам игры — насколько в действительности историчны ее персонажи. Насколько элементы брони и оружие близки реальности, а какая их часть — просто фантазия авторов?
Мы окунулись в историю викингов, рыцарства и самураев и сделали подробнейший справочник об экипировке каждого из героев For Honor.
Самураи
Так же как и остальные фракции, самураи в For Honor — это своего рода вольная фантазия на тему феодальной Японии. Здесь вы найдете смесь голливудских клише, легенд и мистификации с вкраплениями историчных элементов. В плане стиля самураи неожиданно оказались побитыми жизнью побратимами рыцарей. И те, и другие выглядят так, словно пережили средневековый апокалипсис (по сюжету, в общем-то, так и есть). В их облике соседствуют элементы помпезных парадных доспехов и обноски; великолепное оружие и броня, сделанная из неотесанных досок и соломы.
Ороти
Orochi
Казалось бы, ороти в смысле обмундирования выглядит самым скучным героем — он воплощает стереотипного самурая из массовой культуры. Однако по какой-то причине на поле битвы ему дали роль не воина, а ассасина. Согласно задумке авторов, этот класс должен подкрадываться к противнику, набрасываться со спины и превращать его в фарш серией стремительных ударов. Настоящие самураи явно были бы оскорблены таким представлением об их поведении в битве. С исторической точки зрения несостыковки с оружием и доспехами делают его крайне странным и даже сомнительным героем.
Оружие ороти
Согласно описанию, ороти носит катану — обычное дело для самурая. Но, приглядевшись, можно понять, что это вовсе не катана, а тати, которую на западе ошибочно называют «дайкатаной».
Тати — больше катаны; они гораздо искривленее и больше напоминает сабли. Более того, Ороти носит оружие вертикально, как и положено тати, а не на поясе под углом, как носят катану и вакидзаси самураи. Тати воспринимается скорее как парадное, чем боевое оружие и чаще всего было просто частью выходного доспеха, примерно как генеральские сабли во времена Союза. Почему полуниндзя-полусамурай бегает по полю боя с парадной саблей — совершенно непонятно.
Доспехи ороти
Доспехи ороти — это еще одна вещь, которая вызывает недоумение при игре в For Honor. При беглом взгляде доспех выглядит как обычная броня не слишком богатого самурая-пехотинца. Но при этом заметно, что его наплечники и нагрудник сделаны из толстенных кусков железа, из-за чего он начинает напоминать скорее какого-то орковского воина недюжинной силы. При этом ороти позиционируется как ловкач, а в сопроводительном ролике рассказывается, что его доспехи — прочные, легкие и при этом гибкие. Как это соотносится с кусками железа, которые он носит на груди, — непонятно.
Кэнсей
Kensei
Кенсей — мастер двуручной катаны нодати. Его радиус атак высок, а удары очень сильны. В целом, такой воин условно историчен, но в его образе легендарного воителя мы нашли много нестыковок.
Оружие Кенсея
Нодати в руках у кенсея — это двуручный вариант катаны. В общем-то, этим все сказано. Однако, в отличие от катаны, нодати — слишком уж специфическое оружие. Им, конечно, можно зарубить сразу пару врагов махом, но работать им тяжело, выковать — еще тяжелее. Лучше всего такой меч все же показывает себя в борьбе против всадников. Разрубать целые табуны лошадей вместе с наездниками — это, безусловно, зрелищно. Но зачастую после первых минут стычки самураи бросали свои нодати под ноги и продолжали сражаться уже с катанами в руках, и это было нормальной практикой. У кенсея, кстати, на поясе видны оба меча, присущие самураю: и катана, и вакидзаси, только он ими никогда, в отличие от реальных воинов с нодати, не пользуется.
Доспехи кенсея
Обмундирование кенсея выглядит странно. Оно совмещает в себе черты помпезного генеральского доспеха и броню простого пешего (и, как следствие, довольно бедного) самурая. У героя есть шлем кабуто с отворотами и огромные «погоны» о-соде, висящие у него на плечах. Такие наплечники использовались в доспехах крупных командиров, и их форма обусловлена тем, что их пользователь по определению будет конным лучником. Стрелять из лука с обычными наплечниками неудобно, но о-соде благодаря своей форме «складываются» назад, как крылья, когда воин натягивает тетиву.
С другой стороны, остальные элементы доспеха скорее говорят о том, что принадлежит он пешему воину. На животе и груди у кенсея видна кираса, так что доспех можно идентифицировать как Хотокэ-до или «грудь Будды». Цельные кирасы были не так уж распространены в среде самураев, и даже те, что выглядели таковыми, часто все равно состояли из отдельных полос, которые закрашивались так, чтобы было не видно зазоров.
С другой стороны, такая практика совмещения доспехов была не такой уж редкой. Обедневшие самураи из родовитых семей, которые были вынуждены сражаться в пешем строю, пытались подчеркнуть свой статус, надев вместе с пехотным доспехом те же наплечники о-соде или дорогой шлем.
Но вот что не дает покоя — так это то, что многие элементы доспеха кенсея сделаны из каких-то неструганных досок, которые, по идее, даже не должны держаться на теле. То же самое касается странной заплатанной степняцкой безрукавки, в которой ходит этот персонаж.
Итого: кенсей скорее выглядит как герой какого-то самурайского постапокалипсиса, чем, собственно говоря, самурай.
Сюгоки
Shugoku
Сюгоки — мясная машина самураев из For Honor. Вооруженный дубиной канабо, он выступает как танк и одновременно мощный крушитель черепов. Сюгоки напоминает скорее не воина, а японского демона «они». При создании этого героя явно больше вдохновлялись мифологией, чем историей.
Оружие сюгоки
Сюгоки вооружен дубиной канабо. В принципе, по ее внешнему виду уже понятно, что это такое, и как ей работали. Она сделана из крепких пород дерева и обита железными тупыми шипами. Цель канабо — ломать конечности, сбивать с ног и разбивать доспехи. Последнее звучит очень брутально, но относится скорее к японским доспехам.
Чтобы управлять канабо, требуется не только сила, но и прекрасное умение балансировать, так как дубина — инерционное оружие. Если просто махать ей изо всех сил, то проще будет покалечить себя самого, чем противника.
Доспехи сюгоки
Канабо — оружие, которое ассоциируют с демонами гнева, «они». То же самое относится к доспеху Сюгоки. В нем все отсылает именно к изображениям духов из ада: маска в виде лица демона, доспех с огромным шнуром вместо пояса. Разве что у этого героя на животе красуется пластинчатая и наверняка недешевая окэгава-до (буквально, «кираса-бочка»).
Нобуси
Nobushi
Персонаж нобуси — пожалуй, самый загадочный и интересный из фракции самураев, и, возможно, даже во всей игре. Этот герой слеплен из двух японских архетипов. Первый — это типичная жена самурая, которая с детства тренировалась в обращении с японской алебардой нагината. Об этом говорит и то, что по стандартным настройкам в For Honor нобуси — женского пола.
С другой стороны, здесь сильно повлиял образ сохеев и ямабуси — буддистских монахов, которые активно занимались боевыми искусствами и жили в горных обителях. Ямабуси тоже предпочитали нагинату другому воинскому оружию. Видимо, сказывалась необходимость бороться с кавалерией и дикими животными, да и в горах так обороняться, видимо, удобнее.
Оружие нобуси
Нагинату для простоты чаще всего называют «японской алебардой». На самом деле, такое определение не очень верно: точнее название «японская глефа», то есть, собственно говоря, меч на древке.
Несмотря на то, что нагината была излюбленным оружием воинов-монахов и самурайских женщин, сами самураи тоже активно ей пользовались. Существовало два варианта нагинаты: «женская» (изящнее) и мужская (грубее и массивнее). Но это разделение скорее условное, чем действительное. Впрочем, у нобуси, видимо, именно женский вариант оружия.
Доспехи нобуси
Доспехи нобуси идентифицировать довольно сложно. То есть как таковых доспехов у этого класса просто нет, разве что голова украшена крайне странным шлемом из переплетенных волокон и деревянной маски. Вообще, ямабуси и вправду закрывали лица, масками, но делали это во время ритуалов и маски были комичными, разноцветными и изображали духов. К тому же существовал буддистский орден, члены которого носили на голове корзины с прорезями. В общем, нобуси — это даже не собирательный образ, а, скорее фантазия на тему загадочных японских монахов.
Викинги
Викинги, которых вы можете найти в For Honor — самая фэнтезийная фракция из всех. Дизайнеры игры, судя по всему, изначально планировали сделать этих персонажей наиболее брутальными, пожертвовав последними крупицами историчности. Каждый из «викингов» выглядит скорее как волшебный герой скандинавской саги, над которым поработали голливудские сценаристы. Историчности здесь не больше чем в фильмах о Конане-варваре, но так, очевидно, и задумано. Однако это не значит, что разбирать их оружие и доспехи будет неинтересно — скорее, наоборот.
Хольдар (Рейдер)
Raider
Хольдар из For Honor — это дань уважения викингам из старых фильмов или клюквенных историй о Скандинавии. В нем все предельно нелепо и комично. Совершенно непонятно, как он будет путешествовать на драккаре с голым пузом, и зачем носит с десяток килограммов железа в виде слитков на поясе вместо того, чтобы надеть, например, кольчугу, которая весила бы меньше. Да и совершенно неисторичные рожки скорее вызывают умиление, чем ощущение грозной силы.
Оружие хольдара
Оружие самого быстрого воина викингов, рейдера, в For Honor — это такая извращенная вариация на так называемый «топор данов» или «датский топор». Тот, в свою очередь, получил название от данов, племен скандинавов, от которых, как нетрудно догадаться, произошли датчане.
«Извращенной вариацией» его можно назвать потому, что он, скорее, выглядит как фэнтезийный набросок. Топор данов при своей длине и мощи был довольно тонким, приспособленным легко отсекать плоть и кости, а не разбивать их, как какой-нибудь колун. Топор данов скорее был тесаком на древке, чем орудием лесника или плотника. То, что мы видим в игре — это какой-то монстр, похожий на оружие палача. Внешний вид дополняет обух, которого у топора данов не было просто по ненадобности.
Доспехи хольдара
Доспехи рейдера — это тоже фэнтезийная вариация на тему «ужасающих викингов из легенд». Кости на боку, обнаженное тело, и при этом половина юбки, сделанная из металлических слитков (?!), плюс рога, которые викинги никогда не носили — все это делает рейдера кандидатом на роль эталонной клюквы.
Вождь
Warlord
Вождь в For Honor — это единственный класс фракции викингов, который не утонул в клюкве по уши. Он действительно выглядит как более-менее аутентичный тан скандинавов или вождь саксов. Однако и здесь без условностей и диких нестыковок, конечно, не обошлось.
Оружие Вождя
В описании вождя сказано, что он орудует гладиусом и щитом. Со щитом все понятно, но «гладиус» вызывает недоумение еще большее, чем «самурай с катаной, но без катаны» из фракции японских воинов. По какой неведомой причине этот типичный для викингов меч назвали в честь римского гладиуса — совершенно неясно. Гладус был коротким колющим оружием. Говоря в терминах римского оружия, в руках у викинга скорее спата. С той, в прочем, тоже все не гладко, так как ее ассоциировали с воинами-всадниками. Тогда как в мире For Honor, кажется, лошадей не существует вообще.
В общем, у этого героя в руках логичным образом оказался рубящий меч каролингского типа. На его фоне колющий гладиус, которым его по ошибке называют создатели игры, выглядит скорее как скромный кинжал.
Доспехи Вождя
Глядя на абсурд, который творится в For Honor с викингами, доспехи вождя можно назвать историчными. Разве что шлем выглядит крайне странно. В задней его части болтается изощренно закрепленный «конский хвост», который скорее можно было бы обнаружить у степных воинов или, на худой конец, кельтов, чем у скандинавов. Но даже кочевники украшали конскими волосами верхушку шлема, а не затылок, чтобы этот символ статуса и власти было видно издалека.
Берсерк
Berserker
Говорят, впав в боевое безумие, берсерки грызли собственные щиты. В For Honor это невозможно в принципе, так как здесь берсерк сражается двумя топорами сразу. В мире Diablo 2 это смотрелось уместно, но в псевдоисторическом симуляторе дуэлей такая манера сражаться выглядит обескураживающе, хоть и стильно.
Оружие берсерка
Два топора — по одному в каждой руке — на это как-то даже неловко смотреть. До эпохи Ренессанса и появления моды на шпаги во всей Европе, кажется, никто и никогда не баловался парным оружием. Викинг с двумя топорами — это нонсенс. Щит в связке с одноручным топором был бы гораздо эффективнее — хотя бы потому, что банду таких умников не расстреляют лучники. Парное оружие для дуэли, вроде рапиры и кинжала, еще выглядит оправданно, но что делать на поле битвы с двумя топорами — совершенно неясно. По уровню нелепости этот голливудский миф едва ли не хуже, чем рогатые викинги.
Доспехи берсерка
Доспехи берсерка — тоже скорее дань уважения фантастике, чем реальной истории. Кроме реалистичного набора в виде простых штанов, сапог и рубахи, он носит странную маску, которая закрывает лишь часть лица. Кроме этого есть наплечники, которые держатся неизвестным образом.
Однако вот что чертовски любопытно: сознательно или нет, но создатели For Honor снова смешали викингов и степных воинов. На наплечнике берсерка можно заметить типичные, хоть и стилизованные тамга — племенные знаки, характерные для монгольских племен и многих степняков вообще. Сам символ выглядит так, словно подчеркивает степную природу его хозяина: колесо, из которого растут тамга, могло бы быть гербом какого-нибудь хана великой орды, если бы подобная фракция вообще была в мире игры.
Валькирия
Valkyrie
Персонаж «валькирия», так же как сюгоки у самураев, вдохновлен скорее мифологией, чем историей. Разве что здесь валькирии — не бесплотные невидимые девы, посланные Одином, а что-то вроде военного ордена амазонок. По иронии, несмотря на то, что образ полумифический, реалистичного в нем даже больше чем, у персонажей рейдера и берсерка.
Оружие валькирии
Валькирия — единственный персонаж (если не считать нобуси, да и то с натяжкой), который сражается с копьем в руках. На первый взгляд, оно кажется вполне обыденным, хоть и с необычным широким наконечником. Но если посмотреть на кастомизированные варианты, то все становится гораздо интереснее.
По все вероятности, создатели For Honor хотели дать этой героине типичное для Скандинавии оружие, которое называли «кол в броне». Фактически, это была разновидность рогатины, которой пользовались славяне. Та была прочным и достаточно коротким копьем с мощным наконечником и перекладиной. Последняя, в том числе, была нужна для того, чтобы медведь, насевший на такое копье, уткнулся в нее, и охотник остался вне досягаемости лап зверя.
Отличительная черта скандинавского варианта заключалась в том, что у «кола в броне» была очень длинная, до полуметра, втулка. Благодаря ей, копье не только было нельзя перерубить мечом, оно наоборот само ломало их при столкновении. Кроме того, скандинавская разновидность гораздо активнее украшалась — что мы и видим, глядя на возможную в игре кастомизацию.
Но вот только у копья валькирии нет этой длинной втулки, хотя имеется перекладина, из-за чего в сухом остатке в руках у этого персонажа остается обычная рогатина, бытовавшая в таком виде, очевидно, только у славян.
Доспехи валькирии
Обсуждать доспехи валькирии бессмысленно, так как ее образ изначально взят из области фантазий о мифической Скандинавии. Но вот щит этого персонажа кажется очень интересной деталью. Он одновременно напоминает по форме пельту древнегреческих метателей и баклер, то есть маленький «кулачный щит».
Причем баклер использовался очень своеобразно — им не столько прикрывались (как в случае с обычным щитом), сколько отбивали удары. Как мы видим, валькирия делает и то и другое. То есть у нее в руках гибрид баклера и обычного щита. Слишком слабый и маленький для первого и слишком громоздкий для второго.
Рыцари
Рыцари кажутся наиболее банальной фракцией из всех — обычные парни в средневековых доспехах и со средневековым оружием. В действительности, если присмотреться внимательно, дичи и абсурда в них можно найти не меньше, чем в фентезийных викингах или самураях.
К примеру, большинство элементов доспеха говорит о том, что эти воины должны быть всадниками эпохи пороха и артиллерии. Понятно, что историчные доспехи пехотинцев выглядели бы не так эффектно, но воины, одетые как конники в мире, где никто не сражается верхом, кажутся явно не на своем месте.
Страж
Warden
Страж — стереотипный рыцарь, настоящий сборник клише. Он закован в тяжелую броню времен расцвета рыцарства и носит огромный двуручник длиной почти со свой собственный рост.
Оружие стража
В руках у стража — вариация на тему шотландскоого клеймора, только гораздо массивнее. Если длина клеймора составляет 150 сантиметров, то меч этого персонажа-гиганта раза в полтора длиннее.
Доспехи стража
Доспехи стража — это несколько неаккуратное нагромождение из кольчуги, железных пластин и кожи. По какой-то причине его броня одновременно имеет элементы лат (наплечники и шлем) и кольчато-пластинчатого доспеха. Все это соединено в хаотической последовательности. Так что страж своим внешним видом весьма схож с кенсеем из фракции самураев в том смысле, что тоже вызывает мысли о средневековом постапокалипсисе. Его шлем тоже несколько странноват. Это, по сути, своеобразный бургиньот с забралом, который по какой-то причине пытается выглядеть как шлем так называемого «закрытого типа» (об этом говорит защелка, которую видно сбоку). При этом в плане украшений конструкция вызывает ассоциации с топфхельмом крестоносцев (о котором ниже).
Победоносец
Conqueror
По сюжету For Honor победоносцы — это бывшие осужденные, которым дали право очистить свое имя или же принудили к участию в битвах. Если страж — это собрание клише о рыцаре позднего Средневековья, то победоносец воплощает стереотипы о крестоносце. Его доспехи примитивнее, а кистень придает ему более «дикарский» вид.
Оружие победоносца
В руках у победоносца кистень, который больше соответствует простому ополченцу, чем рыцарю. Впрочем, те им тоже не брезговали — оружие хоть и простое, но эффективное и дешевое. Дополнительное преимущество кистеня заключается в том, что он происходит от боевого цепа, а тот, в свою очередь, от крестьянской молотилки для зерна. То есть у фермеров, взятых в ополчение, был хоть какой-то опыт обращения с такими приспособлениями, который они могли использовать в бою. Впрочем, победоносцы мало похожи на простых крестьянских парней. Да и размер цепи у кистеня чрезмерен: обычно она короче половины длины древка.
Доспехи победоносца
Доспех победоносца — самый коварный обман в For Honor. Если не вглядываться, можно сделать вывод, что его голову венчает стандартный топфхельм. Этот горшкообразный шлем получил свое распространение во времена Крестовых походов и в For Honor выглядит довольно исторично. Но стоит внимательнее изучить его, и становится понятно, что перед нами все тот же бургиньот с открытым забралом, которые изобрели позднее топфхельмов. Этот шлем мимикрирует под доспех крестоносца внешне. На самом же деле, забрало прикреплено отдельно, тогда как «томпфельм» — цельное «ведро».
Топфхельм был частью амуниции всадника. К тому же, доспех победоносца дополняют кандалы, надетые на голые руки, что выглядит диковато.
Избавительница
Peacekeeper
Избавительница — это результат фантазии на тему того, что было бы, если бы у европейцев в Средневековье был свой орден ассасинов. Да еще и с женщинами в роли бойцов. Само собой, раз уж, как дизайнеры For Honor пошли на столь смелые выдумки при создании образа, останавливаться на этапе воплощения оружия и брони было бы странно.
Оружие избавительницы
У избавительницы в руках сразу два оружия: меч и кинжал. В принципе, подобный союз довольно часто использовался на дуэлях. Вот только вместо средневековых мечей в таком наборе были рапира или шпага, и происходило это, как нетрудно догадаться, когда эпоха средних веков уже давно канула в Лету. Соответственно, манера избавительницы сражаться своими орудиями кажется крайне сомнительной — она дерется на сильно согнутых, и в ее манере слишком мало от дуэлянта с рапирой и кинжалом.
Избавительница скорее похожа на голливудского ниндзя, который вынужден драться европейским оружием. Все эти перекаты через плечи наклонившегося врага и сальто, конечно, выглядят эффектно, но не очень понятно, какого черта шпиону нужны в арсенале такие акробатические уловки. С огромной натяжкой можно сказать, что какие-то элементы напоминают движения стиля Нитэн Ити-рю, использующего катану и вакидзаси, который разработал Миямото Мусаси.
Доспехи избавительницы
Кроме невзрачного кожаного доспеха, избавительница носит очень странную маску, напоминающую маску гладиатора мурмиллона.
Что именно надето на ее голову — непонятно, но, скорее всего, создатели вдохновлялись также сетками некоторых бургиньотов, хотя от них взята только лицевая часть. Низ тела защищает ламинарная юбка из кожаных пластин — вряд ли в ней было бы удобно подкрадываться и бегать.
Юстициарий (Законник)
Lawbringer
Юстициарий, он же законник, — весьма странный класс в игре. Он соединяет в себе совершенно несоединимые элементы. С одной стороны, ему дали латы, подходящие только для конного рыцаря, с другой — сделали его оружием полэкс, подходящий разве что пешему воину, которому необходимо сражаться с всадниками. Учитывая, что в мире For Honor, как мы помним, не существует кавалерии, все это кажется еще более неестественным и странным.
Оружие юстициария
Юстициарий полагается в битвах на полэкс — своего рода смесь алебарды и двуручного топора. Главное отличие от историчных образцов — это мощь представленного в игре оружия. Оно гораздо больше вобрало в себя от топора. Навершие настолько массивное, что скорее напоминает топор данов, принадлежащий хольдарам из фракции викингов, к которому добавили шип от алебарды и огромный обух, который сам по себе выглядит как боевой молот. Иными словами, главный эпитет для полакса юстициария — «гипертрофированный».
Доспехи юстициария
На голове у юстициария бургиньот с забралом, который старательно мимикрирует под шлем «жабья голова» или армет. То есть создатели явно вдохновились эстетикой последний двух шлемов, но не стали заморачиваться со всеми этими составными подбородниками, жестким креплением к кирасе и прочими элементами. Зато ему по традиции этой фракции добавили эстетики топфхельма и Крестовых походов: отверстия для вентиляции в виде крестов — явно фетиш дизайнеров игры.
В остальном, в основу доспеха юстициария явно легли латы эпохи Возрождения. Главная претензия, которую можно предъявить такому образу — общая для многих героев в For Honor. Такие доспехи должны принадлежать конному рыцарю, но уж никак не воину с алебардой, который сражается в пешем строю.
For Honor в продаже с 14 февраля для PC, PS4 и Xbox One.