В далеком будущем ученый Алекс Ю занимается разработкой так называемых нейромодов — устройств, которые позволяют пользователю мгновенно приобрести любой желаемый навык без необходимости учиться и тренироваться. «Станьте Эйнштейном», «Вы будете играть на рояле, как Рахманинов» — мистер Ю, очевидно, классический герой-революционер с помыслами о великом благе для всего человечества. В то же самое время его младший брат Морган (или сестра, в зависимости от выбора игрока) переживает день сурка: его используют для испытания нейромодов, и по окончании каждого теста его память обнуляется.
15 марта, за окном солнечно; радушные письма от старшего брата; упоительный полет на вертолете над залитым светом мегаполисом, очередные ни к чему не обязывающие тесты и обещание вскоре оказаться на космической исследовательской станции. Через несколько минут Морган просыпается снова: опять 15 марта, только стены стоят как-то иначе, а прекрасный вид из окна оказывается не более чем красивой картинкой, по ту сторону которой — огромная лаборатория на орбите Луны. Интрига второго плана следующая: станция «Талос-1», построенная силами США и СССР, изначально была предназначена для содержания враждебных форм жизни и называлась Kletka; спустя много лет запечатанную и брошенную «клетку» покупает хай-тек-корпорация Transtar, и пришельцы становятся биоматериалом для прорывных исследований — например, для изобретения нейромодов.
Arkane Studios, которая в прошлом году выпустила блестящую Dishonored 2, продолжает формировать жанр иммерсивных симуляторов — приключений, в которых тонкая система общения героя с окружающей средой сопряжена с необходимостью исследовать, импровизировать, много читать и дивиться убедительности происходящего. Судя по тому, какие финансовые результаты показала Deus Ex: Mankind Divided, сюжет которой оборвался на самом интересном месте, в обозримом будущем Arkane будет выступать в этом жанре в одно лицо. Prey — своего рода свежая тема для Arkane: это их первая игра про огнестрельное оружие, первый sci-fi в портфолио. Но тема, в то же время, роднее некуда: это прямое продолжение традиции, заложенной основателями жанра в девяностых — в Arkane Studios делают свой System Shock, потому что пора, и потому что больше некому. Первые два часа игры как будто бы анонсируют, что дальше все будет ровно так, как хочется тем, кто волнительно поерзал, читая эти строки: система виртуальной реальности, внутри которой Морган мотал свой срок, называется Looking Glass; Антуанетта Сокол в графе «Отправитель» одного из валяющихся повсюду писем; пароль 0451 на важном кодовом замке. «Да-да, понимаем, обмазывайтесь на здоровье!» — машет рукой Рафаэль Колантонио.
По первым впечатлениям Prey — игра того уровня, на котором можно смело вспоминать лучшее, во что вы играли, ставить это рядом и не закатывать глаза по поводу того, что вот раньше было лучше. По-настоящему лучше стало сейчас — когда любимые классические механики и принципы обогатили новыми художественными образами, стилистической составляющей и историей. В последний раз это случилось десять лет назад, когда вышел оригинальный BioShock, тоже по-новому раскрывший и переосмысливший все лучшие черты System Shock 2.
Лобби корпорации Transtar — ядро, из которого расходятся дорожки по всем направлениям вглубь станции. Prey — не шутер с поступательной чередой сменяющих друг друга уровней, а ролевая игра, в которой нам предстоит досконально изучить каждый закоулок станции «Талос-1», возвращаясь в уже знакомые места чуть-чуть другим героем, чтобы открыть там новые секреты. Разведывать обстановку не только жутковато, но и эстетически приятно: дизайн — сильная сторона Arkane, и здесь, подойдя с огромной любовью к материалу, художники студии работают в полную силу. «Талос-1» — не типичная безликая орбитальная станция с серыми коридорами: это изысканное произведение архитектуры с оригинальным декором, которое ни с чем не спутать. Если в итоге все сложится так, как этого хотят и игроки, и сами Arkane, то мы запомним «Талос» так же явственно, как подводную базу «Пафос-2» и город Восторг.
Морган вооружен разводным ключом, дробовиком и пушкой, которая стреляет клеем — сначала обездвижить стремительных мимиков, а потом разбить их на куски, чтобы уже наверняка. Мелкие твари многочисленны и скрываются повсюду: они могут превратиться в стул или ботинок, а потом прыгнуть в лицо жертве, как цепкие хедкрабы из Half-Life. Каждый пришелец оставляет горку кишок, которые можно собрать и переработать в материалы для будущих улучшений и самого Моргана, и его оборудования. Персонаж представлен тремя ветками — многообразие инженерных, боевых и научных навыков позволяет проходить эту игру по-разному: награжденный крепким здоровьем стрелок, хакер или муж на час, способный починить, собрать и разобрать любую электронику — сосредоточенный на чем-то одном или представленный в неожиданных комбинациях и того, и другого, и третьего Морган Ю будет искать ответ на простой вопрос: «Какого черта, братан?». По итогу завязки Морган Ю смотрит видеозапись, в которой обращается к самому себе — где он, и что теперь делать. По всей видимости, события Prey — не первый случай побега Ю-младшего из своего шоу Трумана.
Prey в продаже с 5 мая 2017 года для PC, PlayStation 4 и Xbox One.