Декабрь — идеальное время, чтобы угореть по вестернам. В этом жанре есть практически все, что нужно «зимнему» зрителю: жаркая атмосфера, будоражащий стиль, отчаянные герои и приключения, а еще тоска по временам, которых никогда не было (мы же все понимаем, что Дикий Запад из кино — это симулякр). В общем, мы всей редакцией решили собрать наши самые любимые вестерны, однако сконцентрировались не на классике, а на тех картинах, которые вышли за последние 5 лет. Получился неплохой топ из дюжины весьма недурных вещей. Для большего ража мы разместили все по нарастающей: от просто хорошего к абсолютно лучшему.
Разумеется, все это наш субъективный опыт. Если у вас есть что добавить, пишите свои варианты в комментариях.
«Соловей», 2018
Самобытный и необычный вестерн, как минимум благодаря месту действия. Не так уж много фильмов о «Диком Западе» снимают в Австралии, а уж тем более в Тасмании. «Соловей» рассказывает историю молодой ирландской женщины, которая попадает в трудовое рабство, оказывается изнасилована, теряет мужа и ребенка — и все по вине одного английского офицера. Она жаждет мести и отправляется в долгий путь вместе с аборигеном, которому тоже есть что сказать британской администрации, после устроенного на Тасмании геноцида (реальный, кстати, факт). В общем, от этого вестерна лучше не ждать веселых ковбойских пострелушек: он мрачен и гнетет бесчеловечной атмосферой. Но он весьма неплох. Особенно здорово на атмосферу работают звучащие здесь ирландские песни.
«Девица», 2018
Возрождение вестерна, случившееся в конце 2010-х, идет такими темпами, что у нас уже появилось немало комедийных вестернов. Достаточно вспомнить ту же «Балладу Бастера Скраггса». Фильм «Девица» с Паттинсоном и Мией Васиковской вышел в том же году и проигрывает картине Коэнов по крутости, но тоже весьма неплох. Кино с любовью обыгрывает многие штампы жанра, но при этом иногда жестоко деконструирует их: «девица в беде» оказывается не так уж беззащитна и вовсе не в беде, а герой-любовник — не такой уж герой и не такой уж любовник. Да и вообще, здесь многое построено на обмане ожиданий и потрясающе-идиотском поведении героев (так задумано). Простое, ненапряжное и забавное зрелище.
«Любой ценой», 2016
Формально фильм «Любой ценой» — ни черта не вестерн, а просто боевичок, плотно набитый экшном. Его действие происходит в условные «наши дни», а главные герои грабят банки, разъезжая не на лошадях, а на автомобилях. Но при этом картине удается зажечь то самое пламя любви к Дикому Западу: прерии, перестрелки, история о «благородных разбойниках», Джефф Бриджесс в шляпе, в конце концов. Все на месте и все отлично работает. Это, впрочем, вызывает небольшой диссонанс: нас бросает то в грязную современность, то в безвременье прерий; старорежимные мужики в шляпах выступают против современных парней с замашками гангстеров из мегаполиса. Но если вы не из пуристов, до конца стоящих за чистоту жанра, вам скорее всего понравится.
«Дэдвуд», 2019
У фильма «Дэдвуд» необычная судьба. Все началось в 2004 году как одноименный сериал, который почти сразу стал культовым. Он продлился 3 сезона, и в какой-то момент, как показалось многим, оборвался на полуслове. В 2019, спустя невозможно долгих 13 лет, этот гештальт закрыли. Вышедший фильм не просто вышел для того, чтобы эксплуатировать ностальгию: он закрыл некоторые сюжетные арки, продолжил историю главных героев и рассказал о том, каким стал город Дэдвуд (в сериале он еще только претерпевал муки рождения). В целом, фанаты остались довольны, хотя для многих кино стало не полноценным событием, а лишь а своего рода эпилогом, комментарием к сериалу. Однако он неплохо смотрится даже если вы не видели «первоисточник». В принципе, если вы не спойлерофоб, можно даже начать с полнометражки, сформировать свое мнение, а уже затем взяться за сериал.
«В долине насилия», 2016
«В долине насилия» — не самый восхитительный и уж точно не самый изощренный вестерн. Но он использует сразу четыре козыря: во-первых, в главной роли здесь Итан Хоук, которому здорово удается играть солдата (а ныне ганфайтера) с посттравматическим расстройством. Во-вторых, роль его антагониста играет Джон Траволта, для которого этот фильм стал первым вестерном в карьере. В-третьих, здесь неожиданно здорово играет Таисса Фармига, которую вы можете знать по «Американской истории ужасов» (советуем смотреть с оригинальной озвучкой, у нее очень приятный голос). И самый нечестный прием — спутник и друг главного героя — собака! И она ожидаемо крадет все симпатии зрителей: лукавая, игривая и умная, эта псина в одиночку добавила бы два балла любому фильму. А так — довольно обыденная, но стильная история про маленький городишко, усталого путника и кровавую месть.
«Братья Систерс», 2018
В 2016 мы писали о замечательной книге Патрика де Витта «Братья Систерс». В 2018 по ней вышел не менее замечательный фильм с Хоакином Фениксом, Джоном Си Райли и Джейком Джилленхолом. Сюжет здесь довольно прост: два брата по фамилии Систерс по заданию загадочного нанимателя отправляются на поиски некоего старателя, который открыл реагент, способный совершить революцию в золотодобыче. Они — очень противоречивые парни. Ко внешнему миру они жестоки, даже беспощадны — наемные убийцы и сволочи, каких поискать. Но между собой — крепкая семья и стоят друг за друга горой. Вот это-то противоречие (внешняя агрессия, но внутренняя братская добропорядочность) и является фундаментом, на котором зиждется вся прелесть фильма. Герои обаятельны, природа восхитительна, жестокость первобытна — это хорошее авторское кино, даже если вы не любите вестерны.
«Недруги», 2017
Офицер американской армии (Кристиан Бэйл) получает приказ сопроводить умирающего вождя индейского племени (Уэс Стьюди) к месту, куда вожди этого племени уже несколько веков ходят умирать. Эти двое друг другу не нравятся. В предыстории, полностью оставленной за кадром, американский офицер убил много индейцев того самого племени, а вождь лично зарезал не одного офицерского сослуживца. Но приказ лично президента не терпит капризов, и недруги отправляются в долгую дорогу в сопровождении ещё пары индейцев и солдат. По пути к месту назначения они, естественно, начинают сотрудничать — в основном, конечно, вынужденно, но по чести и без компромиссов, постоянно вытаскивая друг друга из пасти жестокой смерти на уже не особо диком, но все еще беспощадном Западе. В 2018 вестерн «Недруги» вошел в топ фильмов года по версии Disgusting Men.
«Костяной Томагавк», 2015
«Костяной томагавк» — первый фильм режиссера «Драки в блоке 99» и полицейской драмы «Закатать в асфальт». Это честный вестерн про пожилого шерифа, его дряхлого помощника, ковбоя со сломанной ногой и щегла, которые отправились спасать похищенных людей из логова индейцев-троглодитов. Буквально: языка у них нет, названия племени — тоже, максимально дикие ребята. В определённый момент упоминаются их женщины — слепые калеки без рук и ног — и в конце фильма их показывают. В такие секунды, конечно, волей-неволей начинаешь ерзать на диване. Если «Драка», в основном, состояла из сцен формата «ух, бл», то в «Томагавке» такого поменьше — это фильм не про шок-контент, хотя пара эпизодов, на которых хочется провалиться сквозь землю, тут тоже есть. Отличный подбор актеров, замечательный темп: 2 часа с небольшим пролетают мгновенно, и этот фильм сразу хочется показать или хотя бы посоветовать всем на свете. Сделайте это!
«Выживший», 2015
«Выживший» — классическая история о покорении фронтира, один из лучших фильмов о превозмогании. До выхода у многих (признаться, это коснулось и нас) к нему было предвзятое отношение. Казалось, что это скорее какой-то поэтический перфоманс, костюмированная драма в локациях Дикого Запада, снятая исключительно ради номинации на «Оскар». К счастью, мы сильно ошибались.
Фильм парадоксален: он рассказывает об ужасных злоключениях мужчины перед лицом беспощадной природы; сплошная череда бедствий, но в то же время это невероятно уютное и умиротворяющее кино. Да, сюжет в «Выжившем» иногда «троит» как двигатель на жигулях, и некоторые детали немного напрягают, но это все мелочи. Пейзажи в «Выжившем» сделаны так, как-будто ими занимался Майн Рид, историю героев словно сочинил Джек Лондон, а гипнотически холодного и зловещего антуража добавил Амброз Бирс. Жесткий, живописный, жизнеутверждающий фильм.
«Баллада Бастера Скраггса», 2018
Фильм «Баллада Бастера Скраггса», снятый братьями Коэн, — это настоящий праздник для глаз. Невероятно уютное кино с потрясающими видами и цветами. Но, как и положено на Диком Западе, прелесть природы оттеняется гнусностью человеческой натуры. Особенно круто то, что эта картина — не цельная история, а альманах из шести отдельных глав с разным настроением, героями и моралью. Какие-то из них жутковаты, какие-то ужасно забавны, но все пронизаны привычным коэновским черным юмором. Все же сейчас ужасно не хватает хороших стильных киноальманахов. А «Баллада Бастера Скраггса» — это очень выдержанная вещь с отличными актерами и духом приключений. Короче говоря, прекрасное новогоднее кино.
«Омерзительная восьмерка», 2015
В свое время Тарантино вовремя прочувствовал эпоху возрождения вестернов и сделал это чуть раньше других «крупных режиссеров». Он оседлал волну до того, как она достигла пика и благодаря этому остался непревзойденным. Да и вообще, его «Омерзительная восьмерка» в России вышла в идеальное время: Старый Новый год, снежная зима. Было как нельзя просто ощутить себя одиноким путником, застрявшим в заваленной снегом хижине с кучей каких-то подозрительных типов. Этот фильм, возможно, не лучшая картина Тарантино и не лучший вестерн в истории, но это именно что тарантиновский вестерн — это прекрасно работающий гибрид.
Если вы по случайности не в курсе, что это за фильм, стоит сказать, что «Омерзительная восьмерка» — очень камерное кино, почти как пьеса, действие которой происходит на одном месте (ну да, примерно как в «Бешеных псах»). Весь фильм компания из очень разношерстных попутчиков пытается разобраться друг с другом и выяснить, кто чего стоит: сначала словесно, потом с применением фирменного тарантиновского насилия. Крутые диалоги, кровь и грубоватые, но фактурные персонажи — прекрасный аттракцион на тему Дикого Запада.
Вне конкурса: «Мандалорец»
Да, мы просто искали возможность в очередной раз написать что-нибудь хорошее про этот сериал. Помимо того что это лучшее, что происходило и продолжает происходить со «Звездными войнами» в последние годы, «Мандалорец» — еще и блестящий образец космического вестерна. Вместо Дикого Запада здесь вся далекая-далекая галактика с песчаными планетами, напоминающими понятно что, вместо бьющих без промаха ковбоев — такой же меткий и непобедимый Мандо. В одном из эпизодов первого сезона он даже объезжает бларрга (что-то типа ходячей пираньи), словно мустанга! Во втором сезоне фокус на жанре сохраняется — самый первый эпизод выглядит словно кроссовер с вестерн-вселенной Deadwood, для которой даже пригласили ее звезду Тимоти Олифанта. Словом, перед нами все еще вестерн во все поля. А ниже можно прочесть, что вестерны — и «Мандалорец» — почерпнули у японского кинематографа: