Отвратительные мужики подводят итоги 2018 года и делятся с читателями выбором лучших фильмов. Мы также решили не сравнивать эти фильмы, потому что считаем их в одинаковой степени обязательными к просмотру для понимания современного популярного кинематографа.
Недруги
Вестерны — «новый черный» 2018-го. Осенью все вопросы к приключениям на Диком Западе закрыли братья сначала Хаузеры, потом Коэны — а задавать их начал фильм «Недруги», который вышел в российском прокате в феврале.
Кристиан Бэйл, к которому в глазах многих зрителей намертво прилип образ Темного рыцаря, помимо этой «коронки» сыграл во многих великих фильмах, и «Недруги» лучше всего рифмуются с криминальным триллером «Крутые времена» 2005 года. Главный герой, устоявшийся в своих убеждениях и преисполненный больших надежд, сталкивается с несколькими данностями, об которые эти надежды ломаются, как щепки. Параллельно с этим выясняется, что и герой-то, в общем, та еще мразь с иссиня-черным прошлым, и так ему и надо, но на душе все равно как-то тяжело.
«Недруги» — не иронически-реалистичный фильм вроде «Бастера Скраггса», но он в той же степени пугающе настоящий, только тон другой, и история тут всего одна. Мрачному офицеру безапелляционно приказывают доставить на малую родину заклятого врага — умирающего индейца, с которым у офицера личные счеты, и его немногословную семью. Их путь пролегает через наводненные безумными людоедами и бандитами земли, и по дороге конвой собирает десять из десяти возможных шишек. Все очень плохо, и конца и края этому не видно — да и не должно быть: безжалостная земля, безжалостное время — и люди, которые во всем этом водовороте ужаса чудом не теряют рассудок, хотя и это под вопросом.
В этом жанре, понятно, сделано уже очень многое, и произвести впечатление на искушенного человека трудно. Пожалуй, единственное произведение 2018 года, которое в состоянии это сделать — игра Red Dead Redemption 2. Но если на нее нет времени, или вы вообще не увлекаетесь видеоиграми, посмотрите сначала «Балладу Бастера Скраггса», а потом «Недругов» — и считайте, что сыграли.
Петр Сальников
Братья Систерс
Вестерн — тот жанр, который я принимаю безоговорочно. Если в трейлере есть ковбой и он стреляет из револьвера, значит я иду на этот фильм. Примерно так вышло с «Братьями Систерс». Я давно приметил трейлер, но к премьере позабыл о нем все, кроме того, что там был ковбой (Хоакин Феникс) и он стрелял из револьвера.
Ошарашенный после просмотра, я уже без особого удивления обнаружил, что режиссер картины — Жак Одиар — человек, который почти десять лет назад снял жестокий, холодный и крайне черствый арт-хаус «Пророк». Его новое кино — совсем иное. Оно ироничное, солнечное, миролюбивое, но иногда из-под этой овечьей шкуры поглядывает волк все с тем же хищным оскалом.
Фильм во всем двойственный. Он вроде бы начинается, как лихой бадди-муви, а заканчивается нетипичными для вестерна размышлениями. В него утрамбовано много интересных идей: о социальном государстве, алчности, предательстве и дружбе, но ни одна из них не раскрыта. В нем есть и комедия, и трагедия, и экшн, но они как лебедь, рак и щука — все тащат действие в своем направлении.
Все это я к тому, что «Братья Систерс» многим не понравятся, но при этом фильм очень харизматичный, жизненный и уж точно авторский. Это отличный вестерн, который напоминает отвлеченный разговор в салуне, когда ты вроде и семейную историю услышал, и посмеялся, и немного пофилософствовал.
Алексей Евглевский
- Прочитайте нашу рецензию на фильм «Братья Систерс».
Остров Собак
В этом году вышло очень много фильмов, от которых я в восторге и которые обязательно буду пересматривать. И выделять лучший было бы сложно, если бы среди них не было «Острова собак». Дело в том, что в нем огромное количество уникальный особенностей, ради которых даже по отдельности стоило бы посмотреть эту работу.
Уникальная стоп-моушн анимация, которая в настоящее время выглядит как что-то волшебное и не из нашего мира, особенно когда начинаешь представлять себе процесс создания. Уникальный состав актеров озвучания, в числе которых Эдвард Нортон, Брайан Крэнстон, Джефф Голдблюм, Билл Мюррей. Уникальная история, которая одновременно выглядит и как сказка со счастливым концом, и как жуткая антиутопия с демонстрацией остросоциальных проблем.
Самое крутое в фильмах Уэса Андерсона — умение создавать живые и убедительные миры, в которых каждая визуальная деталь демонстрирует свой элемент повествования. Из-за этого хочется пересматривать его фильмы снова и снова, отмечать новые и новые подробности. Советую каждому ознакомиться с «Островом собак», потому что это определенно явление года.
Андрей Трамваев
Реинкарнация/Аннигиляция
Все просмотренные фильмы и сериалы я отмечаю на Rotten Tomatoes, и этот сайт говорит мне, что в этом году я видел 47 полнометражных лент 2018 года производства (и еще больше — в списке «хочу посмотреть»). Но действительно хороших фильмов из них было не так уж и много: многие релизы «сезона Оскара» технически я отношу к 2017 году («Биллборды» или «Призрачная нить», к примеру), летний блокбастерный период нес одно разочарование за другим (разве что новая «Миссия: Невыполнима» получилась просто идеальным развлекательным боевиком), а много потенциально интересного вышло только под конец года, и оценить все я не успел.
Тем не менее, были в этом году две картины, которые произвели на меня неизгладимое впечатление: Annihilation Алекса Гарланда (Ex Machina) и Hereditary Ари Астера, для которого это вообще был режиссерский дебют в полном метре. И выбрать, какая из них лучше, я так и не смог. Несмотря на то, что первая — это артхаусная научная фантастика и экранизация книги, а вторая — оккультно-паранормальный хоррор по оригинальному сценарию самого режиссера, у этих двух лент достаточно много общего.
Обе сняты людьми, у которых за плечами нет десятков режиссерских релизов и столько же продюсеров; они максимально далеки от формата блокбастеров (один вышел сразу на Netflix, второй издавала инди-компания A24, кстати, очень хорошая); на передовой здесь невероятно сильный женский каст (Портман/Ли в «Аннигиляции» и Тони Коллетт в «Реинкарнации»); но самое главное, что оба фильма невероятно жуткие, пробирающие до костей, ошарашивающие тебя так сильно, что после них нужно пару дней отходить. Делают они это разными методами и с разными целями, но одинаково эффектно и эффективно.
К обоим фильмам также любят прикапываться дотошные люди, у которых автоматически вызывает раздражение любой намек на приставки «инди» или «арт», но это какие-то особенно душные обитатели интернета, на которых не нужно обращать внимание. Даже если эти две картины не произведут на вас сильного впечатления, посмотреть их, так сказать, для общего развития и понимания все равно крайне рекомендуется. Особенно на фоне довольно пресного и разочаровывающего 2018 киногода.
Вячеслав Мостицкий
- Почитайте нашу рецензию на фильм «Реинкарнация».
- Почитайте о книге, по которой сняли фильм «Аннигиляция».
Баллада Бастера Скраггса
Я в последнее время сразу нескольким людям пытался объяснить, чем хороши «новые Коэны». Особенно мастерски у меня вышли две формулировки: «ну это Коэны» и «клевый фильм». И хотя обе они верны, о «Балладе Бастера Скраггса» или «Балладе о Бастере Скраггсе» никакого представления они не дают.
Потому что фильм — да и не фильм это… работа, телеспектакль, набор сценок, называйте как хотите — вредно пытаться воспринимать с позиций вестерна (а что тут еще скажешь, формально вестерн). Представьте, что где-то продолжает существовать Дикий Запад. Причем с одной стороны такой, каким его видят играющие в ковбоев мальчишки, а с другой — мрачный и злой, не готовый прощать людям ни единого промаха. И в совершенно случайных точках это странной земли одновременно включаются шесть камер, которые одновременно записывают шесть историй. Склеенные воедино, они и становятся «балладой».
Объединяет их одно: удивительно тонкое понимание случая, фатума. Все завязки даются небрежными широкими мазками: вот грабитель банка… грабит банк, вот золотоискатель находит новое место, где вроде бы должен быть желтый металл. Что будет дальше — всегда сюрприз. Причем иногда за одним сюрпризом следует другой, некоторые герои «баллады» даже умереть как положено не могут.
Эти шесть историй здорово обсуждать с друзьями, сравнивая эмоции и ощущения. И очень глупо — пытаться как-то анализировать в смысле общего нарратива. «Балладе Бастера Скраггса» идеально удается прикидываться случайным днем из случайно взятой жизни: ярким и вдруг иррациональным, иногда похожим на любительский театр и довольно внезапно — грустным.
Александр Каныгин
- Почитайте нашу рецензию на фильм «Баллада Бастера Скраггса»
Тренер
Ярче всего в этом году запомнилась дебютная работа Данилы Козловского. «Тренер» — хорошее кино. Не гениальное, не сотрясающее основы. Просто хорошее. Для первого фильма — так вообще отлично. Прославился «Тренер» не этим. Буквально сразу после выхода фильма с пугающей точностью стали сбываться события киноленты.
Был предсказан бездарный пенальти Смолова на Чемпионате Мира, полностью повторился эпизод с вылетом «Спартака» из Кубка от ноунейма, скотское поведение зарвавшегося и пьяного футболиста Столешникова также нелепым образом материализовалось именно в этом году. Также в фильме есть множество нюансов и деталей, которые очень точно воспроизводят футбольную реальность в России. Но если вы думаете, что «Тренер» — это всего лишь жанровая и вдохновляющая лента о спорте, выпущенная на волне интереса к футболу, то я с вами не соглашусь.
«Тренер» — это еще и человеческая трагедия, где сцена с баннером на трибунах заставит дрогнуть самое ожесточенное сердце. Также это фильм о трагедии спорта в России в целом. Знаменитый монолог губернатора в исполнении гениального Вержбицкого — «Футбол не нужен!» — вполне отражает печальную тенденцию. С момента выхода фильма уже закрылось несколько известных футбольных клубов. Удивительно пророческое кино, что и говорить.
Ну и, конечно, я не мог пропустить фильм, где под скандирующие «Зуев, Зуев!» трибуны, забивают решающий гол московскому «Спартаку». «Метеор» — чемпион!
Виктор Зуев
- Прочитайте нашу рецензию на фильм «Тренер».
Have A Nice Day (Hao Ji Le)
«Have A Nice Day» почти во всех рецензиях описывают как «бастард Тарантино и Вонга Кар-Вая», и это довольно точное определение. Разве что я бы еще добавил в это описание столовую ложку культового российского трэш-аниматора Михаила МК («На иглах смерти», если вы понимаете, о чем я).
«Хорошего дня» — это анимационная история, похожая на оживший комикс поехавшего фаната Тарантино, который решил перенести его дух в глухую китайскую провинцию. Фильм рассказывает о простом пацанчике, который решил ограбить босса, чтобы увеличить грудь своей потасканной подруги (хотя там все, конечно, сложнее). Слухи быстро распространились, и теперь весь криминальный бомонд города охотится за ним и его деньгами.
Главное отличие от дюжин подобных голливудских историй в том, что это не Голливуд, а расхристанный китайский городишко. Атмосфера и экзотика такая, что сознание в них вязнет на пару дней. А тот факт, что вам придется читать субтитры, вместе с рисованной графикой, заставляет ощущать, что это графическая новелла.
Отдельное удовольствие доставляет абсурдный и черный юмор. Не меньшее — то, как универсальные архетипы разместились экзотических условиях. Да и просто у «Have A Nice Day» есть стиль. Совершенно уникальная вещь.
Смотрел, купив на Vimeo за 5 баксов. Не жалею.
Владимир Бровин
Рассказ
Я выбирал из двух зацепивших в 2018 году фильмов — «Рассказа» и «Дома, который построил Джек». В первом насилуют детей, во втором убивают женщин, и это явно говорит, что со мной что-то не так.
Как бы то ни было, поскольку мэтр Ларс фон Триер вновь выступил в своем репертуаре, напичкав фильм символизмом и аллюзиями, радикально нового взгляда на серийных убийц у него не получилось. В отличие от авторов «Рассказа» — этот фильм действительно заставил поежиться от осознания того, что жертва педофила зачастую воспринимает случившееся с ней далеко не так, как это было на самом деле. Тут в «новом взгляде» не откажешь.
Кошмарная история, превращенная в хорошую драму.
Владимир Самойлов
- Прочитайте нашу рецензию на фильм «Рассказ».
Не нашли любимый фильм в этом списке? Не огорчайтесь. Поделитесь своими мнением о лучшей картине 2018 года и кинематографе в целом в комментариях. Давайте обсудим, чем стал для всех нас минувший год в кино.