Год выдался не сказать чтобы чудовищно богатым на крутое кино (по крайней мере, на наш вкус). Поэтому мы, как обычно, позволили себе небольшую вольность — писать не только о фильмах, вышедших строго в 2022 году, но и просто про вещи, которые максимально впечатлили нас. Впрочем, почти все здесь свежее: новый Николас Кейдж, супер-актуальные хорроры, «Соник 2 в кино», «Все везде и сразу» и прочее лоснящееся, словно россыпь слюды на пляже, кино.
И, конечно же, ждем ваших комментариев. Что впечатлило вас больше всего? Что расстроило? Напишите! Мы ведь тоже находимся в постоянном поиске интересных фильмов на вечер.
Владимир Бровин
«Невыносимая тяжесть огромного таланта»
Боже, храни Николаса Кейджа (прежде всего, от самого Николаса Кейджа)! В летнем обзоре на его новое кино «Невыносимая тяжесть огромного таланта» я указал, что это «фильм о настоящей дружбе» и «первый за долгое время блокбастер с Кейджем». Смотреть это действительно лучше всего с каким-нибудь старым другом, потому что пародийный сюжет и странные постмодернистские завихрения здесь вторичны. Главное — дружба, кино про броманс двух сорокалетних мужиков, внезапно нашедших родную душу, рядом с которой можно вести себя как несносный мальчишка (ну, такой мальчишка под ЛСД).
По сюжету Николас Кейдж (его играет Николас Кейдж) попадает на остров своего самого преданного фаната — по совместительству оружейного барона. Они весело проводят время, становятся лучшими друзьями, и их дружбе суждено выдержать множество проверок, чтобы обрести кристальную чистоту. В конце концов, нельзя просто так стать корешем оружейного барона. Тебя явно ждут испытания, Николас!
Весь фильм — это фансервис по безумной «Вселенной Николаса Кейджа», эдакий Диснейленд по сознанию сумрачного гения. Еще раз скажу: посмотрите это со старым проверенным другом, вы станете чуточку ближе и начнете примерять на себе роли героев: «Я Николас Кейдж, а ты — оружейный барон!», «Нет, я Николас Кейдж!». Короче говоря, «Том Сойер и Гекльберри Финн» для тех, кто стоит на пороге кризиса среднего возраста.
Денис Майоров
«Птица» (1988)
В 2022 году я посмотрел много всего нового, но мало что отложилось в памяти. Новый «Хищник» запомнился тем, что он оказался не говном, а вполне себе нормальным фильмом, но на кино года, конечно, не тянет. «Все везде и сразу» все захайпили, а мне фильм страшно не понравился, прямо выбесил — сильная эмоция, но тоже не туда. А про «Лучше звоните Солу» я уже писал в итогах за 2020 год — финал сериала моего мнения не изменил, он великолепен. Так что придется использовать читерский ход и лучшим фильмом 2022 года назвать картину из 1988-го.
«Птица» — это байопик, посвященный легендарному саксофонисту Чарли Паркеру. Паркер был выдающимся импровизатором и оказал огромное влияние на формирование бибопа, но жил он слишком хаотично и размашисто. Таким же получился и снятый Клинтом Иствудом фильм — с рваным повествованием и отсутствием каких либо моралей. «Птица» в приглушенных тонах показывает, каким был Паркер и как он жил. Как его кидали менеджеры и как он сам устраивал дебоши, как он по-черному пил, сидел на наркотиках и страдал от ломки, как виртуозно он играл на саксофоне, как еле сводил концы с концами, но все равно был знаменитостью.
Фильм не пытается вызвать сочувствие или вдохновить. Он не романтизирует жизнь Чарли «Птицы» Паркера, который глупо умер в 34 года с букетом заболеваний от язвы желудка до цирроза печени. Картина показывает всё как есть, приукрашивая историю разве что тяжелым нуарным настроением. Этим и очаровывает. Ну и Форестом Уитакером в главной роли, которого я привык видеть в совсем других ролях.
Владимир Самойлов
«Все ненавидят Йохана»
Отличный образчик современного скандинавского кино: в меру дурацкий, смешной, трогательный и в то же время очень симпатичный в плане картинки. Представьте себе «Сагу о Греттире» на современный лад, только вместо средневекового берсерка, выгнанного из общины за убийства и прочие непотребства, здесь в главной роли гигант-недотепа, выгнанный из общины за то, что кое-что (и кое-кого) взорвал динамитом. А дальше понеслись нелепые приключения.
Фильм красивый и добрый, несколько раз хохотал в голос. Идеальная картина для уютного вечернего просмотра с друзьями или дамой сердца.
Виктор Зуев
«Соник 2 в кино». «Амфибия». «Два холма». «Эпидемия»
Не слишком много смотрел фильмов в этом году. А если и смотрел, то тут же забывал — тот же новый «Хищник» или новый «Бэтмен». Пожалуй, выделю «Соник 2 в кино» — идеальная экранизация видеоигры ever made. Гениальный Джим Керри претерпевает полную трансформацию в доктора Работника (разве что худоват немного) и начинается покадровая экранизация сразу нескольких видеоигр про Соника. В фильме есть Наклз, Тейлз, гигантский усатый робот, высокие грибы из уровня Mushroom Hills, та самая музыка, и даже СуперСоник.
По сериалам в этом году все гораздо лучше. Хочу отметить великолепный второй сезон «Эпидемии». А также неожиданный сериал «Два холма», где вполне честно обстебываются гендерные стереотипы. Там есть лагерь мужиков, где натурально пьют чуть ли не кротовуху, а главного героя зовут Геральт в честь «Ведьмака 3».
Из мультсериалов запомнился финальный сезон «Амфибии». Очень недурственный сериал, который вернул меня во времена просмотра Gravity Falls. Между ними много общего, хотя понятно это далеко не сразу. Потерпите несколько первых серий, «Амфибия» проработана гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.
Ну и наверное 4 сезон «Атаки титанов». Пересмотрел с первого сезона, очень сильно ждал развязки, но с этим слегка обломали. Придется ждать 5-го и, видимо, пересматривать сначала.
Дмитрий Соколов
Фильм года: «Варвар». Сериал года: The Cuphead Show
Вот вам история. Однажды малоизвестный комедийный актер Зак Креггер прочитал нон-фикшн о том, как женщинам распознавать «красные флаги» в общении с мужчинами, чтобы не нарваться на психопата. И ему пришла в голову идея: а что если снять фильм, героиня которого, попав в рискованную ситуацию, последовательно ведет себя (a) разумно и (b) избегает всех клише, привычных по фильмам ужасов?
И вот вам ситуация. Девушка приезжает в чужой город на важное собеседование по работе. Приходит в дом, снятый на AirBnB, а его уже снял какой-то (с виду нормальный) мужик через другую приложуху. Искать отель посреди ночи — такое себе, но оставаться с малознакомым персонажем — тоже не лучший вариант. Так что девушка решает перекантоваться, но держать ухо востро. Вскоре станет ясно, что осторожность ей не помешает.
Так получился «Варвар» — лучший (и самый неожиданный) хоррор 2022 года. Но фильм Креггера (снятый им, разумеется, по собственному сценарию) восхищает прежде всего даже не дерзостью задумки или грамотным обыгрыванием жанровых клише, но своей выверенностью. Перед нами отличная иллюстрация тезиса о том, что фильм (особенно хороший фильм) — всегда есть нечто большее, чем просто сумма частей. В «Варваре» все — от освещения и ракурсов съемки до сюжетных поворотов и актерской игры — работает на поддержание напряжения, создавая тем самым восхитительно целостное в своей эффективности кино. Сама по себе история при этом очень простая (и, без спойлеров, во многом реалистичная, похожие случаи бывали и в России). Но, опять же, простота здесь максимально выверенная, рассчитанная на то, чтобы захватить зрителя как можно раньше и как можно дольше удерживать его внимание. Плюс конечно, Креггер не стесняется крови и вырванных конечностей. Не то чтобы без них совсем никак, но пара-тройка расчленений хоррору не помешают.
Так получилось, что хардкорнейший платформер с участием Чашека и Кружека я прошел только в этом году (а потом добил и DLC; к слову, отличный!) — аккурат под выход сериала от Netflix. И The Cuphead Show стал для меня одним из самых приятных открытый 2022-го. Это проект, не только бережно сохранивший стилистику исходной игры, но и отлично раскрывающий потенциал сеттинга, показанного в ней. Ведь мир Cuphead огромен, и при том, что разветвленного сюжета в игре нет, многообразного контента предостаточно. The Cuphead Show в этом смысле едва ли не образцовая адаптация видеоигры: здесь простота историй и яркие (пусть схематичные) персонажи органично сочетаются с детальной проработкой визуального ряда.
Жизнь на Чернильных островах бьет ключом: в лесу проходят ярмарки, на кладбище тусуются призраки, в подземном мире хозяйничает (неимоверно обаятельный) дьявол. Так что посреди этого буйства Чашек и Кружек всегда найдут чем заняться. Сразиться с гигантской крысой, оккупировавшей дом Старого Чайника? При помощи Мисс Чаши организовать аферу с атакой привидений, чтобы поднять немного денег? Стырить у дьявола его трезубец, пока Князь Тьмы безобразничает, поднимая себе настроение? Будьте спокойны, Чашек и Кружек вляпаются во все, что только можно (и особенно в то, что нельзя)!
Василий Легейдо
«Не говори никому». «Тела, тела, тела». «Сисси»
Киногод получился пустоватым. Исключение, как часто бывает, составил жанр хорроров, который неизменно впечатляет разнообразием стилей, тем, форм и направлений. От продолжений мейнстримных франшиз разной степени успешности (пятый «Крик» — любовь, «Хэллоуин заканчивается» — хмммм, «Техасская резня бензопилой» — зачем?..) до ретро-водевиля X — в 2022-м каждый мог найти то, что завораживало и пугало именно его.
Вкратце расскажу о хоррорах, которые показались мне наиболее заметными и произвели сильное впечатление.
Европейская психологическая притча «Не говори никому» не выделяется жуткими монстрами и голливудским размахом, но, как говорится, делает больно иначе. Это почти камерная история о самой обычной семье, которая в отпуске знакомится с другой семьей, и настолько наслаждается обществом новых знакомых, что спустя какое-то время принимает приглашение в гости на выходные. Пама, мама и дочка отправляются из Дании в Нидерланды в надежде вырваться из удушливого быта и разнообразить общение. Дальше о сюжете лучше ничего не говорить, достаточно сказать, что, пожалуй, ни один фильм за последние годы не раскрывал тему «как далеко вы готовы зайти, чтобы не оказаться в неловкой ситуации и не обидеть случайно другого человека», так душераздирающе, как этот. Блистательный аттракцион мизантропии, от которого хочется прикрыть лицо руками и следить за происходящим в щель между ладошками.
Пожалуй, самый важный тренд хорроров-2022 — это готовность отказаться от «возвышенного» стиля и вернуться к хоть и переосмысленным, но все же классическим приемам. Последние пять лет тон в жанре задавали Роберт Эггерс и Ари Астер, которые снимали не кровавое развлечение на один вечер, а серьезное, вдумчивое и метафоричное кино. Для такого подхода даже ввели специальный термин — постхорроры.
В этом году авторы ужасов отрывались как похотливые подростки, наконец вырвавшиеся на каникулы после долгой и мучительной сессии. В моду снова вошли слэшеры с кишками, чернухой и уморительными разборками между персонажами, которые спустя несколько минут отправятся на фарш. Нарочитая неспешность и вкрадчивость уступили место картинам, которые по духу явно ближе к низкобюджетным хитам 1980-х, чем к постхоррорам. Наблюдать за очередной трансформацией жанра приятно: получаются озорные, простые для понимания, но не глупые и грамотно высмеивающие современное общество молодежные ужастики.
К таким можно отнести два фильма из моего личного хит-парада: «Сисси» и «Тела, тела, тела». Первый — история о том, как ревность, токсичность и жажда внимания могут превратить даже идеальный девичник в фестиваль кровавого треша и угара. Второй — социальная сатира со всеми хрестоматийными составляющими слэшера: вечеринка с бухлом и дурью, толпа вовлеченных во взаимные интриги подростков и парад красочных смертей. Стильный саундтрек, грамотное внедрение технологий и соцсетей в сюжет, неиссякаемые потоки черного юмора и иронии над усугубляющими свое положение персонажи, свежее осмысление надоевших тропов вроде final girl — кажется, молодежный хоррор переживает третье рождение после поколения «Пятницы 13-е» в 1980-х и «Крика» / «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» в 1990-х.
Павел Зенцов
«Этерна» и «Красотка» с Джулией Робертс
Должен признаться, что я фанат «Отблесков Этерны» Веры Камши. И сериал (точнее, пилотная серия, с которой он должен был начаться) действительно порадовал. После ужаснейшего второго сезона «Ведьмака» от Нетфликс, я с содроганием ожидал любой экранизации своих любимых книг. К счастью, наши киноделы-энтузиасты справились. Подбор актеров в основном зашел, да и отсутствие популярной ныне повестки радовало глаз. Да и просто видно было, что люди реально снимают кино и даже стараются сделать его неплохим. Я не ждал от экранизации многого, и я не обманулся. Теперь с надеждой ожидаю продолжения.
Ну и если говорить о самом впечатлившем за год, буквально вчера я неожиданно для себя открыл шедевр 1990 года — фильм «Красотка» с Ричардом Гиром и Джулией Робертс. Смотрел какой-то ролик про фильмы, которые неожиданно выстрелили в прокате в лохматые девяностые и заинтересовался «Красоткой». Прочитав о нем на вики, решил глянуть и так увлекся, что просмотрел весь фильм, испытывая удивительно приятные и светлые чувства. Видимо я постарел настолько, что «Золушка» в антураже Лос-Анджелеса девяностых радует меня и оставляет приятное послевкусие.
Алексей Евглевский
«Нюрнбергский процесс». «Все везде и сразу»
Так получилось, что в этом году я зацепил мало премьер. Отчасти потому что все никак не хватало времени, но в основном потому что не было желания. Поэтому сильнее всего в 2022-ом меня впечатлил фильм 1961 года — Judgment at Nuremberg («Нюрнбергский процесс»). Картина об одноименно судебном заседании основана на сериале, который вдохновлен реальными делами над нацистами. Приятно, что фильм не пытается делать выводы за зрителя. Не дает ответы на вроде бы простые вопросы, а наоборот — задает неудобные. На протяжении трех часов кино ведет с вами диалог на очень сложные темы, но это один из тех разговоров, которые побуждают к рефлексии. Это диалог о законе, морали и о мотивации людей, которая порой может искривлять и то, и другое. Поэтому если вы готовы к такой беседе и к тому, чтобы три часа смотреть на то, как люди разговаривают в суде, крайне рекомендую попробовать.
Чтобы совсем не забыть о дне сегодняшнем, вспомню про фильм, который вернул для меня в то время, когда поход в кинотеатр казался магией. Это совершенно сюрреалистичное, но крайне притягательное зрелище Everything Everywhere All at Once («Все, везде и разу»). Такого креатива, безграничной фантазии и абсолютно безбашенного экшена, упакованного вместе и разлетающегося громкой хлопушкой, я не видел давно. Настоящий восторг и приятный шок после просмотра. Не верю, что это можно было пропустить, но если вдруг, я вам завидую.