26 мая в России состоялась премьера фильма «Варкрафт», снятого по мотивам одной из важнейших фэнтези-вселенных в истории видеоигр. Картина получила смешанные отзывы, хотя нам она понравилась — наверное, мы слишком часто ходили в рейды и обводили войска рамочкой. Сейчас фильм догоняют те, кто не успел посмотреть его на неделе премьеры, и интернет продолжает пополняться комментариями как тех, кто полюбил этот фильм, так и тех, кто, видимо, ждал чего-то другого. Один из самых популярных тезисов в полемике вокруг «Варкрафта» строится по шаблону «где то, где это» — зрители негодуют по поводу отсутствия в картине троллей, огров и представителей других рас, кроме орков и людей, а также гномов и эльфов, которые появляются на экране на пару минут, но никак не участвуют в обороне Азерота.
Хронологически события «Варкрафта» разворачиваются в период, затронутый в стратегической игре Warcraft: Orcs and Humans 1994 года. Согласно общей игровой новелле, орки вторгаются в Азерот, люди вынуждены обороняться, и заканчивается все убийством короля, что затем приводит к образованию Альянса, который включит в себя эльфов, дворфов, гномов и прочих чертей, которые появятся уже в Warcraft 2: Tides of Darkness. В оригинальной же игре стороны конфликта были практически идентичны друг другу: у людей кожа была белая, а у орков — зеленая; люди скакали на лошадях, а орки — на волках; люди стреляли из луков, а орки метали копья и так далее — в конечном счете, разница была лишь в том, на чьей стороне вы хотите быть с чисто эстетической точки зрения. Спустя много лет Blizzard выпустят Starcraft с тремя действительно разными расами, а затем Warcraft 3, где фракций будет четыре — в оригинальной же игре баланс был по-шахматному зеркальным.
«Варкрафт» — пролог огромной истории, которую Blizzard развивают уже больше 20 лет. Те, кто знаком с этой вселенной по происходящему в World of Warcraft, знают, чем все кончится — для них фильм стал парадом яркого фан-сервиса; в моем случае «Варкрафт» внес долгожданную ясность в события любимой стратегической серии: в эпоху сборников формата «1000 лучших игр» не было речи ни о заставках, ни о каком-то понимании происходящего — в детстве я просто рубил лес, добывал золото, строил казармы и отправлял войска в бой. После просмотра экранизации события Warcraft приобрели более осмысленные очертания. Следуя логике развития видеоигрового первоисточника, нетрудно спрогнозировать и развитие событий «Варкрафта».
Если «Варкрафт» покажет финансовые успехи (общемировая премьера состоится лишь 10 июня, поэтому сейчас об этом говорить рано), то нас ждет исключительно масштабный и шумный фэнтези-сериал, действие которого уже во втором фильме должно распространиться с суши на море и воздух.
Во-первых, новые расы
В Warcraft 2 и Орда, и Альянс пополнились новыми бойцами невиданных рас. К Орде примкнули тролли с томагавками, двухголовые пузатые огры, подрывные отряды гоблинов-камикадзе, а также — внимание — драконы. Альянс, в свою очередь, пополнился отрядами эльфов-лучников, гномами со взрывчаткой, а грифоны стали полноценной боевой единицей с наездником, который поливал пехтуру магией. Если это многообразие будет хотя бы частично реализовано в гипотетическом продолжении «Варкрафта», то зрителей ждет невероятная дискотека с представителями колоритнейшего зоопарка.
Во-вторых, флот
Warcraft 2: Tides of Darkness стала единственной игрой из всей серии, где можно было управлять флотом (не считая дополнения Frozen Throne для WC3). Согласно легенде, спустя шесть лет после победы в Warcraft: Orcs and Humans, Орда соорудила корабли, чтобы перебраться на соседний континент и продолжить экспансию. «Варкрафт» закончился тем, что портал по-прежнему открыт, Гулдан жив, а большая часть здравомыслящих орков, наоборот, в могиле — то есть ожидается продолжение банкета. Вполне возможно, что в нем будут замешаны и морские баталии. Более того, помимо двух разновидностей кораблей (а также паромов для десанта — фэнтезийная высадка в Нормандии!), обе фракции обладали подводными лодками. У Орды субмарины были представлены в виде гигантских морских черепах, оборудованных тяжелыми орудями.
В-третьих, дирижабли
Вдобавок к драконам и грифонам в Tides of Darkness в воздух поднялся и гражданский транспорт: дирижабли со стороны Орды и вертолеты Альянса. Просто попробуйте сопоставить все это в голове и подумайте, какой зрелищный бардак можно развернуть на экране. Грифоны, маневрируя между дирижаблями, уворачиваются от драконьего дыхания. Горят и чужие, и свои. Снизу прилетает шальное ядро, которое пробивает одно из судов насквозь. Судно со свистом пикирует в орочий корабль и взрывается; клетки с пленниками (для подпитки портала, конечно!) падают в пучину — там выживших доедают черепахи. Я уже хочу посмотреть этот фильм.
В-четвертых, Тралл
Младенец, которого супруга Дуротана пустила в люльке по реке, в фильме звали Гоэл, но человек, который нашел маленького орка, разумеется, об этом не знал. От своего приемного отца ребенок получит имя Тралл («раб» на вымышленном языке людей вселенной Warcraft), станет гладиатором, окультурится и вернется в Орду, чтобы стать величайшим из ее вождей и избавить Орду от влияния Скверны. К сожалению, ранние приключения Тралла остались за кадром сюжета стратегических игр — в сознательном возрасте он представлен уже в Warcraft 3, где шаман занят консолидацией разрозненных ордынских кланов. Значительная часть биографии вождя доступна в книгах, написанных по мотивам событий вселенной Warcraft. Что примечательно, Blizzard планировала сделать про Тралла отдельную игру — Lord of the Clans, но этот квест выглядел слишком обыденно для заявки на очередной хит от Blizzard и был отменен в 1998 году, поэтому история ограничилась лишь одноименной книгой.
Как уже было отмечено в нашей рецензии, при положительном развитии событий «Варкрафт» может вырасти в прекрасную фэнтези-серию, на которую будут ходить регулярно те, кто не готов к ежегодным походам на фильмы Marvel. В конце концов, для стороннего зрителя фильм по игре и фильм по комиксам это практически одно и тоже: костюмированная CG-ахинея по мотивам чего-то, что лучше бы знать, но лень.