Большинство российских зрителей были вынуждены идти на «Зверополис» после того как вышел уморительный трейлер о ленивце на службе в государственной инспекции. Его в свою ленту в социальных сетях кинула даже твоя мама. Но это обман: новый мультфильм Disney совсем не про милых зверушек и простые шуточки — он проницательный, сильный и в некоторые моменты ничуть не детский.
В первую очередь потому, что «Зверополис» — классическая полицейская история. В духе «Часа Пик» или «Полицейского из Беверли-Хиллз». Не смотрите на то, что в главных ролях здесь пушистые прямоходящие животные: проблемы у этих ребят вполне реальные. Если вы читали комиксный шедевр «Блэксэд», то поймете, о чем мы. Зайчиха Джуди Хоппс не чурается высказывать с экрана расистские глупости и иногда мыслить очень стереотипно. А ее приятель-лис Ник Уайлд гордится своей хитростью и считает, что если не съешь ты — съедят тебя.
При этом, Джуди — полицейский и борется со стереотипом о том, что ушастые не подходят для борьбы с преступностью. Лис-авантюрист всегда хотел помогать обществу, но из-за хищной природы сверстники смеялись над его порывами. Вместе они участвуют в истории, в которой запрятаны еще более серьезные темы: продажа наркотиков, расовая сегрегация, отсылки к событиям в Фергюсоне и конфликт интеллектуального начала с натуральной дикостью.
Новая работа Disney снова подняла планку проработки и рисунка на невероятный уровень. Территориально Зверополис поделен на несколько четких частей: с морозным воздухом для белых медведей, с песками для верблюдов, с джунглями для мартышек и с полуметровыми домами и маленькими машинками — для грызунов. Кажется, что нарисованные персонажи бегают в окружении реальных декораций — настолько невероятной получилась детализация окружения, и таким сильным было желание мультипликаторов вывести каждую мелочь.
«Зверополис» цитирует «Крестного отца», дословно реконструирует сцену из сериала «Во все тяжкие» и показывает шаржи на предыдущие мультфильмы студии.
Я не просто так вспомнил «Блэксэд»: это ближайший к «Зверополису» идеологический пример. Комикс направлен на аудиторию старше 18, так как до верхушки набит сексом, насилием, грязью и страданием. А вот мультфильм получился для аудитории чуть младше: пронзительная мораль о равноправии и посыл о том, что все мы — братья, которым необходимо жить в мире, увидит и зритель, только вчера получивший паспорт. Другое дело, стоит ли показывать «Зверополис» детям дошкольного возраста: лента порой жестока и прямолинейна.
Потрясающе нарисованный мир «Зверополиса», как и всякая утопия, оказывается не таким уж прекрасным. Глобально речь тут идет о том, что жить с мечтой — значит быть готовым к поджидающей за углом реальности, и к окружающим, которые будут только рады твоей неудаче. Авторы не читают мораль с листка, как это делали в «Головоломке». Правильный посыл скорее предлагают увидеть самостоятельно. Ну, или не увидеть, а просто насладиться красивым мультиком про зверушек.
Disney создали мультфильм на стыке взрослой серьезности и детсадовской потешности. Политики — двуличные и подлые; травоядных много, и они боятся немногочисленных хищников; за убранными центральными улицами скрываются переулки с бездомными, коптящие промзоны и преступники с заточками. Этим «Зверополис» и хорош — его авторы рассуждают о том, что природное не должно возобладать над разумным. А цивилизованным быть в разы сложнее, чем озверевшим, особенно если ты животное — нам ли с вами не знать.