Вокалист Deftones Чино Морено люто ненавидит песню Back to School. В целом, он «ничего против неё не имеет», но и терпеть её не может — у него ко многому в жизни такое размытое отношение (например к группе Coldplay). Однако про Back to School Морено когда-то говорил прямо: «Эта песня появилась, потому что я был идиотом». Иронично, что речь идёт об одном из самых успешных и узнаваемых треках группы.

Back to School (Mini Maggit) — это второй сингл с легендарного альбома White Pony

Вот только записали этот сингл уже после релиза самого альбома. White Pony вышел 20 июня 2000 года и никакой Back to School на нём не было. Песня дебютировала лишь в октябре того же года, на первом ре-релизе пластинки (да ещё и под номером один в трек-листе) — и только на нём! На вышедшем в 2020 году юбилейном переиздании Back to School опять исчезла. И не удивительно.

Первым синглом альбома выступила Change (In the House of Files) — моментальный радио-хит, разогревший ожидания лейбла Maverick, на котором тогда выпускалась группа. А на носу ещё и большая серия совместных с Glassjaw шоу, и сольные концерты, и фестивали. В общем, лейблу хотелось под это дело разогреть публику ещё одним синглом. Но шарящие в музыке бизнес-дяди (как оказалось, не иронично шарящие) решили, что больше сопоставимых с Change хитов на White Pony нет.

Чино Морено предложил на роль второго сингла Digital Bath, но лейбл был не в восторге от тематики песни — речь там об убийстве девушки в ванне током. На альбоме бы такое прокатило, но не в синглах. Да и в целом группе дали понять, что альбом получился какой-то слишком мягкий, Deftones будто бы растеряли свою тяжесть и в сравнении с восходящими звёздами, вроде Linkin Park они будут смотреться невыгодно. Нужен тяжёлый хит. И это надолго взбесило Морено.

В итоге Back to School — это переделанная на ходу песня Pink Maggit

Отсюда и странное на первый взгляд альтернативное название —  Mini Maggit. Завершающую Pink Maggit просто обрезали, нагло ускорили, сделали более «четкой» и накинули сверху агрессивной читки.

«Я подумал, что покажу этим придуркам, как легко создать хит. Я зачитал в этой песне рэп-партию, мы сократили трек, и через полчаса хит-сингл был готов к выпуску», — Чино Морено

Вся группа была обижена на лейбл (который музыкантов ещё и при записи White Pony подгонял) и трек сделала больше назло, вообще не желая ему успеха. Но в итоге Back to School взлетела и хорошо показала себя в чартах. Особенно на MTV, с клипом, в котором участники группы наводят суету в школе. Мало кто понимал подтекст происходящего, все просто качали головой под крутой агрессивный ню-метал и гиперболизированную веселуху на экране.

В тексте Back to School Морено выступает в роли школьного хулигана, унижающего и ставящего на место какого-то условного нерда. Тема из общего фантазийно-мрачного настроя альбома очень выбивается. Но на самом деле трек вообще не про школу. Это крик души обиженного, уязвлённого и несколько высокомерного Морено. Забавно, но по сути это единственная на альбоме личная песня, остальные — выдуманные извращённые истории. В этой песне Морено обращается к другим коллективам, «скопировавшим» стиль Deftones и на том поднявшимся. Чино Морено и Deftones в целом всегда брезгливо дистанцировались от ню-метала, но как минимум в начале нулевых всё равно любили напоминать о том, что без них жанра бы не случилось.

Так появилась едкая и нарочито тупая Back to School: как символ борьбы творца с собственной аудиторией.

А после Back to School случился тур Summer Sanitarium, который Чино Морено тоже ненавидел

Тут мы подходим к развязке лора, окружающего Back to School и злого Морено из начала нулевых. Просто представьте: раздраженный copycat-бандами Морено с новым альбомом греет на фестах каких-то Linkin Park и Papa Roach. Ненавистная ему песня в глазах общественности начинает прирастать к публичному имиджу группу, а впереди тур с «Металликой»… но помимо хедлайнеров в него едут Korn, Mudvayne и Limp Bizkit (и опять Linkin Park). А между делом идут выступления с Cold и Breaking Benjamin. И почти везде Deftones на разогреве.

Ну а финалом истории стали взрывные интервью Чино Морено 2003 года, где он всех забрызгивал ядом. Linkin Park и Limp Bizkit без Deftones не существовало бы. Metallica крутые, но вживую — скучные деды, стоящие на месте. Korn растеряли энергию и «продались» на альбоме Untouchables, а альбом Lovehatetragedy от Papa Roach скучный. Это только самые яркие примеры. Обида, заложенная ещё в тексте и звуке Back to School, наконец вырвалась наружу. Джонатан Дэвис тогда даже грустно назвал Морено «озлобленным».


Сейчас Морено уже ни на кого не прыгает. А в 2023 году он даже прокомментировал свои легендарные высказывания. Он много чего сказал и снова слегка разнервничался. Но суть вот в чём:

«Я не хотел ехать в тот тур. Это была прекрасная возможность, я не хочу показаться неблагодарным, но я просто не хотел этого делать. Поэтому, когда меня спросили о всяком, я просто высказался, что мне всё это не особо нравится. А получилось так, что я просто был мудаком», — Чино Морено.

Ohms — один из лучших альбомов Deftones и идеальное отражение творчества группы