Того — это крошечная бедная страна в западной Африке, полоска суши между Ганой и Бенином, уходящая в гвинейский залив. Максимальная ширина государства всего 160 километров. В Африке в целом метал есть, но откуда ему взяться конкретно в Того? Население малочисленное и суеверное, исповедующее преимущественно язычество, выступать особо негде, оборудование достать крайне сложно. Но даже в таких диких условиях более десяти лет назад проклюнулась одна метал-банда — Arka’n. Она прилично звучит и, что особенно важно, всё ещё существует!

В нескольких километрах от Ломе, столицы Того, музыканты Arka’n организовали собственную студию

На ней же в разные периоды времени были записаны песни, которые вместе вошли на самопальный альбом Zã Keli — и он даже есть на стриминговых сервисах. Даже на «Яндекс.Музыке»! И несмотря на то, что студия группы — это полный DIY, собранный в хибаре около типичной африканской просёлки с лужами, звучит пластинка прилично и даже профессионально. По словам самих музыкантов, в Ломе вообще-то есть хорошие студии, но они ориентированы на этническую музыку, поэтому пришлось колхозить собственную и придумывать «уловки», чтобы звучать хорошо.

По звучанию диска действительно заметно, что треки записывались в разные годы без единой концепции. Качество записи более-менее стабильное, но вот по жанрам пластинка скачет от фанка и классического метала до дикого трэша с претензией на дэт и ню-метала с читкой — он, кстати, даётся Arka’n особенно хорошо. И даже рагга с гранжем тут есть. Впрочем, музыканты говорят, что они — единственная метал-группа Того (других я и вправду не нашёл), так что собрать на альбом альбоме сразу побольше металлических и не очень жанров в таком положении кажется неплохой идеей.

Но каким бы разнообразным не было звучание песен на альбоме, их все связывает фолк

Arka’n — это африканский фолк-метал, не самое частое явление. Во всех треках группы звучат национальные инструменты (в основном ударные вроде джембе) и бодрые африканские ритмы. И всё это в свойственной западноафриканскому фолку размерности шесть на восемь, что также накидывает песням экзотичности. А часть песен, помимо английского и французского, исполнена на языке эве, одного из крупнейших народов Того и соседних стран. А метал на редких языках мы уважаем особенно сильно (и даже писали об этом)!

Музыканты отдельно подчёркивают, что стараются отражать в своей музыке именно культуру эве. Поэтому в текстах песен отпечатались традиционные верования народа, закрученные в основном вокруг воинственного духа и уважения к земле. Но Arka’n также не обижаются на то, что плохо знакомым с африканской музыкой людям фолк из разных частей континента покажется абсолютно одинаковым. Некую схожесть они даже и не отрицают.

Получившуюся жанровую смесь музыканты называют собственным направлением — асрафокор. Но и влияние других групп они тоже честно признают. Список банд, повлиявших на творчество Arka’n — бесконечен, но среди них есть и наши любимчики вроде AC/DC, Metallica, Linkin Park, Rage Against the Machine, Pantera, Slipknot, Killswitch Engage, Mudvayne и Disturbed. А ещё лидер Arka’n знает и любит Zeal & Ardor, что тоже вызывает уважение.

«”Асрафо” означает “воин” на языке эве. Дух воина присутствует во вселенной Arka’n, со всеми вытекающими отсюда ценностями: боевой дух, достоинство, уважение к мистическому порядку вселенной, мудрость, самопожертвование ради общего дела. Кроме того, наши песни характеризуются сильным присутствием традиционных тоголезских звуков», — Рок Ахави, вокалист и гитарист Arka’n


До мировой известности Arka’n пока не дотянулись, но музыканты не сдаются и продолжают долбить метал на локальных гигах, надеясь когда-нибудь скататься (заслуженно) и в Европу, и в США. Возможно, вырваться им поможет второй альбом, над которым группа уже работает. А пока стоит послушать дебютник — такого сочетания искренней любви ко всей западной метал-сцене разом и африканской этники больше нигде не найдёшь.

Экзотический метал: андеграундная рок-сцена Сирии