Trivium существует уже больше двадцати лет, все это время не теряя форму и фанатов. С ранних лет группа греет гигантов вроде Iron Maiden, стабильно собирает любые площадки, выпускает альбомы. Это с одной стороны. С другой же — группа куда круче и интереснее, чем о ней думает стоящее в стороне от тру-фанатов большинство. А все потому, что к Trivium в нулевых приклеился ярлык «кор-щит». А ведь группа к нему отношения не имеет. К выходу нового альбома разбираемся, что за музыку играют Trivium на самом деле.
Группа образовалась в Орландо в 1999 году. Вокалист и гитарист Мэтт Хифи — единственный участник, оставшийся с тех времен.
Окончательный состав Trivium сформировался только в 2004 году, тогда к группе присоединился басист Паоло Грегоретто. Годом ранее в состав влился гитарист Кори Больё. Впоследствии текучка у группы была была только на должности барабанщика. Но последние три года в Trivium стабильно барабанит молодой ударник Алекс Бент.
Как и большинство лучших рок-групп планеты, о чем я говорил уже много раз, Trivium — это банда, основанная школьниками. Мэтту Хифи вообще было всего тринадцать лет, когда его взяли в группу. Сначала только в качестве гитариста, под впечатлением от его кавера на «Металику» на школьном шоу талантов. Вокалистом он стал чуть позже, в ходе первых перемен состава.
Название Trivium группа получила сразу. На латыни это означает «пересечение трех дорог». Это символизирует музыку группы: смесь металкора, мелодик дэт-метала и треша. Впрочем, далее все эти теги я буду давать только чтобы составить общее представление о группе. Потому что сам Хифи в одном из интервью четко обозначил, как он и вся группа относится к жанрам музыки:
Мы никогда не играли металкор. И никогда не играли треш. Мы всегда были просто метал-группой. И каждая наша новая пластинка отличается от предыдущей, но она по-прежнему остается металом. Просто металом.
Спустя пару лет после основания Trivium заинтересовали немецкий лейбл Lifeforce и в 2003 году выпустили дебютный альбом — Ember to Inferno.
Вот дебютник у группы был сильно металкорным — тут и спорить нечего. Это не удивительно, учитывая, что жанр в то время уже сильно разогрелся и приготовился стать мейнстримом в тяжелой музыке. Диск хоть и сделал группу заметной, но прессу собрал не лучшую. Trivium сразу столкнулись с обвинениями во вторичности. Дескать, пацаны (тому же Хифи тогда было 17) отработали только актуальную повестку. Записали нормальный металкор с вкраплениями дэткора и брейкдаунами, а своего ничего не добавили. Главные хиты диска — Pillars of Serpents и Embers to Inferno. Они же лучше всего демонстрируют звук группы в те годы.
Но даже на дебютнике Trivium среди большинства выделялись как минимум текстами. Вместо фокуса на личных переживаниях, Хифи сосредоточился на поэтичности, эпичности и отдельных историях-притчах. В 2016 альбом перевыпустили, включив в состав все бонус-треки и песни с EP и демо-записей, которые были сделаны еще до дебютника. Материала набралось аж на два часа. В 2020 году, на волне ностальгии, эту слушается даже приятнее, чем в момент выхода.
Уже на втором альбоме Trivium сильно ушли от металкора, добавив в свой звук больше треш-метала.
Это тоже неудивительно, учитывая, что среди главных источников вдохновения для группы присутствуют Metallica и Testament. А еще Хифи очень любит классический хэви-метал, Оззи Осборна и In Flames, поэтому в сторону мелодик дэта и хэви группа тоже начала усиливаться. Второй альбом Trivium — Ascendancy — вышел в 2005 году и стал настоящей классикой мелодик металкора. Даже несмотря на то, что музыканты банды зарядили альбом треш-метал-риффами и бластбитами, а брейкдауны заменили мелодичными соляками. Здесь даже отличный кавер на Master of Puppets есть. Впрочем, «мелодик металкор» всегда был довольно размытым понятием. Да и конкретно на этом альбом Хифи много и откровенно пел о собственных переживаниях, что духу времени соответствовало.
На этом же альбоме была представлена самая известная песня группы — Dying in Your Arms. Она, наравне с Forever от As I Lay Dying, Tears Don’t Fall от Bullet for My Valentine и многими другими, стала олицетворением эпохи эмо-металкора. Отчасти из-за этого металкор-ярлык к банде и приклеился. Это и плохо и хорошо одновременно. Среди фанатов жанра такая слава добавляет популярности. Но к концу нулевых металкора была слишком много. Он был таким однообразным, что за пределами «тусовки» быть в рядах жанра считалось зашкваром. Ненавидеть Trivium во второй половине нулевых было довольно модно, сильнее огребали только Bring me the Horizon, Avenged Sevenfold и Attack Attack!.
Следующие альбомы Trivium отошли от металкора максимально далеко: он проступает лишь в отдельных песнях.
На альбоме The Crusade 2006 года треш-метал окончательно стал фундаментом звука Trivium. Забавно, как одну и ту же группу обвиняли и во вторичном металкор-звучании, и в попытках подражать «Металике». Впрочем, The Crusade местами действительно сильно напоминал Metallica времен Master of Puppets. Треш-метал-риффов стало еще больше, скорость игры музыкантов увеличилась, а Мэтт Хифи начал чаще петь в манере Хэтфилда. Скриминга и гроулинга при этом стало сильно меньше. В то же время в отдельных песнях группа тяготела к романтической мелодичности в духе хэви из восьмидесятых. А иногда подрубала настоящий сатанизм с бластбитами и пентатоникой.
Пика в этом звуке группа достигла на следующем альбоме — Shogun 2008 года. Титульную песню Хифи еще долго называл лучшим треком, когда-либо записанным группой. Что забавно, вопреки названию, большая часть песен на диске была посвящена греческой мифологии. Но и японские мотивы и темы там тоже были. Для Хифи это стало возможностью отдать должное своему происхождению, ведь он наполовину японец и даже родился в Японии.
Начиная с альбома In Waves 2011 года группа стала еще мелодичнее, сосредоточилась на чистов вокале, а в аранжировки начала подмешивать прогрессив.
А если зарываться совсем глубоко, то на диске и отголоски возрождающегося ню-метала можно заметить. Но его самое сильное отличие от предыдущих работ группы все же в более сложных, прогрессивных риффах. Пожалуй, именно с этого диска нет смысла пытаться однозначно определять жанры внутри музыки Trivium и ограничиться термином модерн-метал. Хифи постоянно повторяет, что группа просто пишет музыку, не задумываясь о том, чего же они в этот раз хотят в нее подмешать:
Мы никогда не хотели повторять других артистов. Многие группы оперируют одинаковыми ингредиентами, создавая альбом за альбомом. Мы же всегда говорим нашим поклонникам, что мы именно та группа, звучание которой невозможно предсказать с каждым новым релизом.
К тому же на конечный звук каждой пластинки влияет масса факторов. Так, последовавший в 2013 году альбом Vengeance Falls продюсировал вокалист Disturbed Дэвид Дрейман. Это не могло не отразиться на его звучании: еще больше поп-мелодий на припевах, восточные мотивы и привкус пост-гранжа с ню-металом. А в 2014 году Мэтт сильно повредил связки и долгое время не мог использовать экстрим-вокал. Был риск того, что он вообще больше не сможет скримить и гроулить. Поэтому на диске Silence in the Snow он поет только чистым голосом. Разумеется, это сильно сказалось на звучании альбома. Группе фактически пришлось импровизировать и пересматривать свои планы на песни:
Я не мог полностью расправить крылья. То же самое было с ударными — Мэт Мадиро не мог играть на пределе своих возможностей. Он хорош в своем стиле, но ни он, ни я не могли работать на полную. Мы были уязвимы на двух фронтах.
Альбом The Sin and the Sentence 2017 года и свежий What the Dead Men Say показывают желание группы вернуть былую тяжесть, но не растерять мелодику Silence in the Snow.
Мэтт Хифи восстановил голос и подтянул свои навыки экстрим-вокала, так что группа на обоих дисках снова нырнула в элементы грува, блэка и мелодичного дэт-метала. Дикие вопли под бластбиты вернулись, но романтика скованного ограничениями Silence in the Snow осталась. Лучшие примеры — песня The Wretchedness Inside и вдохновленная ранними альбомами группы (возвращающая 2007-й) The Defiant с последнего альбома.
Главная же особенность нового альбома в том, что большая часть текстов и музыки написана басистом Паолом Греголетто. Раньше почти все сочинял Мэтт Хифи. Паоло вдохновлялся миром вокруг и большим массивом прочитанных им книг. А название для диска и титульной песни позаимствовал у рассказа Филипа Дика. Но научной фантастики на альбоме нет, он посвящен актуальным проблемам общества: зависимостям, брошенным людям, страху. Греголетто подробно описал каждую песню в комментариях для Apple Music на странице альбома.
Так что же Trivium в итоге играют? Метал. Тяжелый, качающий метал.