Мое мировоззрение начало формироваться в суровые девяностые, но окончательное его становление произошло уже в нулевые, когда я учился в университете. Именно тогда я попал в студенческую среду, где было модно принадлежать к каким-то необычным течениям и выглядеть одухотворенным, бравируя перед девчонками. В моем случае это был угар по неоязычеству, у которого тогда был флер экзотики, благородного дикарства и свободы. Парни строили капища и устраивали импровизированные битвы во имя Перуна, кто-то даже менял имя в паспорте, иные и вовсе теряли связь с реальностью. В общем, странное было время, сейчас все это отдает комичностью и вызывает ностальгию. А началось все, конечно же, с детства.


Языческие сказки и бабушкины наговоры


неоязычество современое язычество славянское язычество как я был язычником
Марийские язычники (впрочем, имеющие к неоязычеству мало отношения)

Я вырос в обычной советской семье, где бабушка отлично сочетала в себе преданность коммунистической партии и христианскую набожность. Именно она крестила меня лет в шесть, и запомнилось мне все это действо только красивым фиолетовым бархатом на котором висели иконы, да тем, что я по какой-то непонятной причине не мог носить крестик. Я заметил, что мучаюсь от бессонницы с ним, но стоило снять с шеи простую веревочку с крестом, как я успокаивался и засыпал. 

Бабушка была вообще очень интересной женщиной и, как я позже узнал от матери, была не только набожной христианкой, но иногда и использовала вполне себе языческие ритуалы. Про банальное оставление еды на могиле, что по идее самая настоящая языческая традиция, я не говорю. Было кое-что и поинтереснее. Как рассказывала мама, в детстве (а это на минуточку пятидесятые годы прошлого века) она, будучи грудничком, плохо спала, кричала во сне и капризничала. И что же сделала бабуля, христианка и коммунистка? Прибегла к ритуалам: плотно укутала одеялом маму, та естественно прокричалась, пропотелась и вот эту вот пропитанную потом ткань бабушка с каким-то заговором ночью выкинула в реку. Ночные крики как рукой сняло.

неоязычество современое язычество славянское язычество как я был язычником

Откуда в пятидесятые годы в деревне были известны такие вещи, я не знаю. Но, могу предположить, что так как мы живем в национальной республике (Марий Эл), известной своим настоящим, сохранившимся от веков язычеством, бабуле могли это посоветовать добрые соседи.

Сам я вырос на двух видах сказок. У меня была книжка про былинных богатырей, истории Ильи Муромца и Алеши Поповича. Но вместе с тем было две книжки местных языческих сказок, где действовали уже совсем другие герои: ведьма Вувер-кува, герой Ончак-патыр и красавица Среброзубая Пампалче. Прошло уже тридцать лет, а я до сих пор помню эти имена.


Мордобитье и языческие ритуалы


Как я уже рассказывал в другой статье, в одиннадцатом классе я увлекся славяно-горицкой борьбой. Это что-то вроде рукопашки с экзотическими названиями и необычными техниками. Создатель этой системы Александр Белов, более известный в узких кругах как Селидор, создал собственную идеологию. В целом, это было сплав неоязычества и персонального восприятия истории воинского сословия на Руси. Само собой, наш тренер, учившийся у Белова, наполнил наши занятия всякими языческими ритуалами.

неоязычество современое язычество славянское язычество как я был язычником
А.К. Белов

Кроме забавных и в чем-то даже полезных упражнений, вроде драки каждый сам за себя, именуемой «свалка-сцеплялка», были и более странные, напрямую не связанные с тренировками вещи. К примеру, в начале и конце занятий мы становились в круг, прижимали правую руку к груди, а тренер, стоя посередине, кричал: «Один со всеми, один за всех, один против всех!», и в этот момент мы соединяли руки кулаками перед грудью и вопили что есть мочи «Ррраа!» При всей своей кажущейся дикости, этот ритуал давал некое ощущение единения, отделения от других людей, создавал чувство боевого братства.

Также иногда после тренировки мы становились в круг вместе с наставником и начинали ритмично раскачиваться, в такт похлопывая себя по бедрам ладонями. При этом нужно было представлять в середине круга огонь, где в воображении сжигались все наши травмы и тревоги, после чего огонь должен был раскрутиться и увеличившись в размерах поглотить всех нас. Звучит как модная нынче медитация (по сути, это она и была), просто с налетом язычества и воинской мистики. 

Ну и время от времени по четвергам мы праздновали Перунов день, посвящая его языческому богу-покровителю воинов. Ничего дикого мы не делали, просто устраивали ту же свалку-сцеплялку, логично рассудив, что лучшим подарком богу воинов будет хорошая драка. На ее фоне тренер, вскинув к небу руки, кричал некое восславление Перуну. 


Как я строил языческое капище и нашел там свою любовь


Закончив универ, я начал отходить от увлечения неоязычеством, но с ребятами со «славянки» общение продолжал. В общем, когда тренер предложил мне поучаствовать в создании настоящего языческого капища у нас в дубовой роще в паре километров от города, я с удовольствием согласился.

Для освящения капища к нам из соседней области приехал целый волхв, которого почему-то звали вполне обыденно. Но выглядел он, конечно, внушительно: огромный, не меньше двух метров ростом, очень крепкий мужчина с глубоким и спокойным голосом. Переодевшись в традиционную рубаху, он стал выглядеть еще внушительнее.

неоязычество современое язычество славянское язычество как я был язычником
К сожалению, просто пример из интернета. То самое капище по понятным причинам не сохранилось

Прибыв в рощу, мы нашли подходящую полянку рядом с рекой и принялись искать дерево для идола, или, как его называл волхв, «чура». Найдя дерево каким-то одним известным ему способом, мы окопали площадку ритуальными канавками, затем обтесали чур и поставили его посередине. Уже позже, после освящения, наши умельцы вырезали наверху лицо и бороду. Правда, через пару месяцев про наше капище кто-то прознал, и его разрушили, уничтожив так старательно вырезанного идола. Кто это был, местные — фанатики или просто алкаши в которых проснулись предки-крестоносцы — мы так и не узнали.

С этим капищем у меня связана еще одна история. Именно во время празднования Купалы я познакомился там со своей теперь уже бывшей девушкой. Разрушение капища не сильно подпортила нам веселье: неоязычники, да и прочая околотусовочная компания продолжали туда ходить, отмечая Купалу. В один из годов я пошел туда с кентом и ребятами, собиравшимися устроить там фаер-шоу. С ними-то и пришла моя бывшая. Причем я бы, скорее всего, не обратил на нее внимания, если бы не очередной языческий ритуал.

Волхв предложил желающим очиститься с помощью топора

Он читал какие-то свои наговоры над людьми, стоявшими на коленях, размахивая над их головами топором, а потом бросал его за спину. И все бы ничего, но ритуал нужно было проходить, сняв верхнюю одежду до пояса. Девушкам дозволялось оставаться в бюстгальтерах. У одной из них его не оказалось, что не помешало ей пройти этот ритуал. Картина ее обнаженной груди так впечаталась в мое воображение, что я не успокоился, пока не увидел ее снова. Так и завязался мой сейчас уже давно закончившийся роман.

Забавно, что едва расставшись с ней, я снова попал на Купалу на это же капище. Но как же разительно все изменилось! Видимо, интерес к неоязычеству в нашем городе с тех пор только вырос: придя на нашу поляну, я увидел кучу машин и специально для них оборудованную площадку с табличкой, вырезанной из дерева. Рядом разбили палаточный лагерь, были сколочены добротные лавки для продажи сувениров и поделок. Была даже своя небольшая корчма со столами. Кроме того, одним из мероприятий был показ языческих мод, что меня особенно позабавило. 

Ну и самое смешное: один из благостных посетителей этого праздника, мужчина с бородой и длинными волосами, которого я попросил проводить меня до поляны (ибо за давностью времен забыл ее расположение) очень подозрительно на меня косился и аккуратно расспрашивал. Уже потом, от друзей, с которыми он поделился опасениями, я выяснил, что он принял меня за шпиона, присланного вездесущими силовыми структурами, желающими выяснить, что же происходит на этом празднике жизни.


Не все язычество одинаково полезно


неоязычество современое язычество славянское язычество как я был язычником

На моем недолгом, но насыщенном пути язычника мне встречались самые разные истории людей, так или иначе увлекавшихся этим явлением. Кто-то использовал это новомодное тогда течение, чтобы цеплять красоток и выглядеть крутым и оригинальным. Кто-то на основе этого выдумал целую воинскую философию и даже создал боевое искусство и устраивал соревнования. Другие, например я, поначалу искали там некую духовную опору, затем увидели, что это просто еще одно течение со своей атмосферой и ушли, чтобы искать более адекватный опыт. 

Были и люди, слишком серьезно воспринявшие неоязыческое мировоззрение и построившие вокруг этого всю свою жизнь. В этом мне видится и драма, и комедия. Например, подруга моей бывшей на фоне язычества жестко увлеклась сыроедением. Досталось и ее парню, которому тоже пришлось променять мясо на сырую морковку. Бедняга похудел и смотрел на окружающих, пожиравших мясные стейки, с завистью и тоской.

Но есть и позитивные примеры. Один мой знакомый во времена студенческой юности был совершенно потерянным по жизни, сильно пил и явно страдал от одиночества. Но однажды что-то в нем перемкнуло; было ли это внезапным озарением или плодом долгой внутренней работы, мне неизвестно. Однако парень, увлекшись неоязычеством (он даже поменял имя), бросил пить, наконец-то нашел девушку, женился на ней, а затем с ее подачи увлекся бодибилдингом. Сейчас он пишет научные статьи по физическому развитию и преподает в университете. 

Так что, на мой взгляд, неоязычество уже выторговало себе роль своеобразного пласта современной культуры, пусть и весьма противоречивого. Для меня оно было просто интересным этапом взросления, для некоторых же стало стержнем, опираясь на который они вытащили себя из болота алкоголизма и бессмысленного прожигания жизни.

1

3

2