В 2006 году Американ МакГи, выходец из id Software, уже известный по своей мрачной версии «Алисы в стране чудес», выпустил немыслимо неполиткорректную игру. Bad Day L.A. грубо высмеивала «культуру страха» американцев через юмор уровня Postal. И в ней же МакГи очень явно прошелся по теме толерантности. Впрочем, тогда подобный юмор к скандалам не приводил и воспринимался максимум как безвкусица. Ну а геймплейно игра была той еще парашей — потому-то и забылась.
Но спустя 15 лет Bad Day L.A. все-таки стоит вспомнить. Сегодня она стала гораздо острее, окончательно превратившись из сортирной комедии в открытый вызов западному обществу и хорошую попытку затроллить и оскорбить вообще всех.
Bad Day L.A. — это самый абсурдный фильм-катастрофа на свете
Согласно сюжету, в один очень плохой день на Лос-Анджелес обрушиваются все мыслимые и немыслимые бедствия. Город атакуют террористы, случается утечка смертельного газа, заражающего людей, землетрясение, метеоритный дождь и цунами. А на фоне всего этого с ума сходят и жители — с цепи срываются все, от бандитов и мигрантов до задротов-ботаников, которые получают суперспособности и начинают мстить обществу.
Главная прелесть игры в том, что она ярко показывает, что общество за эти пятнадцать лет одновременно и изменилось, и не поменялось совсем. Страхи у нас все те же, а проходящая сквозь всю игру линия с газом (тут он превращает людей в зомби, но это обратимо) стала даже актуальнее, чем в момент выхода игры.
Но вот отношение к этим страхам изменилось. Сегодня такую игру представить просто невозможно. Она же переполнена бессмысленным насилием и высмеивает ужасные вещи! Тут даже младенцев пинают, а детей постарше в рамках очередной шутки жестоко избивают за непослушание — и это смешно? А разве можно смеяться над крушением поезда, в котором гибнут люди? Или над катаклизмами, оставляющими город в руинах? Ответ простой: смеяться можно и нужно над чем угодно. Если тема спорная, а сама шутка не очень — наказанием для «комика» должна стать только гробовая тишина в ответ. Как и вышло с Bad Day в 2006 году.
Цель МакГи была именно в том, чтобы показать эти страхи максимально уродливо, но не относиться к ним серьезно
Идея игры пришла к нему, когда он стоял в пробке и любовался на билборд с социальной рекламой от департамента внутренней безопасности США. Надпись на щите гласила: «Биохимическая террористическая атака! Ты к ней готов?». Разумеется, МакГи был не готов. Как и любой другой человек на Земле. Так он и задумал высказаться на тему того, что на самом деле нам нечего бояться, кроме самого страха.
Поэтому кроме тошнотворного реализма, вроде разорванных в клочья людей во время падения самолета на хайвей, игра наполнена и абсурдом. Причем как раз абсурд ей дается особенно хорошо. Лучший пример — уровень в аэропорту. Героя чересчур тщательно обыскивает служба безопасности и находит у него кусачки для ногтей. Всех охранников моментально охватывает паника, а сами кусачки оказываются мощнейшим оружием в игре — ультой героя. Все это — явное, и достаточно остроумное высмеивание не только страха, но и абсурдных правил, по которым мы из-за него живем.
Главный герой Bad Day L.A. — чернокожий бомж по имени Энтони, потерявший веру в человечество
В стартовом ролике он пытается протиснуться через пробку со своей тележкой, ругается с водителями и пытается испражниться прямо на дороге. А потом случается катастрофа, и еще одна, и еще, и еще. Главный герой в происходящем хаосе проходит классический путь от бессердечного социопата до подобия нормального человека, у которого даже дорогие ему люди появляются. Энтони и окружающие его люди — это две крайности. Герой не связан формальностями, его не волнует, что о нем думают, он говорит, что думает, кидает факи и не парится. Но в этой свободе он зашел слишком далеко и лишился эмпатии в принципе.
Большую часть игры он остается иконой неполиткорректности. Начать стоит с того, что он «расист» — сразу ко всем расам. Он шутит стереотипные шутки и про белых, и про черных, но особенно много неприемлемых острот у него припасено для мексиканцев. Месяц назад материал про игру вышел на сайте Destructoid, и автор признался, что услышал от Энтони такие расистские определения, о каких раньше даже не знал (например, «сворачиватель тако»).
А еще Энтони — сексист и фэтшеймер. В женщинах он видит в лучшем случае сексуальный объект (даже здоровье он повышает, собирая порно-журналы), в худшем — просто пустое место. Ну а толстых он постоянно называет толстыми и обязательно эту тему обшучивает: «Черт возьми, ты такая толстая, что когда переходишь улицу, машины опасаются, что ты их собьешь!». Но чего еще ожидать от человека, который сравнивает младенца с грязной затычкой для задницы.
Само собой, МакГи намеренно вытаскивал табуированные темы и так их выпячивал
Спустя годы Bad Day критикуют за то, что она вульгарно показывает, но никак не осмысливает показанное — и даже не делает заявлений. А на что тогда сами игроки? В мире Bad Day не только главный герой ведет себя как последняя тварь — в ней вообще мало положительных героев, все ведут себя грубо в отношении друг друга, по разным причинам. Да и героя жители Лос-Анджелеса готовы буквально линчевать за любой промах. Проанализировать игру и понять, что за мысли стоят за этой вульгарной комедией не так уж сложно.
В 2021 году показать такое было бы невозможно, даже если бы в Bad Day жирно подчеркивалась мораль сей басни. Разработчиков просто отменили бы, тысячи оскорбленных и травмированных увиденным людей организовали бы кампанию против игры в соцсетях. Сейчас так дерзко ходить по грани можно только «Саус Парку», которым МакГи во многом вдохновлялся. И особенно иронично, что в уже упомянутой статье на Destructoid автор пишет, что смеяться в игре не над чем, потому что расизм — это не смешно ни в каком виде.
Но главный враг Bad Day L.A. — геймплей
В ее случае содержание побеждает форму, но вот продраться через эту форму будет непросто. Bad Day — это ужасающе плохой шутер от третьего лица. В нем нельзя прятаться за укрытиями или уворачиваться. Можно только бегать и стрелять. Никакой физики и баллистики нет, даже самой аркадной. Ощутить оружие или попадания по врагам нереально. При этом игра переполнена одинаковыми заданиями в стиле «убей десять террористов».
Спасает только сложность — в том смысле, что в Bad Day очень сложно умереть, а если и получится, в большинстве случаев героев тут же воскресает. Ну и визуальный стиль, разработанный творческим дуэтом Kozyndan помогает хоть как-то переварить игровой процесс — картинка корявая, но стильная.
Выйди Bad Day L.A. сегодня, она наверняка добавила бы к своим темам культуру отмены, соцсети, обвинения в изнасилованиях и обязательно стрельбу в школах. Игра не была однозначно хорошей комедией в 2006-м и не стала ей сейчас, хоть и осталась актуальной. Однако она ценна как памятник свободе слова и сатиры — напоминание о том, что могла позволить себе игровая индустрия буквально пятнадцать лет назад.
Bad Day L.A. — это рискованный, спорный, непонятый многими проект, буквально опущенный прессой. Но самобытный и по-настоящему авторский, чего не скажешь о проходных играх Grimm и Alice: Madness Returns, которые МакГи выпустил следом. И хотя сейчас о Bad Day Американ особо не вспоминает (и его можно понять), пророческую натуру своей игры он не так давно все же признал:
«Если посмотреть на Bad Day L.A. сейчас и сравнить ее с ситуацией в США, то окажется, что я будто Нострадамус от видеоигр или типа того. Это почти как волшебное предсказание событий в Штатах» — Американ МакГи.