Начало Второй мировой войны, Европа тонет в огне и руинах, силы Гитлера неостановимы — чтобы вставить им хоть какие-то палки в колеса, союзники формируют отряд коммандос, специализированных на выполнении локальных, но крайне важных задач. Зеленый берет, сапер, военный ныряльщик, снайпер и другие — люди-функции, легко читаемый комплект с разделением обязанностей.
Оригинальная Commandos: Behind Enemy Lines вышла в 1998 году, ее продолжение с подзаголовком Men of Courage — спустя три года, в 2001-м. Тогда три года разницы между релизами ощущались заметно, не то что сейчас: Commandos 2 была на голову выше оригинала во всем — от визуала до разнообразия механик. Если в первой части уровни приходилось распутывать, как замысловатые головоломки, то вторая шагнула в сторону уверенного стелс-экшена с ощутимым многообразием вариантов прохождения, пусть и с некоторыми условностями. Например, в исходной Commandos плавать умел только ныряльщик, а переодеваться в немцев — только шпион. Было грубовато, и в Commandos 2 сделали правдивее: и плавать, и переодеваться могли все, но только ныряльщик умел пользоваться аквалангом, и только шпион мог переодеться в офицерскую форму и убедительно в ней выглядеть — остальные довольствовались солдатскими кителями с кратким сроком годности.
Заканчивая с необходимой ретроспективой, нужно отметить две важные вещи. Во-первых, после второй части серия Commandos покатилась под гору. Уже следующая игра, Destination Berlin, не вызвала былого отклика у публики и критиков, а о том, что происходило дальше, лучше не вспоминать. Во-вторых, принципы работы Commandos подсмотрели и другие разработчики: так, немецкая студия Spellbound с 2001 по 2007 годы выпустила три части Desperados (третья называлась Helldorado из-за проблем с правами, но в России издавалась без особого стеснения — «Десперадо 3») и одну игру про Робина Гуда, а затем студия Mimimi Games сделала Blades of The Shogun («коммандос» про ниндзя и самураев, хорошая!) и, в конце концов, Desperados 3, которая вышла в этом году. Все эти игры не только эксплуатировали, но и развивали принципы, заложенные в Commandos, причем с умом: ни одну из них нельзя назвать бесстыжей калькой с оригинала. На этом фоне спустя почти двадцать лет после выхода оригинальной Commandos 2 я запустил ее ремастер на Nintendo Switch — и понял, что это уже очень старая игра, возраст которой усугубился совершенно кошмарным новаторским интерфейсом.
Говоря по чести, Commandos 2 не то чтобы нуждалась в серьезной реставрации: большая часть игры выполнена в поразительно детализированном 2D-стиле, который не устаревает.
В первую очередь разработчики ремастера подтянули трехмерные модели персонажей, анимированные портреты и другие мелочи. В общем и целом картинка в игре стала более резкой — не могу сказать, что это на сто процентов пошло ей на пользу: мягкая графика оригинала была одной из приятных особенностей игры. Почему переходу игры в HD сопутствовало выкручивание резкости на 12 из 10? Наверное, потому же, почему вся игра работает в соотношении сторон 16:9, а кадры военной хроники из заставок — в ванильных 4:3.
Но все это полная чепуха по сравнению с тем, что ждет вас уже на второй обучающей миссии (первая чересчур миниатюрная для каких-то выводов). Любая часть серии Commandos требует от игрока точности и скорости — и схема управления, реализованная авторами ремейка на Nintendo Switch не помогает, а наоборот, только сбивает с толку. Вместо привычного управления курсором перемещение героев осуществляется напрямую при помощи левого стика. Решение кажется очевидным, но эта иллюзия развеивается, стоит дойти до дела.
Commandos 2 — во многом игра про пиксель-хантинг.
Любая задача требует точечного прицеливания во что-нибудь мелкое: будь то мина, которую необходимо обезвредить, или тело немецкого патрульного, которое нужно спрятать. При приближении персонажа интерактивный объект подсвечивается, предлагая выбор действий: например, связать, обыскать, поднять — если дело касается немцев, которые получили по голове. Во всяком случае, такова была задумка авторов. На практике выясняется, что герои то на полшага слишком далеко, то на полшага слишком близко к телу противника или к мине или к чему-нибудь еще — и пока вы судорожно пытаетесь установить подопечного бойца в положение, которое в состоянии правильно считать игра, вас уже замечают и уничтожают.
И тут же выясняется еще один замечательный нюанс: Commandos 2 потрясающе долго загружается. Учитывая, сколько проб и ошибок совершает даже опытный игрок, продолжительность загрузки — просто преступление против времени. Покушение на единственную молодость. Жалкие секунды, которые складываются в часы, проведенные за любым другим (гарантированно более приятным) занятием. Страшно представить, какое впечатление о Commandos 2 сложится у публики, прежде не знакомой с серией, но наверняка много о ней слышавшей и наконец дорвавшейся до культовой классики на Switch.
Когда будете принимать решение о покупке в eShop, помните о главном: в этом магазине нет рефанда.
Ключевые выводы тут напрашиваются сами собой. Когда Nintendo только запустила Switch, мы искренне полагали, что даже самая заурядная игра может раскрыться по-новому, если не заставлять игроков сидеть за ней у компа, а положить в карман и дать свободу выбора поз и обстоятельств. У нас даже есть специальный список игр, о портировании которых мы мечтаем — Commandos в этом вишлисте, кстати, не было.
Все же толковый ремастер — это чуть больше нововведений, чем просто подтянутая графика, особенно учитывая, что в 2020 году Commandos 2 только внутри жанра конкурирует с гораздо большим количеством игр, чем в 2001: например, конкретно на тему Второй мировой недавно вышла Partisans 1941. Хитрому обновленному управлению нужно больше, чем просто экран помощи с подсказками и списком комбинаций кнопок, от которого больно глазам. Заряженный своим умением играть в Commandos 2, которую помнишь наизусть, в ремейке сталкиваешься с проблемами совершенно неожиданного уровня: думал, умеешь, а оказывается, что не умеешь совсем.
К сожалению, облом такой степени — последнее, что останется в памяти про Commandos 2 у многих. Порта на Switch могло бы не быть — он только навредил.
Commandos 2 HD Remaster для Switch в продаже с 4 декабря 2020 года. Ключ предоставлен издателем Kalypso Media.