Dead Rising в этом году исполнилось десять лет, но особо никто этому не рад. Сериал, придуманный автором Mega Man, Onimusha, Lost Planet, показал себя исключительно хорошо ровно один раз — как раз десять лет назад — после чего был передан в руки канадской студии Capcom, всю дорогу понимавшей его по-своему. И если вторая часть еще более-менее следовала заветам оригинала (студией руководил все тот же Кейдзи Инафунэ), то после ухода творца из Capcom Dead Rising планомерно опускался на дно. Четвертая часть — это попытка дать старой идее новую жизнь, а на самом деле — признание Capcom Vancouver собственной творческой беспомощности.
Что такое Dead Rising? Фотожурналист Фрэнк Уэст («I’ve covered wars, ya know!») оказывается заперт в торговом центре города Уилламет, где в это время разворачивается настоящий зомби-апокалипсис. Вместе с несколькими выжившими — ни один из которых не внушает доверия — главный герой прячется в подсобке, однако вскоре оказывается вынужден выбраться в кишащие зараженными мозгоедами коридоры молла. У Фрэнка есть несколько дней на то, чтобы завершить свое расследование, после чего его должны эвакуировать. Каждый день при этом разбит на временные отрезки, во время которых что-нибудь происходит — где-то сюжетно важные ситуации, которые пропускать нельзя вообще, где-то второстепенные и при этом едва ли не самые интересные события.
В первом Dead Rising было две крутейшие составляющие, которые позволяли закрыть глаза на все чудовищные недостатки — слабую графику, кривое управление, замороченную схематичность и резко скачущий уровень сложности. Во-первых, это сюжет. Сценарий Dead Rising — это одна из самых сильных работ в современных видеоиграх как таковых. За каждым персонажем скрывалась история, каждый сюжетный эпизод переворачивал все с ног на голову, интрига сохранялась вплоть до финальных титров, предугадать чем же все закончится было совершенно невозможно. Отдельным удовольствием были встречи с местными психопатами. Вместе с обычными выжившими в торговом центре скрывались сошедшие с ума граждане, убивающие всех без разбору. Клоун с двумя бензопилами, снайперы, сбежавшие из тюрьмы преступники, ветеран войны, обезумевший фотожурналист (не Фрэнк, другой) и многие другие. Каждый из них — это одновременно и жесткая социальная сатира, и пародия на злодеев из американских слэшеров, и просто суперсложный босс. Ни один последующий выпуск Dead Rising не смог предложить настолько колоритных злодеев.
Во-вторых, это просто развлечение в торговом центре во время конца света. В смысле, привет. Это торговый центр, набитый зомби. Полицейский вас не арестует, если вы что-нибудь украдете из магазина. Фэшн-патруль не явится по вашу душу, если вы вынесете всю одежду (включая женскую) из модных бутиков и последовательно ее примерите. Наконец, в борьбе за выживание сойдет любое оружие, и в случае с толпой мертвецов современные автоматы и пистолеты далеко не лучший вариант. Куда надежнее, например, деревянный стул, лавочка, зонтик, гантели, бейсбольная бита, мачете или катана — буквально все, что найдется под рукой. Как оказалось, выглядит все это довольно весело. Фрэнк Уэст в наряде подмосковного дачника носится по продуктовому отделу, пытаясь сковородками и брусом забить до смерти слетевшего с катушек бакалейщика — цирк, да и только!
Проблема выживания во враждебном мире — одна из центральных идей в Dead Rising и одновременно причина, по которой сериал понравился, мягко говоря, не всем. Фрэнк Уэст и его товарищи были чудовищно неповоротливыми образинами, которые в начале игры могли брать с собой всего несколько предметов и с трудом могли перебежать из точки А в точку Б. Со временем персонаж получал больше возможностей и становился более приспособленным к истреблению зомби, но легче жить от этого не становилось. Как, например, спасти выживших в торговом центре? Их надо вовремя найти, отбить у зомби, а затем провести через коридоры к спасительной комнате для персонала. Иной раз приходилось выбирать: рисковать или плюнуть, выбрать одного ради другого, пожертвовать человеком ради сюжетного задания или попробовать успеть выполнить обе задачи (и как правило — позорно проиграть). Это было безумно сложно, а еще азартно — и интересно!
Вторая и последующие части потеряли самый главную мотивирующую составляющую — сюжет, зато добавили веселья в истребление зомби — комбинированное оружие из разных предметов, и машины, начиненные оружием для перемещения по городу в трудные минуты жизни человечества. Это были первые тревожные звоночки. Сценарий перестал быть сильной стороной игры, а нагромождение дополнительной функциональности на кривой костяк геймплея породили уродца — Dead Rising 3.
Изменения пришли внезапно.
Dead Rising 4 возвращает Фрэнка Уэста. Теперь ему пятьдесят два года, но он в превосходной форме: бегает, кувыркается и отбивается от зомби ловчее, чем когда бы то ни было. Фрэнк под дурацким предлогом снова попадает в Уилламет, однако на этот раз он может перемещаться не только по заново отстроенному торговому центру, но и по городу и прилегающим к нему локациям — заводу и ферме. Полностью бесшовный мир делает эти перемещения как никогда удобными и… бессмысленными, но об этом позже.
Capcom Vancouver внимательно прислушивались к мнению людей, потративших время на предыдущие выпуски сериала. Если коротко, людям было предельно некомфортно играть. Дырявые карманы и кривые руки не позволяли герою таскать с собой достаточно оружия и еды для восстановления сил. Стандартная ситуация: в инвентаре два пакета сока и три дубины, а пережить нужно многое — и психопатов, и зомби, и босса, и потом еще выжившего довести до безопасной комнаты. Такая нагрузка, мягко говоря, нервировала. Теперь все проще. Есть отдельный инвентарь для гранат и всего, что можно бросать, отдельный инвентарь для огнестрельного оружия, отдельный для холодного оружия и самое главное — отдельные ячейки для еды. И все это по мере развития персонажей можно расширять.
Как получить новое умение? Есть десятки способов поднять новый уровень, но все они меркнут перед самым очевидным: тупо убивать зомби. Это просто: берете первую же в игре машину и мчите по улицам бесшовного Уилламета. Пара кругов по злополучному пригороду — и в принципе о прокачке можно забыть. Ничего страшного, если машина сломается: их тут неограниченное количество. Ничего страшного, что на нее не навешано оружие — и так с задачей справится.
По мере истребления зомби и выполнения побочных заданий в кошельке Фрэнка заведется валюта, которую можно тратить в разбросанных по городу убежищах. Если нужен новый костюм, оружие, транспорт, но лень собирать это по городу — можно просто купить. В игре есть сотни различных видов комбинированных средств самозащиты, но абсолютно все они эффективны примерно одинаково, и с набором базовых кувалд с прицепленными гранатами можно без лишних сложностей добраться до финала. Убежища можно прокачивать, приводя новых выживших. Вернее, спасая людей на улице: теперь достаточно просто перебить зомби вокруг них, после чего спасенные (чаще всего стоящие на безопасном расстоянии — то есть им, буквально, ничего не угрожало) сами добегут куда надо. Похожая история с психопатами. Формально они и различные группировки и секты в игре есть, но выглядят они как рядовые противники, и ничто, кроме маячка на карте, о них не расскажет. За ними нет истории, они выглядят скучно, умирают с трех ударов.
В итоге спустя три часа игры (пробежать ее можно за десять) осознаешь себя совершенно ненужным в Dead Rising 4. Мотивации что-то расследовать нет, хотя под детективные амбиции главного героя придумали отдельную механику: надо фотографировать улики и получать таким образом наводки куда бежать дальше. Сюжет вводит в ступор с самого начала и в финале не способен даже разочаровать. Пачками истреблять зомби весело, но первые минут десять — затем ничего не меняется. Нововведение с экзоскелетом, дарующим Фрэнку возможность поднимать тяжелые предметы и значительно эффективнее расправляться с зомби, применение находит редко. Dead Rising 4 остается парком развлечений про расправу над зомби, но настолько утомительно скучным, что хочется все бросить на полпути. Финальный штрих: концовка игры — в смысле, настоящая — будет доступна только как DLC. Capcom, перестань, это уже не смешно.
Dead Rising 4 в продаже с 6 декабря для Windows и Xbox One.