Каждый любит серию Diablo по-своему. Кому-то подавай дрочево на тысячу часов с математикой, хардкорной охотой за лутом, поиском совершенных билдов, ваншотами от боссов и пермадетом. А кому-то достаточно весело чертей ногтем давить и рвать на части воплощения зла. Я из второго лагеря — и четвёртой Diablo я полностью доволен.
Четвёртая часть серии нужна
Потому что предыдущие очень разные. Все хорошие (Diablo Immortal забыли), но их наработки и эксперименты нужно было как-то подытожить.
Первая Diablo задала концепцию и настроение: кровавый изометрический слешер в сеттинге очень мрачного пауэр-фэнтези. Готика и христианство, насилие и безнадёга. Весёлое закликивание скелетов и демонов в подземельях, но с дотошной ролевой системой под капотом — D&D для пацанов.
Diablo 2 и её ремейк-ремастер — ровно о том же. Только масштабы выросли и одними только подземельями дело уже не ограничивается. Лор и сюжет выглянули из-за угла, прокачка стала глубже, а скорость махача с демонами выросла в разы. Очень правильное логичное развитие.
А вот Diablo 3 внезапно стала «яркой». В сравнении со многими другими фэнтези-играми она, конечно, всё равно тот ещё мрак, но совсем уж безнадёжной атмосферы из первых двух частей в ней нет. Зато сюжета ещё больше, а чертей резать ещё веселей — динамично, зрелищно и удобно. На этом игра и выехала. Ну и освоить её в разы проще, чем старые части. Чахнуть над билдами всё ещё можно, но собрать совсем недееспособного героя, который просто застопорится в середине кампании, уже нельзя.
Diablo 4 делает ровно то, что он неё требуется. Она возвращает в серию мрачную атмосферу фэнтезийного сатанизма и полной безнадёги. Она берёт за основу весёлый геймплей Diablo 3 и парой штрихов делает его ещё задорнее. И это уже победа, заявка на лучшую часть серии! Но на самом деле Diablo 4 делает даже больше.
Diablo 4 шикарно работает с сеттингом
Дело не только в том, что в серию вернулась мрачная палитра (на которую уже немного бурчат новички, не заставшие классику), готика и сатанинское ультранасилие. Хотя всё это тоже важно — среди прочего тёмного фэнтези в играх, Diablo всегда выделялась своим абсолютизмом. Её мир — Санктуарий — идеально безжалостный, неуютный и стильный — Dark Souls от мира фэнтези-игр, вышедших до Dark Souls.
Но куда важнее, что Санктуарий в Diablo 4 стал глубже во всех смыслах. Раньше вселенная Diablo интриговала и запоминалась, но трудно было представить её именно как живой мир, а не декорацию для разборок с демонами. Как все эти причудливые народы друг с другом взаимодействуют? Как люди живут на фоне бесконечных нападений чертей? С этим кое-как работала уже Diablo 3, но четвёртая часть идёт гораздо дальше.
В Diablo 4 бесшовный открытый мир, и он реально огромен, масштабы Санктуария наконец-то можно прочувствовать. В игре куда больше городов и деревень, заселённых людьми. Причем эти люди в моменте ведут себя естественно и готовы перекинуться парой слов о своём быте. Да и детализация выросла в разы. Локации многоуровневые, многослойные — просто загляденье. Три этих улучшения позволяют по-новому взглянуть на Санктуарий, потенциал сеттинга Diablo наконец-то раскрывается на полную. Раньше мир игры увидеть в таком свете можно было разве что в литературе по мотивам.
Diablo 4 — это настоящая RPG
Понятное дело, что в 2023 году само понятие «ролевой игры» мы сильно упрощаем, чаще подразумевая вообще одну только прокачку и лут. Но «настоящая» RPG, даже по современным меркам — это игра, в которой и центральный сюжет прописан достойно, и герои в душу западают, и сайдквестов насыпано щедро. Всё это нужно, чтобы игрок привязался к вымышленной вселенной, почувствовал себя её частью, тогда и «роль» в событиях игры начинает ощущаться, даже если отойти от сценария особо негде.
В Diablo сюжет и лор были со времён первой части, но большого внимания серия этим аспектам до третьей части не уделяла. Да и Diablo 3, несмотря на достаточно крепкую историю и красивые ролики, если и была RPG, то очень уж простой и линейной.
Но в Diablo 4 всё серьёзно. Поначалу история опять кажется чересчур простой, а то и второстепенной. В Санктуарий вернулась демоница Лилит, которая когда-то вместе с ангелом Инарием и создала этот мир, а заодно и предков людей. Теперь Лилит бродит по Санктуарию и везде пакостит, надо её остановить. Не сильно глубже истории Тёмного Странника из Diablo 2, правда?
Но история быстро раскручивается. Инарий, давно пожалевший о своей интрижке с Лилит, преследует какие-то собственные цели. Сама Лилит утверждает, что пытается спасти человечество. Повороты, делающие центральный сюжет всё более неоднозначным, случаются постоянно. И всё это с частыми, но ненадоедливыми роликами на движке: с крупными планами и нормальными диалогами, во время которых люди ведут себя как люди. Сама история наполняется удивительно харизматичными (для Diablo) действующими лицами. Случаются крутые самодостаточные арки внутри глобальной истории, а драма пару раз рвёт душу. В Diablo 4 хороший сюжет, поданный как в достойной ААА-ролевухе.
Геймплейно Diablo 4 не так уж сильно отличается от третьей части
И это хорошо. Та же динамика, та же скорость, та же простота освоения, только теперь с кнопкой уворота. Это если не говорить про эндгейм и задротство с лутом, конечно. Основной принцип игры неизменен со второй, а то и с первой части. Локации пылесосим почти на автомате, закликивая чертей сотнями и радуясь тому, как приятно они взрываются и разрываются. На боссах и мини-боссах слегка тормозим, вспоминаем про элементарную тактику и аккуратно их разбираем, прокликивая спеллы как в классической ММО.
Diablo 4 устроена так, чтобы даже на повышенной сложности «Ветеран» (можно включить сразу, на первом прохождении) не мучить игрока слишком сильно. Да, на ключевых боссах может потребоваться несколько попыток и даже изменения в билде. Но в остальном — тупейший кайф.
Тут вообще не важно, какой ты выберешь класс, что будешь на персонажа надевать и какие умения возьмёшь. Большую часть игры ты всё равно будешь весело и крайне успешно кромсать демонов. Суровых штрафов за смерть нет. Пересобрать билд можно за минуту в любой момент. Кайфуйте, мои хорадримы.
Единственная проблема Diablo 4 — она не перестала быть Diablo. Как бы ни был подан сюжет, сколько бы сайдов ни навалили разработчики (а сайдов, пусть и элементарных, тут реально тонны), какой бы мир они ни нарисовали — суть всё равно будет в бесконечном тупом закликивании чертей. Поводов много, суть одна. Но за это мы серию и любим. И ничего другого от неё не хотим.
Само собой, всё это — лишь верхний слой Diablo 4. Под ним сезоны, кланы, PvP, прохождения на невероятных сложностях в коопе и прочее сервисное дрочево. Там могут быть проблемы, но нас они мало волнуют. Diablo 4 — это шикарная одиночная RPG. С тоннами контента, тупейшим, но нереально аддиктивным геймплеем и стальной атмосферой.