Gran Turismo — странная серия. Её создатель Кадзунори Ямаути всей душой болеет за автомобильную культуру, пытается её развивать и привлекать новых фанатов. Создатели серии Forza тоже стараются заинтересовать машинками как можно больше людей, и для этого они закатывают бурную вечеринку. А вот Ямаути читает одухотворённую лекцию, восхищаясь оттенками цветов, бликами на кузовах и аэродинамикой гоночных (и не очень) машин. Автомобили и автоспорт для него — это не «весело», а священно, и этим чувством пропитана каждая его игра. Такой вышла и Gran Turismo 7.

Это не рецензия, а впечатления с позиции обычного игрока с геймпадом

Серию Gran Turismo с самого её старта в 1997 году разработчики позиционируют именно как дотошный автосимулятор, Real Driving Simulator — и это близко к правде. Ни одну часть нельзя оценить за несколько дней или даже недель. Тут нужно проводить десятки и сотни часов, тестировать как можно больше машин (а их в последних Gran Turismo сотни) в разных условиях и соревноваться с лучшими гонщиками в онлайне. Играть при этом обязательно с использованием хорошего руля, иначе физику до конца не прочувствуешь. А ещё в этой самой физике нужно что-то понимать.

Я выступаю в более казуальной позиции. Интерес к машинкам у меня умеренный, а руль я давно продал. С другой стороны, на меня давит высшее образование, связанное как раз с автомеханикой, поэтому определённый интерес всё-таки есть.

Gran Turismo 7 — это увлекательный интерактивный музей

Игра даже начинается с долгого ролика, наполненного архивными фотографиями и видеозаписями, на которых запечатлены разные эпохи автомобильной истории. Но фанатов серии это, конечно, не удивит. У каждого крупного концерна внутри игры есть собственный музей с ключевыми датами, самыми важными моделями и историческими фотографиями. Да и вообще, про каждый автомобиль можно узнать несколько любопытных фактов.

Gran Turismo 7 — это хорошая иллюстрированная энциклопедия с тщательной выборкой фактов. Она старается не нагрузить игрока слишком сильно, но рассказать про автокультуру со всех сторон — и с позиции исторической важности, и с точки зрения чисто технических деталей и дизайнерских решений. В этом прелесть игры, из неё сочится искренний восторг разработчиков и любовь к своему делу. Поэтому если тебе и затирают про шедевральный дизельный двигатель Mazda Demio, то делают это так, что лекция не раздражает, даже если тема тебе до лампочки.

Полноценного режима кампании в Gran Turismo 7 нет, как нет и откровенной веселухи

Совсем «несерьёзное» занятие в игре одно — «музыкальное ралли». Это серия заездов, в которых трассы и ситуации ритмически подогнаны под музыку на фоне. Странное развлечение — ритмику происходящего прочувствовать мне так и не удалось. Зато прямо на старте можно погонять на разных машинах, пока в твоём гараже пусто. Да и чем ещё заняться, пока сервера на обслуживании — в оффлайне игра прогресс не сохраняет, так что только музыкальное ралли и остаётся.

Вместо кампании у нас серия испытаний, оформленных под меню в кафе для гонщиков. Занятий не так много, в основном мы коллекционируем машины. Иногда их можно купить (как новые, так и с пробегом, требующие дополнительных вложений), но чаще приходится выигрывать, занимая призовые места в кольцевых гонках на реальных, воссозданных вплоть до каждой микротрещинки трассах.

Иногда нас отправляют участвовать в турнирах. Ну а между делом мы знакомимся с другими функциями игры, вроде по-хорошему задротского фоторежима, магазина запчастей и внешнего тюнинга машин. Помимо этого периодически нужно получать лицензии, обучаясь в школе вождения, и проходить «задания» — любопытные по мнению разработчиков гоночные ситуации. В общем, одиночный режим Gran Turismo 7 просто готовит игрока к эндгейму, чтобы в онлайн-состязания мы пришли с нормальным набором машин и личных навыков.

Непосредственно онлайн — это микс идей классических Gran Turismo и почти киберспортивной Gran Turismo Sport. Есть обычные заезды с друзьями, а есть серьёзные соревнования, учитывающие не только навыки игрока, но и его «вежливость». В таких заездах нельзя агрессивно бортоваться и срезать углы по грунту. Но протестировать соревновательный онлайн до релиза невозможно.

Главное в Gran Turismo 7 — это само вождение

В отличие от той же Forza, игру нельзя превратить в совсем уж аркаду. Даже на лёгкой сложности с кучей помощников и автоматическим тормозом поначалу будет непросто.

От части к части разработчики потихоньку модернизируют физику вождения. Изменения не всегда видны невооружённым взглядом, но в этот раз разница особенно заметна по поведению шин. Почти все ключевые параметры — мягкость, прогрев, поверхность дороги — теперь влияют на поведение авто ещё заметнее, чем в Sport и в целом всё действительно приближённо к реальному поведению автомобилей — убедился, прогнав несколько авто, на которых доводилось гонять и в реальной жизни. Разницу между холодной и разогретой резиной (при этом мягкие шины, как и положено, греются куда быстрее и лучше держат температуру), между протекторной и лысой — легко почувствовать даже с геймпада.

От многих упрощений Gran Turismo 6 разработчики ушли, так при пробуксовке на старте мощные машины теперь действительно нехило ведёт, а на миксте (два колеса на асфальте, два на траве) даже маломощные авто теперь не едут прямо и теряют контроль. Да и в дождевой резине наконец-то появился смысл — на неприспособленных под мокрую дорогу шинах в дождь ездить очень сложно, а иногда, в зависимости от машины, и вовсе невозможно.

Износ шин тоже ощущается куда сильнее, особенно в долгих заездах — в том числе и благодаря «замусориванию» дорожного покрытия. Это создаёт интересную борьбу даже с ИИ-соперниками — к середине заезда расстановка сил на дороге как правило сильно меняется. Вот бы ещё возможность вручную регулировать давление наконец добавили!

Над работой подвески и аэродинамикой разработчики тоже заметно потрудились

Баланс автомобилей вообще стал куда более выраженным. Ощущается крен кузова на поворотах, особенно если его расширить в мастерской, машины с высоким клиренсом заметно клюют при резком торможении. Даже управляя машиной с помощью стика, чувствуешь отдачу «в руль» в экстремальных ситуациях. И дело тут не только в самой физике, но и в крутой обратной отдаче геймпада PlayStation 5 — он хорошо передаёт не только шероховатости дороги и жёсткость педалей, но и более мелкие нюансы, вроде толчков и микроскольжений авто. На грунтовке руки и вовсе немеют!

Улучшения аэродинамики лучше всего заметны во время прыжков и столкновений. В предыдущих частях во время прыжка можно было крутить руль как угодно, а машина всё равно вставала ровно, будто попадая в колею. Теперь даже после небольшого подлёта с выровненными колёсами автомобиль может серьёзно занести. То же и со столкновениями — легонько бортоваться всё ещё безопасно, но вот более серьёзные удары просто выбивают управление из рук. Жаль только, что сама система повреждений по-прежнему очень условна, так что агрессивно толкаться по-прежнему бывает выгодно.

Другой способ быстро прочувствовать новую аэродинамику — прокатиться на суперкарах или картах, вообще лишённых подвески как таковой. Тут уж на поведение машины максимально влияет форма кузова и потоки воздуха под днищем (а значит, важность приобретает и параметры самого днища). Достаточно один раз хорошо разогнаться на любом суперкаре и ничего объяснять не придётся. Эффект крыла чувствуется моментально, машина прилипает к дороге и становится невероятно отзывчивой. Но стоит открыть лишь минимальный доступ воздуху под кузов, слегка подпрыгнув на кочке или, например, грубо наехав на керб, как болид превращается в неуправляемую груду металла. Вот уж где на первый план выходит извращённый тюнинг с ручной настройкой стабилизаторов подвески, КПП и крутящего момента. Неудивительно, что этот класс автомобилей игра выдаёт далеко не сразу.


Разбирать нюансы физики можно долго, но для объяснения сути игры это не нужно. Достаточно сказать, что Gran Turismo 7 — это достаточно реалистичный автосимулятор, не сильно уступающий задротским Assetto Corsa и iRacing. Но в отличие от них, игра не просто вываливает всё игроку на голову без предупреждения, а пытается постепенно научить и заинтересовать. Да, делает она это несколько надменно — достаточно сказать, что органичнее всего она ощущается, когда на фоне играет не метал с поп-панком (такое в саундтреке есть), а классическая музыка.

У серии особая атмосфера — ты ей либо быстро проникаешься, либо сразу в недоумении уходишь.