Сегодня на Switch вышла необычная метроидвания Laika: Aged Through Blood. А ещё в прошлом году она релизнулась на остальных платформах и собрала очень приличные оценки. И от критиков, и от игроков! Практически hidden gem 2023 года. Этим и привлекла внимание, когда я искал, во что бы залипнуть на праздниках.
В итоге оказалось, что разработчики придумали лишь пару часов геймплея, но затем безжалостно растянули их на двадцать. А что самое печальное, Laika — очередной пример бесконечного кризиса «западной» сценаристики.
Laika — это двухмерная метроидвания про фуррей в симпатичном рисованном стиле
Тут есть элементы Dark Souls («костры» и возрождающиеся враги) и постапокалиптический сеттинг в стиле «странного запада» — weird west (если что, это не только игра, но и целое направление в искусстве). Основа геймплея — езда на мотоцикле в стиле Trials и Gravity Defied. С физикой и возможностью насмерть расшибиться на кочке. Свежо!
Первые несколько часов в Laika — кайф. Катаешься по странному миру, слушаешь сопливый, но атмосферный поп-рок от Beícoli, крутишь сальтухи туда-сюда, в слоу-мо отстреливаешь врагам головы из револьвера и пытаешься вникнуть в странную историю противостояния фуррей и антропоморфных птиц. Главная героиня при этом не умирает. Словив пулю или не совладав с байком она возрождается у костяных тотемов. И игра об этом знает, создаёт вокруг сюжетную интригу… и ничего с ней не делает, как и с геймплеем.
Laika просто никак не развивается
На прохождение нужно примерно двадцать часов (что ничего себе), но игра за это время совсем не меняется, да и базовый потенциал не особо использует. Например, хитрых «трасс», заставивших бы игрока побороться с физикой, тут нет, хотя Laika так-то про байк. Врагов на всю игру четыре вида, оружия тоже всего шесть экземпляров (и половину арсенала можно даже не найти), но всё-равно использовать что-то, кроме револьвера, в девяти из десяти случаев нет смысла.
С прокачкой тоже не сложилось. Ресурсы на улучшение снаряги ещё погриндить надо, а сами улучшения при этом — новый слот для оружия и плюс один к боезапасу. Из-за этого сражения быстро превращаются в надоедливую рутину. А когда разработчики пытаются вдруг повысить сложность (а они это делают периодически и регулярно), напихав на локации побольше врагов, это только раздражает — я-то сильнее не становлюсь!
Laika в итоге даже метроидванией назвать трудно. Игра лишь под самый конец выдаёт один навык, позволяющий на старых локациях найти пару секретных проходов. А в остальное время удушающий бэктрекинг обеспечивается только принеси-подай сайдами, которые в сюжетном плане никуда не ведут. В прошлый раз ты тут проезжал и видел цветок, но не мог его сорвать, потому что он не был нужен. Хоть и явно выделялся на фоне! А теперь он нужен, теперь ты можешь его сорвать — езжай обратно через всю карту. И обратно привези. И получи свои пять банок с консервами.
Но главная проблема Laika — сюжет
Хотя за него же многие критики игру особенно сильно расхваливают, называя историю трогательной и незабываемой. Игра обрисовывает лор в общих чертах и ничего дальше с ним не делает — ей пофиг на птиц и уж тем более пофиг на причины войны фуррей с ними. Просто запомните, что птицы злые, а не птицы — нет.
Давайте лучше в этом сеттинге отразим проблемы современного западного человека! Сделаем ещё одну игру-высказывание от лица любителей кофе на миндальном молоке. Поэтому любимая тема «Лайки» — приближающаяся течка дочки главной героини. Слово «течка» Laika вообще обожает, и всю эту тему в целом. Даже за прокладками в магазин разок метнуться придётся. И это в мире, который посоревнуется с «Безумным Максом» по уровню безнадёги.
Но куда больше душит тема натянутых взаимоотношений Лайки с её матерью. Героиня хамит и грубит ей на ровном месте. Откуда это взялось игра толком не объясняет. Есть несколько флешбеков, но они не оправдывают настолько мерзкое поведение главной героини. Поэтому возникает ощущение, что сценарист без контекста пропихнул в игру свою личную детскую травму. Но глубокой или какой-то «серьёзной» это игру не сделало. Как и общий нарратив: «За своего ребёнка любого порву, и не важно, что происходит вокруг». Это очень оригинально.
Я искренне считаю, что сюжет должен учитывать собственный сеттинг. Даже если история говорит об актуальных современных проблемах, их нужно аккуратно перекладывать на выбранное окружение — а оно неизбежно повлияет на подачу. Но в этом-то и интерес! Даже эту тему с месячными и прокладками можно было обыграть с учётом мира, в котором обитают герои, а не просто отправить игрока в магазин на АЗС. Я уж не говорю о том, что сеттинг должен влиять на персонажей, а мы в видеоиграх будто бы раз за разом оказываемся в компании попаданцев из нашего времени.
Laika: Aged Through Blood — неоправданно затянутая игра. Будь она линейным приключением часов на семь, многие её проблемы оказались бы не такими острыми. Но разработчики не смогли побороть свои амбиции, поэтому вот вам открытый мир и миллион бессмысленных сайдов, убивающих всё хорошее, что есть в основе игры.
Metroid Dread: хорошая, но очень олдскульная метроидвания с дурацким стелсом