Lords of the Fallen — это одновременно и перезапуск, и продолжение одноимённой игры 2014 года. А та старая Lords of the Fallen была одним из первых солслайков ещё до того, как этот «жанр» сформировался. И уж точно она была самым заметным подражателем Dark Souls в то время. Поэтому и новая часть на мелочи не разменивается. Lords of the Fallen 2023 года — самый масштабный и амбициозный солслайк из всех. Но проблемы у него те же, что и у других подражателей.
Стилистически Lords of the Fallen — это очень талантливая копия Dark Souls 3
Насколько точно недавняя Lies of P копировала Bloodborne, настолько же точно Lords of the Fallen воспроизводит Dark Souls. Подача, арт-дизайн, атмосфера и вообще настрой — всё скрупулёзно перенесено из игр From Software. Я называю эту копию талантливой, потому что в процессе игры не возникает ощущения дешёвой подделки, которая на оригинал похожа только на первый взгляд. Lords of the Fallen легко обманывает ощущения и заставляет верить, что ты видишь Dark Souls. И это прекрасно, учитывая что новых Dark Souls мы не видели уже шесть лет, а дополнение для Elden Ring к релизу ползёт слишком медленно. Отличия найти можно, но их именно что нужно выискивать.
Это может разочаровать фанатов оригинальной Lords of the Fallen, если такие есть. Она-то хоть и копировала Dark Souls, но более открыто преподносила сюжет. Да и в целом история в ней была более чёткой, с понятными событиями, прописанным главным героем и злодеями. А новая игра превратилась в Dark Souls и в этом плане. Злой бог Адыр пытается восстать, тебе не повезло стать избранным — иди зажги пять маяков, чтобы его остановить. На этом плюс-минус всё — и концовка. Кто тут герой, а кто злодей — непонятно. В процессе ничего толком не происходит, потому что всё уже произошло, а мы лишь разгребаем последствия. Вместо сюжета копание в лоре, а все персонажи говорят размытыми фразами, просят странные вещи и непредсказуемо перемещаются по миру. Всё как ну вы поняли где.
В отличие от Lies of P, новая Lords of the Fallen — это полноценная RPG
Видов оружия — сотни. Брони — завались. Есть магия нескольких типов, гора заклинаний, ближний бой, дальний бой, полноценное билдостроение, кооп — поэтому я сравниваю Lords of the Fallen именно с Dark Souls 3, хотя из Bloodborne она тоже кое-что подтянула. Игра не полагается на одну механику и позволяет играть по-своему. Ненавистные мне парирования, правда, есть, но их можно не задействовать вообще. Надеть самую тяжёлую броню и спрятаться за башенным щитом — можно.
В плане количества и разнообразия всякого контента Lords of the Fallen тоже не отстаёт от Dark Souls. Её в принципе можно было бы назвать ультимативным, идеальным солслайком, сделанным не хуже прародителей жанра, если бы не три важных момента: боевая система, дизайн уровней и сложность.
Сражения в Lords of the Fallen сделаны криво и поломаны сомнительной механикой
Кривизну теоретически можно починить патчами, потому что проблемы чисто технические (что их всё же не оправдывает). Иногда оружие не попадает по врагу, хотя очевидно должно попасть. Иногда враг попадает по тебе, хотя очевидно не должен. Главный герой слишком уж часто кувыркается не в ту сторону и не может сфокусироваться на противнике, который стоит в метре от него. А порой он без твоей команды продолжает прерванное ударом врага действие — например, тебя опрокинули во время подготовки к сильному удару, персонаж встаёт и тут же опять пытается нанести сильный удар, хотя ты ничего не нажимал и тебе это действие уже совсем не нужно. Ну и всякие застревания в табуретках — это само собой.
Мелочами эти проблемы не назовёшь, потому что происходит перечисленное постоянно — это не разовые затупы игры. Ну и не забываем, что Lords of the Fallen — это солслайк. В ней цена ошибки очень велика, а потому и чёткий контроль персонажа очень важен. Когда ты полчаса с потным лбом в дыму зачищал локацию, а потом умер из-за того, что герой кувыркнулся влево (а ты нажимал вправо) и улетел в пропасть — это, кхм, разочаровывающий опыт.
Но если ошибки правятся патчами, то механики зашиты в тело игры, их так просто не выкинешь. В Lords of the Fallen ты от любого удара получаешь урон, даже если блокировал щитом или провёл идеальное парирование. Потерянное в ходе таких защитных действий здоровье можно восстановить, контратакуя, но если не успеешь и пропустишь удар — здоровье уже не вернёшь. И это очень странная идея: всё заблокировал и отразил, но всё равно умер — как-то не вяжется с принципом честного вызова, на котором основаны игры From. А уж если ты защищался не потому, что играешь танком, а из-за того, что застрял в лавке, в которую твой герой запрыгнул вопреки твоему желанию, то комбо ощущений получается по-настоящему зажигательным.
Но главная проблема Lords of the Fallen — совершенно абсурдная сложность
Игры солс-серии — не сложные! Даже Sekiro. По крайней мере, не такие сложные, как многие о них думают.
В каждой найдётся несколько моментов, на которых можно подзастрять, пара «нечестных» или плохо сбалансированных эпизодов, но в целом солсы проходятся без проблем. Они не пытаются поджечь задницы, как почему-то принято считать. Игры From наказывают только за невнимательность. Пока ты сосредоточен и аккуратен — всё идёт гладко. Но как только ты расслабился или слишком поверил в себя — получаешь освежающий подзатыльник и снова возвращаешься в режим фокусировки. Вот что в них скрывается за понятием «сложность».
Но разработчики солслайков слово «сложность» понимают поверхностно и чересчур буквально. Только-только я ругался на Lies of P за её неадекватных боссов, как выходит Lords of the Fallen, после которой приключения Пиноккио уже не кажутся такими уж сломанными. Lords of the Fallen поджигает каждую секунду и делает это самыми идиотскими методами, которые идеально друг друга дополняют.
Первым вступает дизайн уровней
Lords of the Fallen — это один огромный Блайттаун, чертовски запутанный, без ярких ориентиров. Визуально локации прекрасны, но структурно это зачастую бесконечные балки, лестницы, платформы и узкие проходы. И всё это с механикой прыжков из Dark Souls — с тем самым разгоном и только с ним. Хоть ядовитыми болотами не пытают и на том спасибо. Учитывая специфику жанра и кривизну управления конкретно в Lords of the Fallen — это вечное балансирование на грани очень утомляет.
Не меньше утомляет и необходимость постоянно метаться между двумя измерениями, а ведь это киллер-фича игры. В Lords of the Fallen мы существуем сразу в двух планах — в Аксиоме, мире живых, и в Умбре, мире мёртвых. Примерно как в Medium от Bloober Team. Подглядывать на тот свет можно с помощью фонаря, а можно перейти туда полностью (в любой момент) — для этого нужно активировать фонарь или умереть. В Умбре локации меняются, появляются новые проходы, лестницы и платформы.
Идея топовая, если бы метаться между мирами не приходилось слишком часто. Ну, или если бы Умбра не превращалась в ещё более жёсткий платформенный ад. Или если бы возвращаться в мир живых можно было когда угодно, а не только на специальных точках и «кострах». Много разных или.
Второй выход — расстояние между «кострами»
Оно абсурдно большое. Местами можно поставить свой собственный временный чекпоинт, но одновременно может существовать только один такой костёр. И не всегда эти места присутствуют там, где реально нужны. Зато разработчики часто кидают их рядом с шорткатами, которые и так ведут к основному месту отдыха. Да и для установки временного чекпоинта необходим специальный редкий предмет, которым можно закупаться, но стоит он дорого — в критический момент в инвентаре его запросто может не оказаться.
Ну а хэдлайнер — обычные противники
Их абсурдно много и они абсурдно живучие. И я намеренно раз за разом использую именно слово абсурдно — ни одно другое не передаст мои ощущения так чётко! При этом наш герой отлетает с двух-трёх ударов, даже если закован в тяжёлую броню.
Lords of the Fallen просто бомбит количеством врагов. Часто приходиться биться с бандами, в которых буквально с десяток противников (а бывает и больше). Просто представьте — на механиках Dark Souls сражаться с танком-колдуном, который лечится и может тебя заваншотить. А вокруг ещё пять мелких крипов. А издали в тебя как из пулемёта стреляют двое арбалетчиков и пара магов. Представили? За углом ещё одна такая же стычка! А потом ещё одна. И ещё — до самого босса. При этом боссы-то норм — немилосердные, но вполне убиваемые. Разными способами и без вреда для ментального здоровья, в отличие от Lies of P или Wo Long.
А если всё происходит в Умбре, то замесы окончательно превращается в цирк. Появляется ещё больше врагов, существующих только в мире мёртвых. И они респаунятся на лету. А через пару минут начинают спауниться «мини-боссы». А через четыре минуты появляется «смерть», которая с вероятностью в 99 процентов тебя прикончит на месте. И всё это помимо тех врагов, что и так есть на локации — они-то никуда не исчезают. Поэтому лишний раз отправляться в Умбру не хочется, как бы не тянуло найти все секреты.
Вывод такой: если хотите сделать экшен-RPG про сражения с большими толпами врагов, то боевая система должна быть в корне другой. Как минимум ещё более быстрой, с чёткими инструментами контроля толпы и главное — с отменяемыми анимациями ударов. Иначе возникнет ощущение нечестных, чересчур хаотичных и «ватных» драк, а значит и ощущение плохого контроля за героем. Как и происходит в Lords of the Fallen.
Всё перечисленное вместе и делает сложность Lords of the Fallen неадекватной, а саму игру даже более душной, чем этот обзор. Ситуация получилась обратной относительно того, что я рассказывал о Lies of P — более-менее нормальные боссы, но полностью сломанное исследование локаций. Изучать уровни в Lords of the Fallen приятно только в те редкие моменты, когда разработчиков всё-таки отпускает, и они хотя бы пару минут не заваливают тебя крипами-губками. Но большую часть времени ты носишься как ужаленный, бесконечно кувыркаешься и пытаешься просто добежать до следующего чекпоинта — драться некогда и незачем. Аккуратно зачищать уровни в Lords of the Fallen почти невозможно.
Сломанная сложность и технические косяки боевой системы перевешивают всё хорошее, что я могу сказать о Lords of the Fallen, а хорошего о ней можно сказать немало. Это игра про горение и раздражение, а не про честный вызов и кайф от преодоления. Но даже в таком виде — это один из лучших солслайков. Что же поделать, если подражатели солсов всё ещё так далеки от сути своего прародителя.
Lords of the Fallen уже доступна на ПК, PS5 и Xbox Series X|S. В России игра официально не продаётся. Русского перевода в ней нет, но на ПК есть хороший фанатский перевод субтитров, сделанный нейросетью с украинской версии игры.
Lies of P — идеальная копия Bloodborne, но с одной важной проблемой