9 мая вышла Stellaris, игра, которую многие ждали больше, чем майского потепления, игра, которая рискует аннигилировать все ваше свободное время, личную жизнь и сон. Чтобы описать ее максимум емко, скажу, что это — приятная смесь, в которой есть немного от Endless Space, немного от Galactic Civilizations и совсем чуть-чуть от от Europa Universalis IV. Итого: возможно, лучшая существующая на данный момент 4X космическая стратегия, но при этом пока не лучшая из игр компании Paradox. О том, почему именно «пока» и почему ее стоит брать безоговорочно — ниже.
Stellaris — это игра о космосе, исследованиях, галактических империях и прочем приятном sci-fi-онанизме. Но, в отличие от множества существующих неплохих, а зачастую и новаторских игр, эта кажется более перспективной вещью и потенциально недостижимой планкой. Шведы из Paradox взялись за космос с таким рвением, что в тщательно воссозданном симуляторе космического феодала хочется жить и вести свою вотчину к вершинам славы. Здесь интересно вникать в технологии, любопытно исследовать новые системы, а первая встреча с иной расой окажется ярчайшим впечатлением.
Однако нужно помнить, что в этой космической песочнице нужно веселить себя самому. Умея делать это или научившись с ходу, вы рискуете очень сильно втянуться и слиться с вашим галактическим питомцем. Вы будете переживать за то, что наследник империи растет бесталанным алкашом (космическая эра, а пьянство не побеждено). Будете лично набирать нужных ученых в штат, помнить их по именам и следить, чтобы они не погибли во время исследований. Будете строить козни соседям, а также холить и лелеять каждую новую планету, которые здесь в дефиците.
Чтобы сразу показать, насколько Stellaris хорош и внимателен к деталям, сделаю небольшой спойлер. В местном мире существуют не только развитые расы, но и отставшие в развитии неудачники. Они могут создавать каменные топоры или железные дороги, или же быть на пороге полетов в космос. Вы, как полновластный правитель, можете раздавить их словно мошку и забрать их планету, не исключено, что поработив местное население. Но вы же имеете право пойти по пути цивилизатора и тайно способствовать их развитию, доведя оболтусов до своего уровня. Дойдя до него, благодарный и некогда примитивный народ сможет влиться в вашу федерацию на правах субъекта. Есть и третий вариант: можно использовать аборигенов как ресурс для исследований разной степени жестокости, превратив всю планету в гигантскую лабораторию. В том числе, для испытания новых видов вооружения. Прилетать на тарелках и воровать их скот — вот это, я понимаю, отыгрыш.
В целом, главный плюс Stellaris и он же — главная претензия (это кому как) — игра очень ровная и прилизанная. Она аккуратная, нерадикальная, очень умеренная и уважительно относящаяся к традициям жанра. Она берет все лучшее от космических 4X-стратегий и, в принципе, делает все то же, что Endless Space: компилирует, шлифует и нежно подгоняет все элементы друг к другу. Но это же следование традиции — причина, по которой многие любители именно «парадоксодрочилен» могут оказаться разочарованными в некоторых аспектах.
Есть очень тонкий и своеобразный фирменный момент «парадоксовских» игр, который в здесь пока не использован. В тех же Europa Universalis и Victoria было очень много условностей. Либертарианцы, врывающиеся на революционных танках в Москву, Шри-Ланка как родина фашизма и прочие выкрутасы альтернативной истории были нормой. Однако все это угнетало, сбивало с толку и местами было просто смехотворно. Но здесь, в фантастическом сеттинге, такая насыщенная и до нелепого бурлящая политическая жизнь стала бы огромным плюсом. И будем надеяться, что станет.
То есть уже сейчас все круто, стильно, но при этом в какие-то моменты неожиданно безлико и неоригинально. Космические империи выглядят одинаково вне зависимости от того, каковы их свойства. В других играх «парадоксов» все было с точностью до наоборот: игра за Великобританию и какой-нибудь Сонгай — это как небо и земля. И так было не только из-за технологического уровня держав: огромное значение имели система правления, политический строй, привычный уклад народов и их характеры.
К сожалению, пока в Stellaris империя космических грибов-коллективистов геймплейно не особо отличается от гипер-индивидуалистичных высокодуховных рептилоидов. Точно так же звездные либеральные демократии легко перепутать с рабовладельческими джамахериями, а пацифистов с милитаристами. Хотя, надо сказать, выборная система вносит интересные моменты. Одно дело — президент, который меняется каждые пять лет, другое — космический Несмертный Джо, правящий три столетия подряд благодаря генетическим уловкам (хотя у моего уже лет в 80 выпали все волосы и зубы — видимо, генетика помогает не очень).
Есть очень большие шансы того, что с новыми DLC игра станет не только лучше, но и выйдет на другой уровень. Вспомните тот же Crusader Kings 2: когда она вышла, игровые народы и ситуации в целом были однообразными, все выживали в мире победившего однородного феодализма как могли. Но посмотрите на игру сейчас: здесь вам и исламская икта, и степные орды, и племена варваров, и буддисты, и марийские язычники, и прочее и прочее. И все уникальны по геймплею: быть повелителем степи — это совершенно иной опыт, нежели тот, что можно получить от просиживания штанов в маленьком баронстве в Провансе.
Таким образом, Stellaris, пошел по тому же пути, что и другие игры от Paradox: он изначально заточен как платформа, фундамент для совершенно иной и более глубокой игры, которая получится в итоге. С новыми DLC этот симулятор космической империи должен будет меняться до неузнаваемости и начать собственную жизнь и эволюцию.
Stellaris уже доступна в Steam за совершенно скромную сумму.