В английском языке есть выражение «style over substance», описывающее те случаи, когда за красивой стильной оболочкой не скрывается ничего особенного. Но зато та самая оболочка настолько хороша, что вытягивает все произведение. В игровых журналах старой школы это любили называть «атмосферой». Студия Supergiant Games делает ставку именно на нее: и The Bastion, и Transistor — ролевые экшены, западающие в душу благодаря психоделической картинке и умопомрачительному электронно-гитарному саундтреку, но не каким-то гениальным геймдизайнерским находкам. В новом проекте, Pyre, со стилем снова все в порядке. Очарованию поддаешься с первых же моментов, но вот когда доходит до субстанции, начинаются вопросы.
Итак, мы играем за некую девушку, которую за страшный грех умения читать отправили в ссылку в местное Чистилище, населенное диссидентами и преступниками различных рас. В этом фэнтезийном мире уживаются люди и говорящие собаки, ходячие деревья и гарпии, рогатые демоны и одноглазые черви в рыцарских шлемах. В пустыне героиню подбирает группа бродяг, которые только и искали кого-нибудь грамотного. Ведь Чтец умеет определять по звездам место проведения Ритуалов, во время которых две команды из трех изгнанников пытаются загасить костер противника. По слухам, тот, кто одолеет несколько соперников подряд, получит шанс сразиться на священной горе и выбрать одного счастливчика, получающего амнистию и билет домой.
Все эти сведения на нас вываливают постепенно, в написанных изощренным слогом диалогах нашей команды по ходу их странствий. В повествовательную часть невозможно не влюбиться. Изысканные портреты персонажей сменяют друг друга, а куски текста предваряют короткие реплики на выдуманном разработчиками языке, больше всего напоминающем латынь. Какое-то время спустя просто начинаешь слышать в голове рокочущий бас хмурой демонши или чуть слышный шепот странствующего менестреля.
Самоходный фургон бежит-качается все дальше по не поддающимся описанию пейзажам — каждая локация выглядит так, словно ведро перемешанных красок выплеснули на экран и расчертили вычурные формы уверенными движениями руки. И все это под тягучий перебор бас-гитары. Советуем: просто пойдите и послушайте саундтрек отдельно, даже если вас не заинтересовала сама игра.
Команда пополняется все новыми персонажами со своими заморочками, которые иногда наталкивают на тот или иной выбор дальнейшего пути. В целом, все это могло бы сойти за эклектичную визуальную новеллу, такую себе Banner Saga, но только без особо драматических последствий при каждом неудачном решении. Однако кроме этого в Pyre есть еще те самые Ритуалы, и с ними все не так здорово.
Из наших экзотических попутчиков мы каждый раз выбираем троих, что участвуют в действе. Как и все в этой игре, этот момент выглядит невероятно стильно — изящные ритуальные маски, светящиеся ауры, саркастичный донельзя комментатор-судья. Но в конечном итоге перед нами предстает незамысловатый вариант уличного баскетбола трое на трое, где вместо броска мяча в корзину надо закидывать волшебную сферу во вражеский костер, пока тот не погаснет.
В действительности речь идет скорее о неравной борьбе одного (то есть вас) против трех (то есть противников). Управляем мы только одним персонажем, а на прочих переключаемся лишь при передаче паса, тогда как компьютерные соперники замечательно маневрируют по площадке все вместе. Наткнулись на ауру вокруг противника, неся сферу, — персонаж на несколько секунд отправляется в астрал, метнули ауру сами — отправили врагов на перекур. Враждебные выпады можно перепрыгивать, на что тратится энергия, необходимая также для резких рывков вперед. Кроме того, сферу можно не просто донести до костра (в чем и заключается основная задача Ритуала), но и просто швырнуть туда, хотя это уже частности.
Казалось бы, нюансы должны вытягивать игру — каждый персонаж обладает сильными и слабыми сторонами, а между матчами можно выучивать для них новые навыки. Но желания внимательно разбираться во всем этом, к сожалению, так и не возникает.
Как это ощущается? Для грамотного использования пасов надо иметь реакцию мангуста или профессионального игрока в StarCraft. Арены слишком малы. А каждый Ритуал, в итоге, сводится к судорожному кликанью мышкой и полоумному битью по кнопкам. Довольно показательно, что офигевшая от такого Windows предлагает включить режим залипания клавиш.
Не то чтобы весь этот магический баскетбол не имел право на существование, но меланхоличная повествовательная часть сшита с ним белыми нитками, так что он даже может восприниматься как досадная помеха в развитии сюжета. Да, некоторые решения по ходу путешествия могут давать бонусы или пенальти команде в следующем матче, а Ритуалы Освобождения лишают нас одного за другим самых сильных игроков. Но по ходу прохождения Pyre никогда не ощущаешь такую тесную взаимосвязь двух половинок игры, как в уже упомянутой The Banner Saga, где цепочка неудачных боев и глупых поступков загоняла в депрессию и приводила к гибели героев.
Supergiant Games создала очередной чарующий мир, в который погружаешься с головой и историю которого не нужно вычитывать из вспомогательных томов. Все имена, названия и термины снабжены контекстными справками прямо в диалогах, что приятно поразило нас еще в Tyranny. Спутники здесь — бесподобны, психоделические ландшафты навсегда останутся в вашем подсознании, а музыку хочется купить отдельно и слушать часы напролет. Но, черт побери, называть Pyre «отрядной ролевой игрой» (цитата со страницы в Steam!) — очень странное лукавство. «Style» в этом смысле оказался бесподобен. А вот «substance» — сильно на любителя.