Вопрос: хорошо ли это? Однозначного ответа, конечно же, нет. Потому что новая Resident Evil 4 — это просто другая игра. Скорее, нечто по мотивам оригинала, нежели посвежевшая версия классики. Старый и новый «четвёртый резик» — это больше Dead Space и The Callisto Protocol, нежели Dead Space и её прямой ремейк. Причём если с оригиналом вы знакомы совсем поверхностно, то больших изменений можете и не заметить. А они есть!
Все части Resident Evil — немного (иногда очень) придурковатые
А конкретно четвёртая легко попала бы в топ самых придурковатых «резиков» — в лучшем смысле! С одной стороны, в игре творилась хоррорная дичь: паразиты, взрывающие людям головы, сектанты, ужасные подпольные эксперименты, личные драмы персонажей. С другой же — куча по-хорошему идиотских сцен, в которых Леон ловит рыбу, уморительно убегает от булыжника (ну хоть не мудохает его, как Крис), выдает уанлайнеры и коряво подкатывает к кринжующим девочкам.
Да и в целом Resident Evil 4 почти двадцатилетней давности — это мощнейший, не знающий преград би-муви из восьмидесятых. Но баланс между смешным (не важно, намеренно или нет) и по-серьёзному атмосферным в игре отличный. Этот самый баланс в духе The Evil Dead и туповатой супергероики как раз и создаёт стиль, благодаря которому от увиденного не краснеешь, а от игры в целом кайфуешь. Создатели ремейка оригинал явно любят, но как будто не очень понимают.
Ремейк Resident Evil 4 сменил тон
В ремейке осталось достаточно чизи-моментов и неловких диалогов, кое-что перекочевало из оригинала. Но в целом тон заметно наклонился в сторону «глубины» и «серьезности». Даже откровенно комедийного злодея Рамона Салазара превратили в довольно жуткого, прямо прописанного персонажа. Более живым стал и без того криповый староста деревни Мендес, и скоморох-обольститель Луис. Эти изменения сами по себе сложно назвать плохими. Ну что плохого в том, что бэкграунд расширили? Что плохого в том, что драму между Леоном и его бывшим сослуживцем Краузером «очеловечили»? И уж тем более, что плохого в том, что закрученный вокруг древних паразитов культ теперь прописан реалистичнее и жутче? Теперь можно узнать больше об их жертвах и даже их найти — круто!
Вот только игра хоть и меняет детали, но глобально всё же следует канве оригинала. И это ещё как-то работает в деревне, но вот в замке и на острове диссонанс начинает фонить. Ну какой ещё мрачный реализм в игре, где мы в замке манерного карлика из дробовика палим в ожившие доспехи и продаём выловленные из сральника побрякушки торговцу который каждый раз шутит, что «пушки» не зря рифмуются с «весельем»? Resident Evil 4 — это игра с очень глупым, поверхностным сценарием, который работает благодаря его несерьёзности. Чтобы сделать его реалистичным, нужно переписывать вообще всё.
Диссонанс не убивает ремейк, но не даёт о себе забыть. Вся игра воспринимается как та самая, выпадающая из атмосферы пальба на корабле в Resident Evil 7. А насупивший брови Леон стал просто в разы скучнее — не только благодаря исчезнувшим шуткам и постоянному нытью, но и силами зевающего актёра озвучки. То же, кстати, касается и Ады Вонг, из-за чего в сети уже случился мини-скандал, ведь недовольные озвучкой и игрой актрисы игроки — обязательно сексисты и кибербуллеры.
Ремейк Resident Evil 4 сменил геймплей
И это ожидаемо. Я-то считаю, что оригинал всё ещё не устарел, но это очень спорный вопрос. Предельно аркадная баллистика и отсутствие возможности одновременно целиться и ходить в 2023 году оценят не все. Зато «та» Resident Evil 4 была по-хорошему предсказуемой — реакция врагов на попадания из разного оружия в разные части тела быстро запоминалась, а на основе этого было удобно на лету строить тактику. Главным её элементом, конечно же, было «выстрелить в колено — провести суплекс или дать в морду — затыкать ножом». Но врагов и оружия было очень много, а ситуация на поле боя часто заставляла импровизировать, так что скучно или монотонно не было. Да и верный стан от попадания в голову — это база. А Леон хоть и не умел ходить, подняв оружие, но был всё-таки лёгким, быстрым и отзывчивым.
Ремейк всё делает по-другому. Леон стал грузным и инертным (он иногда почти как Артур Морган, только ещё и укрытиями пользоваться не умеет), а враги наоборот ускорились. Целиться сложнее, а выбор оружия очень уж сильно влияет на сложность прохождения — нет никакого смысла до победного качать стволы, полученные на ранних этапах игры. Поведение заражённых стало более непредсказуемым — от одного и того же выстрела они могут упасть или не упасть, подставиться под пинок или нет. Иногда ты убиваешь их парой выстрелов, а иногда всаживаешь целую обойму. Мелкие нюансы обновлённой боевки можно перечислять долго, но главное: она стала более спонтанной и тяжёлой. В общем, другая, современная. А выбор между новой и оригинальной — исключительно дело вкуса.
На самом деле новая боёвка куда лучше работает не в сюжетной кампании, а в аркадном режиме «Наёмники», который добавили уже после релиза (за что осуждаем). Там её спонтанность и балаганность приходится к месту, учитывая, что мы просто истребляем врагов на больших картах, не думая о ресурсах и «будущем». Да и уникальные способности персонажей делают процесс динамичнее и веселее. Краузер, например, умеет отращивать руки-базуки с лезвиями, которые прекрасно прореживают толпу. Жалко, контента в «Наемниках» сейчас максимум на несколько часов. Но оно и понятно — качать сервисность Resident Evil 4 удобнее всего именно через «Наёмников».
В то же время ремейк Resident Evil 4 добавил ряд очень сомнительных нововведений
Например, почти бесполезный стелс и абсолютно бестолковый арбалет из The Evil Within, который начинает работать только с появлением взрывных снарядов. Тогда он, правда, просто становится заменой вырезанного гранатомёта.
Но это мелочи, самые странные механики касаются ножа. Им теперь можно парировать вражеские атаки, а ещё он быстро ломается. Враги, соответственно, получили массу возможностей сокращать дистанцию до Леона и швыряться всяким мусором, чтобы игрок чаще пользовался парированием. Но из-за этого контролировать толпу стало почти невозможно, из-за чего, в свою очередь, сражения часто превращаются в балаган. А когда это происходит, проще уйти на чекпоинт, чем пытаться вывести неуклюжего Леона из окружения. Плюс игра фактически не оставляет выбора: первым делом максимально вкачать прочность ножа — это вопрос выживания.
Ножом же испортили и знаменитую битву с Краузером. Из зрелищного ролика с QTE (QTE — это не всегда плохо!) она превратилась в вялую «недосекиро» с перекатами и парированиями, да с ещё и такими просторными окнами и таймингами, что это просто нудно. Видимо, разработчики проанализировали роль ближнего боя в оригинальной Resident Evil 4 и решили его со всей силы прокачать. И перестарались. В моей голове всё это просто плохо сочетается с духом и геймплеем четвёртого «резика».
Да и с графикой в ремейке не всё однозначно
Она шикарная, но есть пара важных оговорок. Во-первых, у игры, по крайней мере на Xbox Series X, серьёзные проблемы с подгрузкой текстур. Окружение из мыла в красоту постоянно превращается на глазах в метре от героя. Открываешь карту, закрываешь — и вот снова мыло. И оно может сохраняться минутами. Ситуация почти как с ремейком Final Fantasy 7 на PS4.
Во-вторых, как это часто бывает с ремейками, разработчики перебрали с детализацией. Уровни смотрятся восхитительно, но их читаемость упала в разы. В окружении визуального шума частенько непонятно, куда идти, с какими объектами ты можешь взаимодействовать, а с какими нет. Карта спасает, но хотелось бы пользоваться ей пореже, особенно учитывая проблемы с текстурами. Баланс читаемости и детализации — это искусство, с которым ремейк Resident Evil 4 не справляется. Местами он решает проблему грубой лобовой атакой и просто окрашивает нужные проходы и выступы ярко-жёлтой краской. И на том спасибо, но это костыль.
В случае с ремейками второй и третьей частей Resident Evil разработчики делали полностью новые игры, которые настолько отличались от оригиналов, что их и сравнивать бессмысленно. Всё-таки оригиналы выходили во времена фиксированной камеры, танкового управления и куда более серьёзных ограничений по всем фронтам. А Resident Evil 4 вышла не так давно, ей бы подошёл и ремейк «один в один» — просто покрасивше и с аккуратными доработками.
Но Capcom и в этот раз решили переделать всё радикально. У них снова получилась другая игра. И это по-своему хорошо! Но новая Resident Evil 4 не такая собранная, стильная и фановая, как оригинал — а в особенности его VR-версия. Играть стоит обязательно, это отличная игра, но вовсе не эталонный ремейк. Особенно учитывая, что он также лишился нескольких культовых сцен, одного памятного босса и целой мини-кампании за Аду Вонг, которую нам точно продадут за отдельные деньги. Зато микротранзакции на месте! Теперь Resident Evil 4 — современная игра, тут не поспоришь.