В продаже, хочется надеяться, финальная часть трилогии про новую Лару Крофт. Несмотря на то, что сценарием занималась уже не Рианна Пратчетт, интереснее не стало: перед нами слишком аккуратное, слишком предсказуемое и оттого немного бессмысленное завершение приключенческого триптиха про расхитительницу гробниц.
А вспомните, как все здорово начиналось.
Первая часть новой трилогии должна была составить конкуренцию Uncharted, которая уже в то время в полный рост была лучшей в жанре. Вместо весельчака и повесы Дрейка хрупкая и страдающая Лара; вместо линейного геймплея — подобие открытого мира с гробницами, секретами и головоломками, а сюжет — не просто очередная приключенческая история про поиск сокровищ, а большая человеческая драма.
Авторы из Crystal Dynamics обещали (лично мне тоже, в одном из интервью), что Tomb Raider 2013 года будет посвящена становлению Лары как личности, сильной женщины, той самой расхитительницы гробниц, которую все знают. В игре планировались элементы симулятора выживания, а в сценарии, по слухам, даже намеки на гомосексуальность Лары. В 2013 году, за несколько лет до интернет-флешмоба Me Too, SJW-срачей и всего остального, казалось, что разработчики делают слишком большой шаг вперед. Но именно поэтому Tomb Raider так сильно и интриговала.
Что было дальше, вы знаете: Tomb Raider вышла, и оказалось, что все острые углы в игре или сглажены, или совсем пропали.
От «полноценного выживания в джунглях» (цитата из того же интервью) осталась парочка небольших заданий в начале игры; все намеки на какую-либо сексуальность Лары так же пропали. Она стала просто беззащитной девушкой в мире кровожадных мужчин, а игра машинально превратилась в подражателя Uncharted, но с большим уклоном в игровой процесс и собирательство. В Tomb Raider нужно было так же часто решать головоломки и ныкаться по пещерам, как в игре смотреть красиво поставленные сюжетные вставки в игре от Naughty Dog.
Вдобавок Tomb Raider стал еще одной игрой, которая подтвердила одну из главных аксиом игровой индустрии: Рианна Пратчетт пишет хреновые сценарии. И хотя, по слухам, история Tomb Raider несколько раз переписывалась и сокращалась, мы получили невнятную, пусть и местами таинственную новеллу про остров Яматай, Императрицу Солнца и древние ритуалы. Поэтому, оставаясь очень увлекательной с точки зрения механик, Tomb Raider совершенно не интриговала сюжетом. Но все равно верилось, что это скорее классические недочеты первой игры, и в сиквеле-то все проблемы исчезнут.
Не случилось: Rise of the Tomb Raider опять обильно эксплуатировала лучшие фрагменты первой игры (бои, гробницы, поиск сокровищ). Но история, часть которой разворачивалась в России, снова была, мягко говоря, едундовой. Теперь Лара сражалась с таинственной организацией «Троица» — на этом описание сюжета можно было и закончить. Вместо того, чтобы проделать какую-то работу над ошибками, Crystal Dynamics продолжали биться головой о стену, игнорируя проблемы оригинала.
Этим длинным вступлением к собственно рецензии я как могу оттягиваю момент, когда придется рассказывать про Shadow of the Tomb Raider — самую неинтересную и бессмысленную часть новой трилогии. Которая, к тому же, похожа на две предыдущие игры до такой степени, что их можно перепутать.
Подвох все почуяли задолго до релиза, когда разработку отдали студии Eidos Montreal, а Crystal Dynamics якобы сфокусировалась на разработке новой Лары для следующего поколения консолей. EM — безусловно, талантливая студия, но тут они работали с чужим материалом, а это всегда чревато определенными последствиями.
Именно поэтому Shadow of the Tomb Raider получилась профессиональной, аккуратной, но невыносимо скучной и предсказуемой игрой в жанре «лишь бы за старшими не испортить».
И вместо грандиозного финала «Тень» скорее похожа на вымученную развязку, которую сделали просто потому, что не могли иначе: нужно и время потянуть до следующего ребута, и фанатов порадовать, чтобы не разбежались.
Eidos Montreal сделала свою работу слишком стерильно, скопировав не только лучшие, но и худшие качества двух предыдущих игр. В Shadow of the Tomb Raider по-прежнему очень схематичный и совершенно неинтересный сюжет. В третьей части Лара продолжает возню с, как кажется на первый взгляд, трансатлантической организацией «Троица» (впрочем, уже в дебюте игры вы узнаете, что она больше похожа на местечковую секту). Она отправляется в Латинскую Америку, чтобы помешать «Троице» найти там два могущественных артефакта, которые дают, конечно же, вселенскую власть.
При таком наборе колоритных персонажей — мексиканские террористы, царицы полузабытых городов, потомки инков и майя, размалеванные пещерные людоеды и так далее — здесь почти нет запоминающихся героев и историй, хотя почва благодатная.
Более того, в какой-то момент SotTR превращается почти в игру с открытым миром — с побочными заданиями, исследованием местности, лавками торговцев и другими знакомыми вещами. Но заниматься всем этим, как и знакомиться с третьестепенными персонажами, решать побочные квесты или просто помогать людям, совсем не хочется. Задания пресные и нудные, герои разговаривают языком плохих канадских сценаристов, а самая неотесанная и малоразговорчивая из всех — Лара. Но хвала индейским богам: всеми этими фоновыми активностями можно пренебречь и отправиться в пещеры и гробницы.
Как только Лара уходит от людей и «Троицы» в склепы с артефактами, а «сюжет» берет паузу, от SotTR мгновенно начинаешь получать удовольствие. Основные игровые механики слаженно работают с 2013 года, несмотря на то, что никаких значимых изменений в них не произошло.
Одна из немногих новинок — веревка, при помощи которой можно спускаться с отвесов и скал, но все остальное уже было в предыдущих сериях. Зато на месте осталось самое интересное: поиск гробниц, не очень сложные, но всегда интересные головоломки, а для тех, кто любит заниматься собирательством — тонны лута, спрятанные в складках уровней.
Вообще, если не слишком отвлекаться на сюжет, не задумываться о траектории характера Лары, не вчитываться в диалоги и не заниматься другой ерундой, а играть в Tomb Raider, как в Diablo, то есть — просто нажимать на кнопки, то игра становится в разы круче и увлекательнее. Проблема в том, что не обращать внимание на то, что вокруг этого, все же не получается.
Беготня по южноамериканским джунглям делает игру слишком похожей на вторую половину Uncharted 4 и особенно — на ее спин-офф. А ведь Eidos Montreal не могли этого не заметить: финальная глава про Дрейка вышла более двух лет назад.
Но обиднее всего, что новые приключения Лары, которые начинались со смелых заявлений продюсеров и разработчиков, к своему промежуточному финалу подходят в исключительно расхлябанном состоянии. С путанным трехкопеечным сюжетом в духе плохого приключенческого кино, поверхностной героиней, которая не может связать и пары слов, и которая лишь отдаленно напоминает ту самую Лару из классических выпусков. С отлаженным, но вот уже 5 лет ни на йоту не меняющимся игровым процессом.
И главное — без основной идеи, которая бы была стержнем этих трехсерийных упражнений.
Uncharted была про людей, одержимых приключениями, которые поставили на кон свою жизнь. Выцедить даже такую пошлую и предсказуемую мысль из Лары невыносимо сложно, потому что любой диалог или ситуация в игре все равно сводится к железобетонным выражениям лица Лары или бесконечной беготне за граалями.
Shadow of the Tomb Raider — не плохая игра, не подумайте. Фанаты и поклонники жанра с удовольствием проведут в ней 10-15 часов: гробниц, головорезов, головоломок и сбивчивого сюжета хватит на всех. И в финале вы совершенно точно скажете, что это были не худшие 3-4 вечера за видеоигрой в 2018 году.
Но это не меняет главного: Shadow of the Tomb Raider — это необязательная, хоть и профессионально сделанная заглушка, без которой можно было бы обойтись, но по законам рынка — нельзя. Такое уже было и в видеоиграх — вспомните Batman Arkham Origins, — и в кино (назовите любой самый нелюбимый сиквел к какой-нибудь великой франшизе), и в сериалах — тут на ум приходит финальный сезон House of Cards. И это грустно: Лара Крофт, как одна из главных героинь видеоигр, уже давно заслужила того, чтобы игры с ее участием всегда становились событием, а не помогали скрасить время осенью до выхода более важных продуктов.
Shadow of The Tomb Raider в продаже с 14 сентября для PC, PlayStatin 4 и Xbox One.