Как хорроры вообще могут быть уютными? Легко: на экране творится хтонь, за окнами темнота и жутко завывает ледяной ветер, а вы в этот момент сидите с горячим чаем, укутавшись в плед — в полной безопасности! Такое на уют работает покруче традиционного праздничного залипания в «Скайриме». Ну а чтобы эффект был ещё сильнее, ужасы на экране тоже должны быть обледенелыми. Таких игр не очень много, но они есть.
Resident Evil Village
Свежайший и расхваленный нами выпуск Resident Evil — самый очевидный, но обязательный вариант. Герой игры Итан Уинтерс с первых минут оказывается в восточноевропейской деревушке по колено в снегу (и оборотнях). И хотя в дальнейшем Уинтерс будет больше таскаться по пещерам и особнякам, выбегать на мороз придётся всё же регулярно — так что он о себе не даст забыть. Важно, что атмосфера в игре соответствует её сеттингу — Village целиком ощущается насквозь промёрзшей, в лучшем смысле. А вот сюжетного дополнения к игре лучше избегать — оно того не стоит.
Silent Hill: Shattered Memories
Shattered Memories — пожалуй, самая экспериментальная игра в великой серии Silent Hill, если, конечно, не вспоминать о богомерзкой Book of Memories для PS Vita. Британские разработчики создали масштабное переосмысление первой части — сделали её динамичнее, но в то же время отобрали у игрока оружие. Получилось неоднозначно с точки зрения старых фанатов, но всё же свежо. Однако для нас важнее, что альтернативный Сайлент-Хилл в Shattered Memories — это не ржавые решётки и свисающая отовсюду плоть, а смертельный мороз и беспощадная вьюга. Так сразу и не скажешь, что на самом деле страшнее.
Until Dawn
Группа молодых людей отправляется отдохнуть и повеселиться в хижине в заснеженных горах Канады, где годом ранее уже пропала их подруга. Что же может пойти не так? А вот реально многое! Игре есть чем удивить тех, кто ещё не знаком с её историей — с ожиданиями игроков она играет лучше большинства голивудских хорроров. Until Dawn уже много лет остаётся не только одним из лучших воплощений молодёжных слэшеров в видеоигровой форме, но и ультимативной «зимней» игрой. Даже Андрей Загудаев в своё время впечатлился!
Забавно, что Until Dawn стала знаковой игрой в жанре «интерактивное кино», хотя в процессе разработки долгое время была куда сильнее похожа на упомянутую выше Silent Hill: Shattered Memories.
Dead Space 3
В оригинальный Dead Space инженер Айзек Кларк бродил по коридорам корабля «Ишимура», испуганно топтал уродливых некроморфов и мало понимал, что вообще происходит. Как, собственно, и игроки. Но к третьей части масштаб сюжета подскочил драматически, и Кларк уже не шкерился по углам, а расстреливал некроморфов из пулемёта на их «родной» обледеневшей планете. Dead Space 3 за многое можно и нужно поругать, но за попытку припорошить космический ужас снегом многое можно и простить. Местами из игры сочится атмосфера карпентеровского «Нечто». Кстати, о нём!
The Thing
По фильму «Нечто» есть подзабытая сегодня игра, и она прекрасна! Её события разворачиваются вскоре после финала картины: американские спецназовцы прибывают на антарктическую станцию из фильма, чтобы разобраться, что там произошло. И, разумеется, тоже сталкиваются с жуткой формой жизни, умеющей мимикрировать под кого угодно. Причем в геймплее это отражено — никому нельзя доверять, даже своим сослуживцам!
Развлечение, конечно, для олдфагов, потому что вышла The Thing в далёком 2002 году, а потому сильно устарела технически, да и геймплей местами рассыпается в песок. Однако холодную параноидальную атмосферу первоисточника она воссоздаёт отлично даже 20 лет спустя. Более того, The Thing — одна из немногих игр, в которой снег и холод это не только сеттинг, но и настоящий враг.
The Callisto Protocol
Свежайшая игра в списке, которую мы обозревали совсем недавно. Если очень кратко, The Callisto Protocol — это хоррор от создателя Dead Space, очень похожий на Dead Space, но это вы и так знаете. События игры происходят в тюрьме на поверхности спутника Юпитера — Каллисто. А Каллисто — это суровая ледяная планета. Побродить по её поверхности в The Callisto Protocol, разумеется, тоже придётся. И пускай эти вылазки немногочисленны и непродолжительны — атмосферы и снега в них достаточно. Особенно, когда игра заставляет брести в толпе замороженных монстров. Или не таких уж и замороженных?
Анабиоз: Сон разума
«Анабиоз» от украинской студии Action Forms — хороший пример игры, прохладно (ха!) встреченной на релизе, но ставшей культовой в узких кругах спустя годы. События «Анабиоза» разворачиваются на борту ледокола в Арктике — судно умерло, промёрзло, покрылось коркой льда и наполнилось монстрами, некогда бывшими людьми. Ну а главному герою предстоит с этим разбираться и потихоньку ледокол размораживать. Сохранение и получение тепла — вообще одна из ключевых механик в «Анабиозе».
В момент выхода было не очень понятно, как вообще нужно позиционировать игру, в лучшем случае её называли «отечественным биошоком». А сейчас всё ясно — это тягучий, меланхоличный иммерсив-сим с цепкой трагичной историей и упором на ближний бой от первого лица, как в Condemned и Zeno Clash. В него стоило играть в 2008 году, а сейчас стоит тем более — ничего похожего вы не найдёте.
Cursed Mountain
Главный герой Cursed Mountain отправляется в тибетские Гималаи, чтобы отыскать там пропавшего при загадочных обстоятельствах брата. Поэтому в программе много жутких опустевших храмов и деревень, чувство потерянности, призраки, скалолазание и регулярные попытки пробиться через снежные бури — идеальный вариант для нашей подборки. А ещё разработчики вдохновлялись серией Silent Hill, которая вот-вот восстанет из пепла, и Resident Evil 4 — и это заметно!
Не сказать, что эта потерянная классика с Wii (но и на ПК тоже есть) сильно пугает или развлекает интересными сражениями или головоломками, которых тут в принципе нет. Игра в целом довольно корявая и бюджетная (чего только стоят кринжовые ролики-комиксы), но сеттинг и всё та же атмосфера её вытаскивают даже сегодня — не просто так она регулярно попадает в hidden gem списки.
Cold Fear
Cold Fear попадает в наш список с некоторыми оговорками, ведь снега и льда в ней нет… но есть русское китобойное судно в ледяных водах Берингового пролива — сойдёт! Cold Fear, изданная, между прочим, Ubisoft, была обречена, поскольку вышла всего спустя два месяца после Resident Evil 4 (о её величии мы писали уже тысячу раз) и была при этом на неё сильно похожа. Как и на всю серию Resident Evil в целом. Впрочем, сеттинг сильно выделяет игру на фоне более успешного конкурента.
Отстреливать зомби на борту гигантского судна посреди шторма — это всё ещё уникальный экспириенс. Особенно учитывая, что качает корабль «по физике», а герой и его враги то и дело из-за этого скользят. Cold Fear — не самый страшный, но всё же крепкий и хорошо поставленный боевой хоррор, достойный внимания даже спустя столько лет. К тому же он напоминает, что когда-то Ubisoft умела рисковать и выпускала разные игры.
Kholat
Kholat — это польский хоррор об уже всем надоевших, но всё ещё жутковатых и обсуждаемых события на перевале Дятлова. Само собой, разработчики не пытаются докопаться до истины, а рассказывают очередную страшилку по мотивам. Но рассказывают талантливо, так что можно и послушать, особенно если вам, как и мне, близка тема оккультизма. Тем более, бо́льшего игра и не требует — разве что изредка от монстров прятаться. Но большую часть времени — просто бродить в пурге, слушать тоскливый вой вдалеке и наслаждаться психоделическими эпизодами. А ещё тут Шон Бин на озвучке!
10 хоррор-короткометражек для нужного настроя в пятницу, 13-е