Выход The Lord of the Rings: Gollum спровоцировал забавный флешмоб: разработчики других плохих игр начали делиться своими историями в твиттере, чтобы поддержать авторов «Голлума» из Daedalic. Среди них авторы таких шедевров, как Sonic Boom: Rise of Lyric, APB и Aliens: Colonial Marines. Мило, но оказаться в такой компании — такой себе комплимент.
Но что поделать, «Голлум» — действительно восхитительно плохая, сломанная буквально во всём игра. После неё даже Redfall играется будто бы приятнее. Однако больше фана я получил всё-таки от Gollum. И я расскажу, как мне это удалось, но стоит ли этот фан того, чтобы тратить 60 долларов на покупку «Голлума» — вопрос открытый.
Что вообще представляет из себя Gollum?
Идея сделать игру про Голлума — смелая и даже капельку безумная. Потому что сходу сложно представить, какой в подобной игре может быть геймплей. Мрачный «пещерный выживач»? Психоделический платформер в сеттинге расколотого подсознания Смеагола в духе Psychonauts? Бешеный кооперативный битемап с Голлумом и Смеаголом? Явно что-то нестандартное! Ну, или хотя бы стелс в духе серии Styx, там тоже злобный гоблин орков душил — идея обкатанная.
Но разработчики из Daedalic (известны серией Deponia и изданием всякого инди), кажется, сами так и не разобрались с геймплеем для собственной игры. Хотя на это у них было четыре года и пара переносов. В итоге основа «Голлума» — акробатика в духе древнейших окаменелостей вроде первых Tomb Raider. Только с кривым управлением, странными лягушачьими прыжками по непредсказуемой траектории и пьяной камерой. Можно справедливо заявлять, что Gollum — это плохонький 3D-платформер в стиле игр времён PS1.
Помимо прыжков есть стелс — чудовищно базовый (не путать с базированным). Можно прятаться в траве или тени, можно кидать камешки, чтобы отвлекать врагов. Изредка орков можно придушить, смысла в этом никакого, но пару раз требуется по сюжету. И это реально все стелс-механики, доступные в игре. С ними классно сочетается стукнутый мешком ИИ врагов, мимо которых часто можно просто пробежать в режиме спринта.
Ещё в паре головоломок нужно управлять помощником, указывая, куда ему идти и какие рычаги дёргать. На этом весь активный геймплей десятичасовой игры The Lord of the Rings: Gollum заканчивается. Если, конечно, не считать активным геймплеем наше любимое следование за NPC и просто беготню туда-сюда — такого тут не меньше, чем акробатики.
А отвлечься от геймплея в «Голлуме» особо не на что
Разве что на эпизодический фансервис: иногда в кадре мелькают культовые персонажи вроде Гэндальфа. Иногда они обсуждают события, которые будут играть важную роль во «Властелине колец» (события Gollum разворачиваются между ним и «Хоббитом») — хм, что же так яростно ищет Саурон? А что такое Шир? Такой в игре лайтовенький фансервис. Но происходит подобное редко. Помимо этого можно полюбоваться одной симпатичной эльфийкой, грозным дизайном Гэндальфа и без шуток крутыми назгулами — лицензия книжная, так что дизайн от привычного по фильмам отличается. Это даже приятно.
В остальном же Gollum — это уродливая и в техническом, и в художественном смысле игра. Два побега Голлума из двух тюрем, состоящих из размазнючих пещер и шаблонных лесных дорожек, сложно назвать увлекательным приключением. А свой вялый и абсолютно филлерный сюжет игра подаёт рвано и скомкано, поначалу не стесняясь даже перескакиваний в духе «прошло несколько лет». Всё в Gollum — от анимаций и дизайна до управления и режиссуры катсцен — сделано на каком-то вызывающе любительском уровне, будто студенты изучали возможности Unreal Engine 4.
Вокруг Unreal Engine 4 вообще происходит что-то странное. На этом уже немолодом и хорошо изученном движке примерно в одно время вышли три крупные игры: «Голлум», Redfall и Star Wars Jedi: Survivor. Движок отлично работал на прошлом поколении консолей и даже на мобилках! Но все три новинки почему-то в багах, пердят, лагают и выкатывают неадекватные системные требования. А две ещё и уродливо выглядят.
И как же от этого получить удовольствие?
Всё очень просто: нужно пройти ровно половину игры. До побега Голлума из темниц Барад-дура, в которые он угодит в самом начале. Дальше он будет сбегать уже от эльфов Лихолесья, на которых войной пошли орки, но это чертовски нудно и затянуто. А вот у Саурона, несмотря на всю кривизну игры, своеобразно повеселиться можно. Главное — принимать самые мразотные решения.
Gollum довольно часто даёт возможность сделать выбор, а его последствия чаще всего реально видны! Оформлены такие решения как простенький спор между Голлумом и Смеаголом, где мы выступаем за одну из сторон. Само собой, трусливый Смеагол обычно предлагает мягкие варианты, а злобный хитрец Голлум топит за пакостные, но безопасные для него решения. Хотя иногда бывает и наоборот.
Смотреть как Голлум погружается в тюремную рутину, ползёт вверх по «карьерной лестнице» и потихоньку становится бывалым — удивительно занятно. Особенно учитывая, что по пути он может подставить и отправить на плаху парочку злобных, но объективно невиновных орков, заморить голодом сокамерника и даже скормить паучихе Шелоб подельника. Собственно на логове Шелоб прохождение и стоит закончить. Или даже чуть раньше, чтобы не разбивать кайф о дурацкий пазл в канализациях Барад-дура и побег из затянутых паутиной пещер.
Игры вроде The Lord of the Rings: Gollum полезны, они неплохо отрезвляют. После них хороших игр вдруг становится намного больше.