В российском посёлке городского типа на десять тысяч человек жил-был Владик. Как говорит он сам — быдло из региона и обычный бумерок, любящий в игры погонять. Особенно в мясные шутаны. В какой-то момент Владик завёл хобби — заваливать стим мусорными мем-играми. Это, с одной стороны, прикола ради, а с другой — вдруг что-то взлетит и поможет закрыть долги.

По такому трэш-пути Владик и пришёл к шутеру VLADiK BRUTAL. Он тоже трэшовый, но долги закрыть явно поможет.

VLADiK BRUTAL родился из очень правильной идеи

«Хочу игру, которой нет — придётся делать самому». Автор хотел такой шутер, чтобы мясо как в Brutal Doom, а сеттинг — незамутнённая российская тоска. Ну и чтобы оружие реалистичное и современное! Ну и сделал — на четвёртом «анриле» за четыре года. Причем в процессе в формулу влезла ещё и любимая Half-Life 2. Причем так уверенно, что в итоге больше всего VLADiC BRUTAL похож именно на неё. Но концепции это не помешало, даже наоборот.

Идея «думер-шутера» многих цепанула за душу. Да так сильно, что люди во «Владике» начали видеть каждый своё: кому-то мерещится «Сталкер» и «Метро», а кому-то балабановский «Брат».

В этот раз дело явно вышло за рамки рофла, хотя пасхалками и мем-кеками в духе игр Мэддисона «Владик» накачан. Но помимо этого тут есть какой-никакой сюжет про зомби, монстров и свержение похожего на Горбачёва диктатора (хорошо, что времени истории уделено минимум). У мира игры присутствует какая-то логика. Приглядывается очень условная, но всё же постановка. По меркам «большой индустрии» получилось всё равно плохо на всех уровнях, но VLADiK BRUTAL — законченная полноценная игра.

Скриншот из игры VLADiK BRUTAL. Обзор VLADiK BRUTAL от российского разработчика

Во VLADiK BRUTAL весело стрелять

И не менее весело — давить местных «комбайнов» на «Нивасе» в горстке автомобильных эпизодов!

Какой бы любительской и трэшовой игрой ни был «Владик Брутал», самую важную миссию любого шутера он выполняет. Оружие бахает громко, отдача ощущается как надо, враги от выстрелов отлетают и на части разваливаются кайфово — это база. И не важно, как автор её возвёл. Сам ли он всё это аккуратно по кирпичикам собирал, или «наворовал» ассетов и кусков кода. Главное — результат.

VLADiK BRUTAL — наиболее наглядный пример того, какие чудесные возможности открывают «свободным творцам» современные технологии. Даже Владик из захолустья без особых навыков, с одной лишь плоской идеей на руках, смог сделать полноценную игру. Из говна и палок, кривую-косую, во многом абсолютно любительскую, за долгих четыре года, но смог. Раньше и такого результата без полноценной команды добиться было нереально.

И благодаря этому мы получаем как тонны мусора (который мы обычно всё равно не замечаем), так и смелые эксперименты с сеттингами и механиками, которых от большой индустрии (включая «профессиональное» инди) не дождёшься.

Скриншот из игры VLADiK BRUTAL. Обзор VLADiK BRUTAL от российского разработчика
VLADiK BRUTAL обманчиво хороша на статичных скриншотах

Во VLADiK BRUTAL есть один знаковый эпизод, на мгновение уводящий игру за рамки трэша

Когда главный герой (собственно, Владик Брутальный — как Сэм Серьёзный) впервые получает двустволку. С ней наперевес он меланхолично двигается через окраинные дворы, в окружении панелек, милицейских уазиков и ржавых советских песочниц. Каждый выстрел в очередного «комбайна» в противогазе оглушает, кровь забрызгивает железные двери подъездов, а на фоне тихонько играет думерский постпанк.

Тут сошлось и заработало всё. На этом отрезке придираться к «Владику» не хочется вообще — погружение беспрецедентное. Была бы такой вся игра! И не нужен ей сюжет. Пусть и длилась бы она пару часов, вместо итоговых шести. Но, может, кто-то подхватит идею.

За пределами этого эпизода большую часть времени мы будем шнырять по пустым коридорам и таким же пустым комнатам в полной тишине или под какую-то невнятную какофонию. Всё держится на ганплее, весёлом рэгдоле, вылазках к родным панелькам и редких вспышках стильной советчины. Потому что VLADiK BRUTAL ни с левелдизайном не справляется, ни с балансом, ни с презентацией оружия и врагов — почти всё на нас хаотично вываливают уже в самом начале.

Техническую сторону игры в принципе бессмысленно обсуждать в деталях. Она как-то выглядит и даже не особо тормозит. Но вот работа со светом, материалами (тут всё будто из бетона), спецэффектами, звуком и озвучкой, детализацией, интерьерами, да почти всем — на уровне «м-да». На скриншотах не так заметно, так что опасайтесь.

Скриншот из игры VLADiK BRUTAL. Обзор VLADiK BRUTAL от российского разработчика

VLADiK BRUTAL — это очень душевный, «искренний» трэш. За игрой виден её создатель, человек простой и духовно многим из нас по-своему близкий.

Да и в уникальности «Владику» не откажешь — он хоть и «пародия» на всё, но таких игр и вправду больше нет. Шутеры вообще сегодня чувствуют себя грустно — на выбор либо совсем ретро-ретро, либо Call of Duty. Так что тоскливый, грубый, прямолинейный, но брутальный «Владик» вышел очень вовремя.

Повод перепройти: как рейтрейсинг преображает оригинальную DOOM